Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-4 C
Уральск
4.1 C
Аксай
Еще

    Искусство управлять искусством

    В драматургии есть такое понятие как «внесценический персонаж». Это те герои пьесы, которые не появляются на сцене – о них лишь говорят другие персонажи. Однако эти «невидимые герои» могут играть в пьесе очень важную и не последнюю роль. Именно с таким персонажем ассоциируется директор театра, без которого не состоится ни один спектакль. Если актеров, режиссеров, а порой и художников зрители привыкли видеть выходящими на поклон, то работа директора всегда «остается за кадром».
    Этот материал посвящен той невидимой руке, что управляет сложным механизмом, а лучше сказать, целым «театральным оркестром». Его герой – не так давно освободивший своё кресло директор уральского драматического театра им. А.Н. Островского, деятель культуры РК Юрий ЗЕЛЕНЦОВ.

    Ещё прошло не так много времени с того момента, как Юрий Александрович передал свои полномочия новому директору Ирине КАКОЙЛО, прежде занимавшей должность заведующей сектором культуры городского отдела культуры и развития языков. И пока ещё трудно привыкнуть к понятию бывший директор. Хотя, наверное, бывших директоров, как и бывших актёров и режиссёров, не бывает, ведь театру люди служат пожизненно, пока бьётся сердце.
    Путь, который проделал Юрий Зеленцов до того, как судьба его связала с нашим театром, был огромным и интересным, а главное — всегда был связан с культурой. Окончил музыкальную школу, в 1969-ом году в рядах Советской Армии проходил службу в качестве военного музыканта в должности старшины штатного военного оркестра, в 1971-ом поступил в Уральский педагогический института им. А. Пушкина на историко-филологический факультет, в 1976-ом был назначен деканом факультета общественных профессий УПИ, в течение 10 лет был художественным руководителем народного ансамбля «Бипыл», который гастролировал по области и бывал с концертами в Алма-Ате. В 1986-ом стал директором Дворца культуры железнодорожников (позже Дворец культуры молодёжи), где проработал вплоть до 1999-го года. Потом был переведен директором Уральского драматического театра им. А.Н. Островского. И, наверное, это не было случайностью.
    Конечно, сложные, постперестроечные годы, когда многие артисты покинули театр в поисках лучшей доли, а в труппе осталось около 16 человек и главный режиссёр, когда людям было просто не до театра. Спектакли в репертуаре шли по несколько раз, собрать полные залы было делом непростым, разве что только на премьерные постановки. Театр продолжал работать несмотря ни на что. И понятно, что Зеленцов пришёл отнюдь не во время его расцвета и творческого подъёма, не в самый лучший из его периодов жизни. Юрий Александрович и не мечтал когда-нибудь стать директором театра, этого даже не было и в мыслях, хотя с детства он знал, что такое театр и запах кулис, отец его был музыкантом и играл в театральном оркестре. Маленький Юра ходил на детские постановки тех лет, и первым спектаклем, который произвёл на него самое невероятное впечатление, стал «Аленький цветочек», впервые поставленный на нашей сцене в 1959 году. Тогда Зеленцову было около 10 лет. Он, конечно же, влюбился в театр. Посещал спектакли и уже, будучи студентом, и работая в институте. Но быть директором театра и брать на себя эту ответственность, идти в коллектив, а тем более творческий, сложившийся, устоявшийся, со своими законами и спецификой работы — дело не из лёгких. Ведь театр – непростой механизм, а актёры — гораздо более сложные и тонкие люди, нежели люди других профессий, можно сказать — это особая каста, они восприимчивы, ранимы, капризны… Но «тот, кто не рискует, не пьёт шампанского», возглавив коллектив, Юрий Александрович определил свою дальнейшую судьбу, став на долгие годы не просто руководителем, а лидером, при котором началась новая, интересная биография театра, новый виток, новая жизнь, его новая история взлётов и успехов.
