В недавнюю бытность в театре существовало понятие «амплуа» – исполнение актёрами ролей, соответствующих их внутренним и внешним данным. Со временем оно постепенно исчезает из театра, а порой неожиданное решение режиссёра назначить артиста на ту или иную роль становится вполне обычным делом. Тем не менее, благозвучно звучащее французское слово и профессиональный термин ещё можно услышать в театральной среде, хотя всё реже и реже. Нынче артисты стирают привычные границы и расширяют свой диапазон ролей. Говоря об амплуа «героя-любовника» и «интеллигента», невольно предстаёт образ артиста, отдавшего театру свои лучшие годы, человека, столь редкого для данного времени типажа, которого с лёгкой грустью можно назвать «уходящей натурой» — заслуженного артиста Казахстана Вячеслава РУШКОВСКОГО.
Найти своего режиссёра
В 1974 году труппа уральского драматического пополнилась семейной парой — артистами Вячеславом и Анной Рушковскими. Поступили на службу в возрасте так называемого расцвета: и театра, и своего личного. Шёл 115-ый театральный сезон, молодой паре было чуть за тридцать. Актёры тех лет, как известно — племя миграционное. Успев сменить два театра — Барнаульский и Рубцовский, имея за плечами актёрское образование, полученное в студии при Севастопольском театре, их выбор пал на Уральск, где они «осели» на срок без малого — четверть века. Что повлияло на выбор актёрской семьи? Во-первых, с Уральском было связано младенчество Вячеслава Вячеславовича, тут прошли первые годы его жизни во время эвакуации в военное лихолетье, ведь рождён он был в сорок первом. Во-вторых, крепкая труппа и художественное руководство театра, его направленность и репертуар. В то время главным режиссёром театра был заслуженный артист РСФСР Павел ПОДДУБНЫЙ, а буквально через полгода пришёл Ян ПАНДЖАРИДИ, задав театру новый вектор развития. Ну и, в-третьих, как признавался в одном интервью Рушковский, — театр носил имя его любимого драматурга.
Одну из первых ролей исполнил в спектакле «Здравствуй, Крымов» Р.Назарова в постановке заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Коми АССР Николая ШАМРАЕВА. С приходом Панджариди артист получил центральные роли в его постановках: Сарафанов в «Свидании в предместье» по пьесе «Старший сын» А.Вампилова, Митч в драме «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, Прохор в «Вассе Железновой» М.Горького. Рушковский сразу влился в труппу, доказав, что в театре появился наделённый способностями одарённый артист. Он нашёл «своего режиссёра», да и вниманием других режиссёров не был обделён, получая основные и главные роли, заняв свою нишу. Сцена театра имени А.Н.Островского приняла Рушковского с первых ролей, а её главный вдохновитель, маг и чародей — режиссёр Панджариди, увидев молодого Рушковского в первом уральском спектакле, именно на нём остановил свой выбор на центральную роль 60-летнего Сарафанова в вампиловской истории, хотя в театре были актёры и посолиднее. Тогда помимо главного в театре было несколько очередных режиссёров. Каждый имел собственный почерк и стиль работы, и, безусловно, авторитет. Если у Панджариди он играл драматические роли, то режиссёр Александр ИНОЗЕМЦЕВ раскрывал в нём комедийный потенциал. Много интересных ролей было сыграно в спектаклях А.ИНОЗЕМЦЕВА: Милан в водевиле «Ограбление в полночь» М.Митрича, Шурик в комедии «Ход конём» Б.Рацера, В.Константинова. Позже были не менее значимые и запоминающиеся работы в спектаклях Панджариди: Смит в «Русском вопросе» К.Симонова, Половцев в «Поднятой целине» М.Шолохова, Леонид в прославленном спектакле «Ретро» А.Галина с прекрасными партнёрами, включая народную артистку КазССР Екатерину ВОЛОДАРСКУЮ, заслуженных артистов КазССР Владимира ПОПОВА и Зинаиду АКИМОВУ, роль Профессора в знаменитом «А по утру они проснулись…» В.Шукшина, в котором довелось партнировать с народным артистом СССР Олегом ТАБАКОВЫМ, Серебряков в «Дяде Ване» А.П.Чехова, где его партнершей в роли Елены Андреевны была заслуженная артистка Чувашской АССР Римма КАПИТОНОВА.
Любимец публики
Роли Рушковского всегда принимались уральской публикой благосклонно, и, стоит справедливо заметить, ему благоволила не только публика, но и пресса, которая отмечала каждую его работу. Г.Сарбасова писала: «Любимец публики снискал к себе зрительское доверие той добротной работой, которая и отличает его участие в любом спектакле, будь то «Ромул Великий», «Невеста из Парижа», «Семья преступника» или «Гусар из КГБ». Рушковский — глубоко верующий человек. Его религия – театр. Сюда он приходит словно в храм, веруя в исцеление человеческой души посредством театра, драматургии высокого гуманистического пафоса».
Мудрый, вдумчивый, интеллигентный артист высокой сценической культуры, обладающий прекрасной внешностью, ростом, хорошим сценическим голосом и пластикой. Внешние данные артиста органично сочетались с душевным богатством, чем артист и наделял своих героев. Он всегда был востребован в работе. В его актёрской копилке появились роли в спектаклях приглашённых режиссёров: Александра УРБАНОВИЧА, московских постановщиков Татьяны ГЛАГОЛЕВОЙ и Олега СОЛОВЬЁВА, Юрия ИЛЬЯШЕВСКОГО и Михаила МАМИЛОВА. Спектакли становились событиями своего времени. Если в памяти всплывут названия и роли, то у старшего поколения театральных зрителей и партнёров по сцене они предстанут перед глазами: Лимон Девдариани -«Обвинительное заключение» Н.Думбадзе, Граф Кефельд — «Кин» А.Дюма, Турковский — «Воспоминание» А.Арбузова (режиссура Урбановича), Зиновий Борисович в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова (постановка Соловьёва), Муров в «Без вины виноватые» А.Н.Островского, Адвокат в «Вагончике» Н.Павловой, Анна Полокучи в «Любовь- книга золотая» А.Толстого (постановки Глаголевой), Барри Кэшмен — «Последний пылкий влюблённый» Н.Саймона и Серебренников — «Равняется четырём Франциям» А.Мишарина (режиссура Ильяшевского), Аполлион в «Ромуле Великом» Ф.Дюрренматта (постановка Мамилова).
Грандиозный успех и заслуженная награда
Если говорить о ролях, то, конечно неожиданным было режиссёрское распределение на роль фрейлины императрицы Екатерины II Анны Полокучи. Эту роль получил… Рушковский! Звездный актёрский ансамбль: Князь Серпуховский- заслуженный артист КазССР Владимир ПОПОВ, Княгиня — Любовь СЕРГЕЕВА, Екатерина Вторая — народная артистка Казахстана Людмила ВАНЮКОВА, Завалишин — Марат САЙФУЛЛИН, Санька- Лариса МУХА, шут Решето- Марат КУРБАНГАЛЕЕВ и многие другие. Как писала о нём поэтесса Татьяна АЗОВСКАЯ: «Вообще это был радостный спектакль! Состояние праздника достигалось и тонкой режиссурой, и лёгкой, почти кружевной сценографией, и прекрасными актёрскими работами. Короче, изящество восемнадцатого века царило на сцене в полной мере. И каково же было артисту в роли первой дамы при дворе! В контрасте с опоэтизированным текстом пьесы это создавало такой комический эффект, что зал буквально стонал от смеха при каждом появлении фрейлины на сцене. Успех Рушковского был грандиозен!».
Вошла в историю и роль Тригорина в нашумевшей «Чайке» А.П.Чехова в постановке легендарного народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР Петра МОНАСТЫРСКОГО из Куйбышевской драмы. Спектакль был приурочен к 125-летию театра и имел невероятный успех не только на родной сцене, но и на сценических площадках Куйбышева, Алма-Аты, Донецка, Астрахани. И потом было много ролей — самых разных. И всякий раз зрители имели возможность увидеть очень точную работу актёра и порадоваться, что есть в нашем театре артист Рушковский! В 90-ые годы, когда театр переживал не лучшие свои годы и далеко не период «расцвета и творческого взлёта», но Рушковский играл и был по-прежнему востребован. Сыграл у Юрия КОНЕНКИНА Гладышева в «Чонкине» по В.Войновичу, у Анатолия ТАРАСОВА Платонова в «Яме» А.Куприна, у Аллы ЦАРЁВОЙ Ксанфа в «Эзопе» Г.Фигейредо, Президента в трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь». И в эти «застойные» годы было много героев любимого Островского: Большов — «Свои люди — сочтёмся», Павлин Миловзоров — «На бойком месте» в постановке московского режиссёра Петра ГИЛЁВА, Ашметьев — «Дикарка», Вышневский — «Доходное место». И не удивительно, что Островский стал любимым драматургом, ведь с его пьесы началась актёрская карьера и исполнена первая большая роль — Карандышева в «Бесприданнице». А ещё в 90-ые в репертуарном листе артиста появились герои сказок: Царь в сказке «Лапти-самоплясы», Барин в «Ищи ветра в поле» В.Лифшица, ну и прекрасный, добрый и самый дружественный Кот Леопольд в одноимённой сказке Аллы Царёвой, на которой выросло не одно поколение детей, в том числе и автор данной статьи.
Зрелое мастерство, артистизм, верное служение театру заслуживало самую высокую оценку в творческой биографии артиста Рушковского. И Указом Председателя Верховного Совета Республики Казахстан от 19 ноября 1992 года В.В.Рушковскому было присвоено звание заслуженного артиста Республики. Он стал последним заслуженным артистом за большую историю нашего театра. А в 1997 году, закрыв театральный сезон, сыграв роль, ставшую для него завершающей в актерской карьере — Аттилио в «Цилиндре» Э. де Филиппо, они с супругой принимают решение уйти на заслуженный отдых, уехав на родную землю в Беларусь.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра