Про артистов существует расхожее мнение, что они очень капризны, взбалмошны, самолюбивы, эгоистичны…
Знаменитый французский драматург Жан Кокто когда-то называл всех актёров «священные чудовища», сочетая в этом определении, казалось бы, диаметрально противоположные и несоединимые понятия, наверное, в этом и был какой-то определённый парадокс. Но о моём герое сказать всего этого нельзя, скорее, он обнуляет шаблонные представления об артисте, разрушает все стереотипы и мифы, связанные с актёрской профессией и оказывается отдалённым с самыми «пошлыми» определениями её сути. Мой герой-артист, ведущий мастер сцены, ветеран театра, драматург Владимир КРАВЦОВ, который 22 апреля отметил свой 80-летний юбилей. Прекрасная, невероятная, космическая дата, которую Владимир Артемьевич встретил полным сил, энергии, желания работать, и, самое главное — находясь в потрясающей творческой форме, выходя на сцену и радуя вот уже более 50 лет уральского зрителя своим талантом и мастерством. Конечно, за эти годы много чего достигнуто, но это не время подводить какую-то черту, это возможность посмотреть назад и понять, что многое сделано, а что-то еще впереди.
Дорога длиною в жизнь
Говоря об актёрской профессии, часто встречаешь примеры, когда она становится твоим истинным призванием, тем смыслом жизни, без которого ты просто не мог себя мыслить. И таких примеров среди актёрской братии множество. И рядом с этим понятием идёт не менее важное для любого артиста — «признание». Вспоминается притча из Библии о талантах, которая сводится к очень простому выводу: если ты не смог сохранить и развить способности, данные Творцом, то зачем тебе еще что-то давать?.. Призвание — это дар, данный Богом, который действительно нужно бережно нести по жизни, развивая его, становясь настоящим Мастером своего дела, а признание — это проявление таланта на внешнем плане и принятие его людьми, оно выражается в уважении и востребованности. Говоря о Владимире Артемьевиче Кравцове можно сказать, что Творец наградил его и тем, и другим. Ведь он доказывает это своей службой, по сей день, выходя на сцену уральского театра, вот уже ни много, ни мало 52 года.
Родился Владимир Артемьевич 22 апреля в далеком 1939 году в городе Красноярск. С 1958 по 1961 годы после окончания средней школы служил в рядах Советской Армии. В 1962 году поступает и заканчивает театральное отделение Красноярского музыкального училища по специальности «актёрское искусство». Свою первую трудовую деятельность начинает лаборантом Красноярского мединститута, но, близкий к искусству Кравцов, выбрав театральную деятельность, в 1965 году устраивается в Минусинский драматический театр в Красноярске, потом был Котласский драматический театр. А в августе 1967 года, приехав в Уральск, Кравцова принимают на работу в драматический театр им. А.Н. Островского. Начинал свой путь на нашей сцене ещё в качестве помощника режиссёра. И, будучи сначала помощником режиссера, выходил в массовых сценах и эпизодических ролях. В 1970 году был переведён в актёрский состав.
Сейчас Владимир Артемьевич один из старейшин нашего театра, его долгожитель, старожил, свидетель взлётов и падений, участник истории театра, ведь он служит ему уже более полувека, выходя на одну сцену и будучи в почётных слугах Мельпомены более 50 лет. Если говорить о юбилее театра, которому исполняется в этом году 160 лет, то ровно половина этой даты – это дорога, длиною в жизнь прекрасного партнёра, замечательного актёра и интересного собеседника.
Жить в театре скромно и достойно
Владимир Артемьевич всегда жил на театре скромно, достойно, без больших амбиций, просто и честно делая свою работу, по мере своего таланта и работоспособности всегда был занят в репертуаре, звёзд с неба не хватал, но был честен по отношению к профессии и себе. Чаще всего его можно было увидеть в ролях второго плана, но, как говорил Константин Станиславский, повторяя фразу великого артиста Михаила Щепкина: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Эту фразу личным примером своего существования в профессии воплотил в жизнь Владимир Артемьевич. Ведь он, как настоящий актёр-мастер, умел и умеет до сих пор проявить себя и в эпизоде, и в роли второго плана. Да и заглавные роли в его послужном списке тоже есть. За время служения в театре им были сыграны: Фирс в «Вишнёвом саде» и Дорн в «Чайке» А.П. Чехова, Карп в «Лесе», Мамаев в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» и Грознов в «Правде — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, Князь в «Дядюшкинм сне» Ф.М. Достоевского, Пётр и Аким во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, Тарелкин в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина и другие.
В.А. Кравцов обладает прекрасными профессиональными данными, является артистом высокой сценической культуры, относится к категории артистов «старой» школы! При этом он не чужд работы над современным материалом или работе с неожиданной режиссёрской трактовкой образа и пьесы, наоборот, с удовольствием работает над предложенным режиссёром рисунком роли, дополняя его своими красками! В его репертуарном списке есть и женские роли — роль Бабушки Ануш в музыкальной комедии «Проделки Ханумы» и роли в детских спектаклях — бабушка в «Антошке и гармошке» В. Шульжика, Ю. Фридмана.
Кроме того, Владимир Артемьевич обладает ещё одним талантом – писательским. Он пишет рассказы и детские сказки, а, вернее сказать, пьесы для детей. Среди его пьес: казахские сказки «Волшебный родник», «Шуба Алдара-Косе», сказки «Жемчужное ожерелье», «С Новым годом, Яга», «Волшебная игла Кощея», «Маленький Мук», «Лесная сказка», «Новогодняя сказка», «Солдат Кузьма», «Леденица», «Как Иван царём бы», «Как Баба-Яга в царском дворце жила», а так же пьеса «Русский сувенир». На сценах многих театров Казахстана (как русских, так и национальных) были поставлены спектакли по пьесам Кравцова, начиная со столичного Горьковского театра, в котором была поставлена сказка «Жемчужное ожерелье», но и, конечно же, на сцене родного театра шли такие спектакли, как «Жемчужное ожерелье» (режиссёр М. Москалюк), «Лесная сказка» и «Однажды под Новый год» (режиссёр М. Немчинов), «Как нечистая сила у царя гостила» (режиссёр Н. Мамедов). Можно сказать, он состоялся и в профессии драматурга, потому что его пьесы не лежали «на полках», он лично увидел воплощение своих идей, переложенных на бумагу и поставленных на подмостках.
Идти в ногу со временем
Говоря о возрасте юбиляра, совершенно не укладывается в голове, как может быть столько энергии, сил и оптимизма в этом человеке. Он всегда в движении, за ним порой просто не угнаться, он «впереди планеты всей». Он такой и в жизни, и на сцене. Бодрость духа — вот, что не даёт ему стать старичком в том, правильном значении и понимании этого слова, потому как он рушит и этот стереотип. Вообще, хочется заметить, что Кравцов во многом рушит какие-то стереотипы касающиеся возраста. Помимо того, что он очень подвижен, хочется сказать, что он идёт в ногу со временем. Владимир Артемьевич отлично владеет всей техникой, будь то компьютер, будь то современный гаджет. У него последние новинки этой самой «техники», которой он с большим удовольствием пользуется, порой давая фору молодёжи. А еще он может починить часы, разбираясь в самых сложных механизмах. Конечно, с возрастом немного подводит зрение, да что и говорить, зная какие мелкие детали в часовых механизмах, но и это он делал с лёгкостью. Часто Владимир Артемьевич подлавливает артистов и делает на телефон снимки, которые потом «пересылает» всем посредством интернета. Или же, когда он занят в новом спектакле с кем-то в пару, сидя в зале, он не просто наблюдает за мизансценами, которые застраивает режиссёр и выполняет его дублёр, он снимает их на камеру своего смартфона, чтобы потом в точности выполнить рисунок роли. В этом отношении Владимир Артемьевич показывает многим пример, как бы говоря, что возраст не помеха идти в ногу со временем и жить по законам 21-го века.
Также он изучает иностранные языки, прослушивая аудиозаписи, произношение тех или иных слов и предложений, заучивает фразы, тексты. Для чего? Наверное, это какая-то невероятная жажда знаний, открытий, желание постичь или познать что-то новое. И, думаю, что это своего рода тренировка памяти, как зрительной, так и слуховой. Это ему помогает быть в тонусе в профессии. Потому что Владимир Артемьевич всегда приходит на репетиции с выученным текстом, который он переписывает, как многие артисты старшего поколения от руки, чтобы тоже быстрее его освоить, запомнить и присвоить себе. Были случаи, когда ему нужно было срочно ввестись на роль вместо другого исполнителя, по тем или иным причинам, «выпавшего» из спектакля. Так он это делал с невероятной скоростью, приходя на репетицию во всеоружии, не подглядывая и не читая текст по бумажке, а говоря его, будто он его всегда знал.
Невероятно добрый, порядочный, незлобливый, не вредный, душевный, открытый – это те слова-определения, которые непосредственно относятся к Кравцову. Наверное, потому он достойно живёт, что никогда не причинил никому боли, не сделал ничего плохого, не пожелал зла. А в театре прожить такую долгую и счастливую жизнь – тоже талант, тоже мастерство и даже дар. Не просто существовать, а именно жить, быть нужным, занять свою нишу, пусть не «первых героев», но быть той самой не последней скрипкой в оркестре, тем самым камертоном, выстраивающим звук, казалось бы, очень незаметным, но таким важным, таким значимым для всех инструментов, задающим верный тон.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра
P.S.
22 апреля, в свой день рождения, Владимир Артемьевич был на приеме у заместителя акима ЗКО Гани ИСКАЛИЕВА, где юбиляру вручили благодарственное письмо акима области Алтая КУЛЬГИНОВА.
4 мая в драмтеатре им. А.Н. Островского в 16.00 состоится спектакль «Проделки Ханумы», приуроченный к 80-летию В.А. Кравцова. По завершению юбиляра можно будет поздравить со знаменательной датой.