    Чем же занимается директор театра и каковы его обязанности и полномочия? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сразу дать понять читателю, что существует две основные модели управления театром. Первая — это единоначалие, когда во главе один человек, либо художественный руководитель, либо директор. Он несёт всю полноту ответственности за театр: как за художественную составляющую, так и за организацию, экономику, ремонт и всё остальное. Вторая — где есть чёткое разделение полномочий между художественным руководителем/главным режиссёром и директором, первый занимается исключительно творчеством, второй отвечает за организационно-хозяйственные вопросы и экономику. Часто как классический пример такой модели вспоминают союз Константина СТАНИСЛАВСКОГО и Владимира НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО. В нашем театре тоже существует данная модель, и Юрий Александрович не стал её нарушать, чётко поняв, что ему в руководство вверен творческий коллектив, в работе с которым нужно быть очень грамотным, компетентным и деликатным. Считается, что разделение художественного и организационного начал повышает эффективность работы. И Зеленцов за годы своей работы в театре всегда был в связке с главным режиссёром, никогда не вмешиваясь в творческий процесс, но всячески поддерживая любые инициативы, идеи и помогая реализовывать все режиссёрские задумки, давая «зелёный свет» на постановки спектаклей, на самые смелые и неожиданные режиссёрские решения, не препятствуя, доверяя вкусу, чутью, режиссёрскому профессионализму. Конечно, во главе всего театрального процесса театра все годы своего правления стоял Юрий Александрович. У него по Уставу была вся полнота полномочий, и по факту главный режиссёр театра Оксана МАЛУША всегда делегировала директору все вопросы, связанные с организацией, не вмешиваясь в процесс руководства театром, но при этом решала вопросы, связанные с репертуаром, театральными артистами и так далее. При Зеленцове практически вся труппа получила специальное высшее образование, многие окончили Самарский государственный институт культуры. Не каждый директор, иногда жертвуя процессом и производством, будет отпускать на протяжении пяти лет своих сотрудников на учёбу и сдачу сессии. Но Юрий Александрович оказался дальновидным политиком, делая «задел» на будущее, понимая, что успех театра в его костяке и творческом потенциале труппы, а его развитие невозможно без профессионального роста, но и, прежде всего, без образования, и что немаловажно — профильного.
    Бесспорно, личность Зеленцова всегда пользовалась неукоснительным авторитетом, его уважает не только театральная общественность, но и все, кто так или иначе связаны с культурой родного края, но и, конечно же, первые лица и руководители области. Отношением к делу Юрий Александрович неоднократно доказывал свою компетентность и соответствие занимаемой должности. Как первый руководитель театра за годы работы Зеленцов был награждён Почётной грамотой РК и благодарственным письмом президента Н. Назарбаева, Почётной грамотой от Министерства культуры РФ за вклад в развитие культуры. В 2010 году Министерством культуры и информации РК удостоен звания «Деятель культуры». За период работы в театре зарекомендовал себя как знающий свое дело руководитель, были возобновлены традиционные гастроли в город Атырау, театр неоднократно выезжал на фестивали республиканского значения. За время его работы театр удостоен звания лауреата XI республиканского фестиваля театров, посвященного 200-летию Махамбета, XIII республиканского фестиваля театров, специальной премии имени Ж. Молдагалиева на XX республиканском фестивале театров памяти А. Мамбетова и других наград.
    И несмотря на то, что в театре недавно произошли перемены, назначен новый руководитель, человек не новый в культуре города, Юрий Александрович не покидает стен нашего храма искусств. Его опыт, знания, энергия и силы необходимы для театра, его профессиональные качества ценятся не только в коллективе, но и во всей области. Юрий Александрович занял почётную должность заведующего литературной частью театра, ведь именно завлит должен знать весь потенциал театра и каждого актёра, а еще очень хорошо знать драматургию, как классическую, так и современную. По сути, это помощник главного режиссёра по литературной части. Думаю, что Юрий Александрович еще долго послужит во благо родного театра, помогая советом, делясь своим большим опытом и знаниями, связанными с театральным процессом. Как говорится, и словом, и делом он будет осваивать уже новую театральную ипостась и грань во взаимоотношениях с коллегами.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра


     
    Предыдущая статьяВы нам оружие, мы вам деньги
    Следующая статьяКаждый человек уникален!
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    16 медучреждений построили в селах ЗКО в этом году

    Еще восемь объектов обещают завершить до конца года. Об...

    С начала декабря в Казахстане прошло более 250 сельскохозяйственных ярмарок

    Их посетили около миллиона человек. Такие данные были озвучены...

    Рекомендуем

    Предновогодняя ярмарка пройдет в Уральске

    Местные товаропроизводители представят свою продукцию для горожан к новогоднему...

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл