Говоря о танце как об искусстве, хочется отметить, что Уральску в этом отношении повезло. В нашем городе вот уже на протяжении 40 лет существует детская хореографическая студия под руководством профессионала Ларисы Викторовны СТАНИЧНОЙ, между фамилией которой и понятием «знак качества» всегда можно поставить знак равенства. К тому же 35 лет исполнилось в этом году хореографическому ансамблю «Антре». Но два замечательных юбилея – это не повод подводить итоги, а повод для новых открытий и свершений.
Рождение студии
Детская балетная студия была создана в 1979 году выпускницей Ленинградского Государственного института культуры им. Н.К. Крупской Валентиной УШАКОВОЙ и уже с первых шагов своей деятельности маленькие танцоры, как и сама студия, привлекли внимание зрителей и завоевали большую популярность в городе. А вот основателем ансамбля «Антре» стала выпускница Ленинградской Высшей профсоюзной школы культуры (ныне академии) Лариса СТАНИЧНАЯ, приехавшая в 1984 году в родной Уральск по направлению в ДК «Зенит».
В 1987 году за творческие заслуги коллективу детской балетной студии было присвоено звание «Образцовый», а ансамбль «Антре» получил звание «Народный». Вскоре, после отъезда из Уральска основателя детского коллектива В. Ушаковой, детская студия и ансамбль «Антре» слились в единый большой коллектив, которым по сей день руководит Лариса Станичная.
Говоря об этих коллективах, логично сказать о руководителе, о личности Ларисы Викторовны Станичной, которая вкладывает всё своё мастерство, опыт, накопленный за годы работы, весь свой талант, душу и сердце в своих учеников, пытаясь передать и научить всему тому, чему учили её педагоги. К слову сказать, училась она у очень крупных личностей хореографического искусства.
Начинала совсем юная Лариса заниматься танцевальным искусством в Доме пионеров. В 80-е годы молодую Ларису, которая танцевала в ансамбле «Чайка» при ДК им. Ворошилова (ныне ДК «Зенит»), направляют на обучение в Ленинград, после чего она должна была вернуться в родной город по распределению, чтобы начать свою трудовую деятельность. Нельзя не упомянуть тех людей, у которых начинала и обучалась Лариса, делая свои первые шаги: это и Сергей ПИЦЕНТИЙ, и Юрий ЛЮТИКОВ, и Надежда МУРАВЬЁВА. Необходимо отметить одного из главных людей в жизни, кто повлиял на выбор Ларисы и стал её ориентиром. Это старшая сестра Ирина СВЕШНИКОВА, ныне директор ДК. В молодости она была солисткой ансамбля «Уралочка». На все концерты, выступления старшая сестра брала с собой младшую, перед глазами Ларисы был непоколебимый авторитет. Она осталась им до сих пор: Ирина Викторовна — самый объективный критик и самый добрый советник во всем.
Конечно, профессиональную школу она получила в Ленинграде, где целая плеяда замечательных педагогов, мастеров своего дела сформировала личность Ларисы Станичной. Искусство балетмейстера преподавал заведующий кафедрой, народный артист РФ, профессор, балетмейстер Юрий ГРОМОВ. Заслуженный деятель РФ, профессор Эльвира КОКОРИНА — гениальный педагог по классическому танцу, преподаватель хореографического училища им. Вагановой (Академия Русского балета им. А. Вагановой,- прим. авт.), которая была одной из последних учениц легендарной балерины Агриппины ВАГАНОВОЙ. Заслуженный артист РСФСР Анатолий САПОГОВ преподавал народно-сценический танец, ему не было равных в исполнительском характерно-гротесковом мастерстве, был лучшим исполнителем партии Шурале в одноимённом балете, именно он дал глубинную технику народного танца. Профессор Наталья ТАРАСОВА преподавала теорию и методику преподавания народно-сценического танца. Окончив ВПШК, Станичная получает специальность «балетмейстера». То есть, если говорить о профессиональных навыках, то Лариса Викторовна прошла прекрасную школу, получила невероятный опыт и знания, сформировалась как личность, благодаря работе с такими высококлассными педагогами.
«Антре»: здесь и сейчас
За годы своего развития оба коллектива: и детская студия, и ансамбль, шли рука об руку, приобрели огромный сценический опыт, накопили разнообразный творческий репертуар и, конечно, нашли своего зрителя. В репертуаре коллектива танцы совершенно разных направлений и стилей. В студии дети обучаются: классическому, народному и современному танцам, ещё одно из направлений — черлидинг и спортивный танец. Но останавливаться на достигнутом они не хотят, поэтому относительно недавно в студии появилось ещё одно направление – степ. Направление в хореографии абсолютно не новое, но, уникальное и одновременно очень сложное, ведь чувствовать ритм и отбивать его, да и ещё в разных комбинациях и вариациях — дело не из лёгких, это целое направление в танце, которое педагоги осваивают вместе с учениками, каждый раз развивая и совершенствуя технику. Для этого приглашаются на семинары ведущие педагоги по степу из Москвы. С недавних пор ученики студии начали заниматься гимнастикой с профессиональным тренером Софьей ВИШНЕВСКОЙ.
Говоря о педагогах, хочется отметить, что Лариса Викторовна вырастила достойного педагога, воспитала в своём коллективе Татьяну КОВАЛЁВУ, которая начинала с детской студии, а в 10 классе ей доверили работать с детьми младшего возраста. С тех пор Татьяна с головой нырнула в преподавательскую деятельность, окончив после школы кафедру хореографии Западно-Казахстанского Государственного университета. Сейчас Татьяна Александровна незаменимая помощница, правая рука Ларисы Викторовны. Большое внимание она уделяет работе с самыми маленькими, давая им азы и навыки хореографии на самом начальном этапе.
Вообще, в работе Ларисы Викторовны есть такая практика доверия. Доверять своим ученикам, которые уже достаточно технически оснащены, репетировать номера и помогать в качестве ассистента педагога. Такую школу прошла и Татьяна Ковалёва, и Камилла ЛАТЫПОВА, которая сейчас учится на факультете «Хореографическое искусство» Казанского Государственного института культуры, на кафедре народного танца. Уже несколько лет с детьми занимается Анастасия ДАНИЛОВА, которая в этом году будет поступать на кафедру хореографии в Самарский Государственный институт культуры.
Вообще, за эти годы много детей прошло и через студию, и через ансамбль. Да, не все стали танцорами и хореографами, но, привить любовь к прекрасному, научиться слышать музыку и жить в её ритме, чувствовать танец и своё тело — это то, что останется на всю жизнь. Но, есть те, кто продолжил профессионально заниматься танцами. Наталья ФОКИНА сейчас — руководитель танцевального ансамбля Президентского оркестра Службы государственной охраны РК, Альфия КАЛМАГАНБЕТОВА является президентом «Казахстанской национальной федерации черлидинга», Елена ПОЛЯНСКАЯ с отличием окончила Самарский Государственную академию культуры и искусств (СГАКИ) и работает в Казачьем ансамбле Санкт-Петербурга, Надия ХАСАНОВА окончила с красным дипломом СГАКИ и работает хореографом в городе Бузулук.
Вот такие слова пишут Ларисе Викторовне её ученики в честь юбилея своей alma mater: «Дорогая и любимая, Лариса Викторовна! От всей души поздравляю Вас и Ваш творческий коллектив с юбилейным отчётным концертом! Позвольте выразить своё восхищение и уважение Вам, как самому талантливейшему педагогу, хореографу и просто замечательному человеку» (Наталья ФОКИНА).
«Самый лучший педагог на планете! Всегда со мной рядом в моих мыслях и моей работе! Спасибо Вам, что я состоялась!» (Альфия КАЛМАГАНБЕТОВА).
Наверное, это очень важно быть успешным и состояться, видеть результат своей работы, это важно и ученику, и учителю. Говоря об успехе, хочется отметить, что коллектив постоянно и активно участвует в конкурсах и фестивалях не только в Уральске, но и за его пределами. Они неоднократно становились победителями различных конкурсов, имеют множество наград: дипломов, кубков и медалей. Особенно ценной стала недавняя награда – приз за лучшую балетмейстерскую работу, который приравнивается к Гран-При. Этот приз Лариса Станичная вместе со своим коллективом привезла из города Казань, где проходил Международный фестиваль «Танцевальный олимп». Лучшие награды ещё впереди, потому что воспитанники Станичной – это всегда «знак качества». Главными принципами в работе Ларисы Викторовны являются стабильность и высокое качество, трудолюбие и терпение. А ещё жёсткая дисциплина. Без этого никуда, от этого есть и результат. Хочется пожелать сил, вдохновения и терпения, ведь это нелёгкое дело – научить грации, дать возможность прикоснуться к прекрасному, приоткрыть завесу и полюбить эту пленяющую магию танца.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