В театре есть такая профессия, как заведующий труппой. Его подопечные весьма беспокойные, своеобразные и непредсказуемые, импульсивные и порой очень взбалмошные, просто потому, что они — артисты.
Вы только попробуйте представить, сколько разнообразной информации должно вместиться в голове у завтруппой, у этого незаменимого театрального труженика. Ведь в театре всегда идёт постоянная суматошная жизнь – практически ежедневно играют спектакли и репетируются новые постановки, вводят новых исполнителей в спектакли текущего репертуара, помимо этого есть выездные спектакли, подготовка к гастролям и так далее. И ничего из этого не обходится без участия заведующего труппой. Этот человек «всегда на связи». Таким человеком в нашем театре является Илья Георгиевич ТАРАНОВ.
Сначала поясним читателю, что же это за профессия «заведующий труппой». Если говорить о должностных обязанностях и использовать не творческий, а приземлённый язык, чтобы как можно более точно охарактеризовать род деятельности завтруппой, то, конечно, это организационная работа, потому что его основной задачей является чёткое планирование репетиций на каждый день. Он составляет подробное расписание репетиционной работы всех спектаклей согласно запланированному репертуару театра, руководствуясь требованиями главного режиссёра и актёров, занятых в том или ином спектакле. Если перевести это на язык театра, то завтруппой должность сложная — своеобразный буфер между руководством театра и артистами, как говорится «сверху молоток, снизу наковальня». И тут дело даже не в том, что нужно всем угодить, а дело в ином. Илья Георгиевич умеет найти подход к каждому, выслушать, понять, дать совет, если нужно — поругать, если требуется – защитить. Но, не сразу его путь к профессии был усыпан, как говорит один из персонажей Островского, «розами и лилиями», а начался его роман с театром длиною в жизнь в, казалось бы, уже далёком 1981 году.
Но, обо всем по порядку. Окончив среднюю школу №1, Илья пришёл в театр 16-летним юношей. Пришёл, чтобы попасть в тот мир, который был для него недосягаем, и, что, свойственно для подростка, волшебным и даже сказочным, неизведанным, но таким манящим с самого раннего детства. Можно назвать это как угодно: зов сердца, судьбой, призванием. Придя в театр, решив испытать свою судьбу и удачу, на его пути встретился тогдашний заместитель директора, ныне покойный Виктор Зигфридович КИРСТ (интересный артист и харизматичная личность, муж актрисы Тамары Столяровой, — прим. автора). Юноша объяснил ему свое страстное желание устроиться в театр «хоть кем, лишь бы взяли», на это Виктор Кирст пообещал назначить встречу с директором театра того периода Виктором Семёновичем ТУРПАЯНОМ. И слово свое сдержал. С этой судьбоносной встречи и начался путь Ильи Таранова в театре. Первой записью в трудовой книжке значится «19 декабря 1981 года». Первой должностью, на которую приняли Илью Георгиевича, была должность рабочего сцены (монтировщика). Попасть на службу в театр в то время было не просто сложно, а практически невозможно. А уж мечтать о сцене — не реально. Но начать свой путь даже с рабочего сцены для Ильи было настоящим счастьем. Ведь раньше он был по «ту сторону баррикад», был простым зрителем, а попав в театр, он мог воочию увидеть любимых артистов: Людмилу ВАНЮКОВУ (ныне народная артистка Казахстана, — прим. автора), народную артистку КазССР Екатерину ВОЛОДАРСКУЮ, заслуженную артистку КазССР Зинаиду АКИМОВУ, заслуженную артистку Чувашской АССР Римму КАПИТОНОВУ, артисток Ларису МУХУ, Аллу ДЕМАХИНУ, артистов Марата КУРБАНГАЛЕЕВА, Юрия КАМЕНЬКОВА, Владимира ШАТИЛОВА… И, наверное, он мог представить только в мечтах, что будет знаком с авторами полюбившихся ему спектаклей, как «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Старый дом» А. Казанцева, «Ретро» А. Галина, «Стихийное бедствие» Б. Рацера, В. Константинова, «А поутру они проснулись…» В.М. Шукшина, с режиссёрами театра Яном ПАНДЖАРИДИ и Александром ИНОЗЕМЦЕВЫМ. И с той самой поры началась его жизнь в театре. Недолго проработав рабочим сцены, а если быть точным почти год, зарекомендовав себя, как глубоко порядочный и любящий театр человек, Илью Георгиевича приглашает к себе в помощники реквизитор театра Надия Камильевна ЗАРИФОВА. Молодой сотрудник полностью был поглощен театром, окунулся в работу с головой, как в омут, ведь это было самым настоящим счастьем: репетиции, премьеры, гастроли. Где только не побывал Илья Георгиевич с коллективом, ставшим для него вторым домом, его семьей: Грозный, Орджоникидзе, Майкоп, Новороссийск, Донецк, Астрахань, Херсон, Николаев. За эти годы было выпущено немало талантливых, ярких спектаклей, ставших событием в культурной жизни города, вошедших в золотой фонд театра и вписанных в него огромными буквами. Такие спектакли, как «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Вагончик» Н. Павловой, «Любовь – книга золотая» А. Толстого, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, «Лес» А.Н. Островского, «Обвинительное заключение» Н. Думбадзе, «Кин» А. Дюма, «Чайка» А.П. Чехова, «Невеста из Имеретии» Б. Рацера, В. Константинова и другие. Ему посчастливилось познакомиться и увидеть в работе таких режиссёров, как Татьяна ГЛАГОЛЕВА (Москва), Александр УРБАНОВИЧ, Геннадий РУДЕНКО (Ленинград), Александр СОЛОВЬЁВ (Москва), Олег БЫЧКОВ (Самара) и другие. Конечно, для молодого человека эти встречи стали огромной школой, опыт, который он приобрёл в работе с такими личностями, стал бесценным вкладом в его развитие и формирование вкуса, эстетического восприятия и понимания театра. Целых пять счастливых и насыщенных лет пролетели для него совершенно незаметно. За это время для театральных людей он стал «своим», его полюбили такие величины театра, как Володарская, Акимова, Панджариди… Вот что Илюше писал Ян Панджариди в 1982 году после премьеры на одной из программок: «Пусть не иссякает твоя любовь к театру, а он ответит сторицей!» А в 1985 году он был призван в ряды Советской Армии. Служил в Челябинске. В стройбате. Но даже будучи солдатом, ни он, ни театр не забывали о существовании друг друга. Главный режиссёр театра Ян Панджариди в 1986 году писал молодому солдату Илье такие шутливые стихи:
«Любовь к театру, к людям тоже,
И доброта – помножены на душу…
А если всё мы подытожим….
Ну как нам не любить
солдатика Ильюшу?».
Конечно, эти шутливые строки были основаны на искренности, потому что Илья стал для всего коллектива не просто коллегой, а родным человеком, человеком театра. Прошло два года, служба в армии оказалась позади, Илью Георгиевича с радостью приняли в театр, а в 1988 году назначили на должность помощника режиссёра. И в этой профессии он проявил себя, как человек профессиональный. Всегда был рядом с интересными режиссёрами, участвовал в создании и рождении спектаклей, а уже через год был назначен помощником главного режиссёра по труппе, или, проще говоря, заведующим труппой, сменив на этом посту Татьяну СЛЕСАРЕВУ. Первым главным режиссёром, с которым начал работать заведующий труппой Илья Таранов, был Юрий Валентинович ГЕРАСИМОВ. С тех самых пор и по нынешнее время Илья Георгиевич является бессменным помощником главного режиссёра по труппе, его правой рукой, тем человеком, без которого невозможно представить внутреннее устройство театральной иерархии и его существование. И всегда режиссёры, будь то главные, будь то очередные, с кем работал Илья Таранов, с большой теплотой и уважением отзывались о его работе. Режиссёр Московского театра имени Моссовета Михаил Лазаревич МАМИЛОВ, поставивший в нашем театре в 1990 году трагический балаган о любви и власти в 2-х частях «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта написал: «Дорогой мой Георгиевич! Спасибо Вам за вашу выдержку, за такт и точность! С Вами – хоть в разведку. Хотя лучше – в театр! Спасибо Вам! Вы — умница! Успехов!».
Думаю, что эти слова очень подходят к личности Ильи Георгиевича Таранова, характеризуя его как прекрасного профессионала и человека, действительно, служащего театру, посвятившего себя ему, растворившегося в нём без остатка. Эта статья лишь небольшая верхушка айсберга, лишь малая завеса, приоткрывшая личность большого человека. У него можно учиться бесконечно всему: любви и отношению к делу, примеру служения, пониманию смысла профессии. И это прекрасно, что есть такие люди, что они рядом, что мы в реальной жизни можем следовать их заветам.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра