В последние дни самой обсуждаемой темой стало неожиданное понижение тарифов по всем фронтам ЖКХ. 24 монополиста по Казахстану как по мановению волшебной палочки, в роли которой выступил Елбасы на заседании Совбеза, доложили, как они пекутся о народном благе.
Но какая муха и с чего это вдруг всех укусила? Давно известно, что с тарифами у нас какая-то беда, а в результате их постоянного роста и вообще цен на продукты и одежду первой необходимости население еще несколько лет назад перешагнуло грань своей платежеспособности. В этой дилемме разбирался корреспондент «Н».
И кто бы говорил…
Начнем с того, что еще в июне 2013-го, приезжая в Уральск и обсуждая вопросы тарифной политики, известный эксперт и экономист Петр Своик рассказывал о тупиковых проблемах в тарифной политике, которые, по его мнению, нужно решать только системно. Он отмечал, что расклады мониторинга «Сколько стоит реально прожить в Казахстане?», за основу которого тогда взяли не утвержденный прожиточный минимум, а перепроверенный реальными рыночными ценами, получились в полтора раза больше. «Выходит, что если тариф будут поднимать дальше, окончательно концы с концами не сойдутся. Даже допустим, что люди еще будут терпеть, но больше денег уже не вытащишь из населения. Надо реально поднимать его платежеспособность, иначе экономика задохнется», — отмечал еще в те годы политолог.
И действительно, за пять лет цены на товары первой необходимости и тарифы значительно подросли. Благодаря публикациям в собственной газете приведем простой пример. Так, в материале «Тепло, да из кошелька утекло» от 7.12.2012 сообщалось, что АО «Жайыктеплоэнерго» просило увеличить тариф на тепло и подогрев воды аж на 44,6%, так как якобы действующий в 85,49 тенге за кв. м не отражал всех затрат предприятия, включая и заработную плату работников. Департамент АРЕМ по ЗКО тогда попридержал коней, хоть и согласился, что основную долю в этом тарифе составляет цена газа, которая возросла в разы. В результате заявка от ЖТЭ было ограничена повышением до 25%. Тарифным взлетом был ознаменован и 2015-й год («Н» от 10.12.2015). АО «Зап.Каз. РЭК» с одобрения областного департамента КРЕМ увеличило тариф за передачу электроэнергии на 10,6%, ЖТЭ — на 33,8% и ТОО «Батыс су арнасы» — на 31%. Что касается нынешнего периода, то этим летом «тарифная» эпопея в ЗКО и вовсе, можно сказать, достигла своего апогея. Из-за многомиллионного долга перед АО «КазТранс Газ Аймак» ЖТЭ как минимум три раза отключало Уральск от горячего водоснабжения, выбивая для его погашения невнесенную оплату за тепло у населения. Это потребовало крайних мер, включая аресты недвижимости, машин, и запреты на выезд из страны.
В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: «Так почему же раньше никого не беспокоила эта весьма актуальная тема роста тарифов, хотя ее активно муссировали в СМИ?» Сколько раз, к примеру, собирались активисты, обсуждая проблему, что в нашем регионе нет своих производств по переработке газа, и его приходится закупать из России по высокой цене, что, в конечном счете, определяет тарифную политику, но тщетно.
— Мы защитили и все естественные монополии от какой-либо отчетности. На самом деле она есть, но с точки зрения кабинетной. Однако реалии, которые происходят в жизни, это нечто другое… Деньги собираются громадные, а куда они уходят – особо никому не известно, — говорил Петр Своик и оказался прав. («Н» от 14.06.2013, статья «Тарифам – прозрачность, населению – платежеспособность!»).
Летят клочки по закоулочкам
И вот теперь на разгромном заседании Совбеза президент привел результаты социсследований, где в ряду основных проблем значится высокая стоимость комуслуг.
— Вместо того, чтобы инвестировать и обновлять мощности, энергетические крупные компании незаконно обогащались за счет потребителей, включая стоимость услуг. В стоимость услуг включали премии, бонусы своим работникам, вознаграждения по кредитам, а также необоснованно завышали производственные затраты, — заявил глава республики, назвав такой подход либо сознательным противостоянием его посланию, либо головотяпством, которое происходит в результате безответственности.
За ситуацию с тарифами был объявлен выговор председателю Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей А. Майтиеву и вице-министру национальной экономики С. Жумангарину, предупреждение получили министр национальной экономики Т. Сулейменов и министр энергетики К. Бозумбаев. После критики президента выговор прилетел и в адрес руководителей Антимонопольного комитета по Астане и Актюбинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей, а руководитель Комитета по Мангистауской области и вовсе был освобожден от занимаемой должности. Следом для организации обратной связи с населением во всех областных центрах широко распахнули свои двери общественные приемные с населением по проблемным вопросам в сфере ЖКХ, чего раньше не было. Министр нацэкономики отчитался о снижении тарифов на услуги теплоснабжения на сумму 4,4 млрд тг (Астана и Алматы, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области) и на услуги передачи и снабжения электрической энергией на сумму 12,1 млрд тг (Астана, Алматы и Шымкент, Павлодарская, Карагандинская, Атырауская, Актюбинская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Алматинская, Кызылординская и Западно-Казахстанская области). Потом было принято решение, что с 1 января по всей стране снизят тарифы не только на электроэнергию, тепло, воду, газ, канализацию, но и на телефон и интернет. Кроме того, пообещали даже пересмотреть тарифы КСК и создать республиканскую систему мониторинга ЖКХ. «Тарифную заточку» получили также профильные ведомства и акиматы, которые теперь должны взять на особый контроль ценообразование на товары первой необходимости, уголь, газ. Ко всему прочему, министерствам образования и науки, а также здравоохранения поручили обсудить возможность понижения цен на обучение, медицину и лекарства.
И с какого перепугу?
В общем, чтобы тарифная политика переродилась, потребовался хороший пинок сверху. Не совсем понятно другое — почему эта тема приобрела какую-то особенную актуальность? Интересную версию высказал П. Своик в своем интервью на www.exclusive.kz/expertiza/finansy/115181. Отвечая на вопрос: «Значит ли это, что государство решило навести порядок в системе ЖКХ или же это предвыборная схема, свидетельствующая о том, что Совет Безопасности выходит на лидирующие позиции?», он отметил, что «это событие можно записать в список признаков надвигающегося транзита»:
— Вопрос тарифов — стратегический. А то, что в тарифной политике нет порядка — это совершенно точно. И правильно президент в своем послании сказал, что надо навести порядок в ЖКХ и с тарифами монополистов. Другой вопрос: чтобы правительство что-то начало действительно делать, надо не просто проявлять усердие, а изменить многие и законодательные, и системные подходы. Ведь правительство все эти годы старалось дерегулировать отрасль, дать монополистам достаточно средств для того, чтобы они их использовали для своего развития, и при этом без всякого контроля. Эта политика частично сработала, но, поскольку контроля нет (а отрасль чрезвычайно коррупционноемкая), думаю, что около четверти всех ресурсов расходится не на благие дела…
И вот еще что на этот счет говорит Петр Своик на www.time.kz/articles/moment/2018/11/14/mina-uskorennogo-dejstvija: «Президент потребовал от правительства совладать с тарифами, но как это сделать?» и тут же предлагает меры, которые могли бы спасти положение: «Вопросом дальнейшей жизни или смерти становится включение в тарифный процесс института профессионального отслеживания самых главных затрат монополистов элементарно для понимания подлинного положения дел… В целом: нужна комплексная концепция и переработка сразу законов «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и «О жилищных отношениях». Иначе подрыва на тарифной мине не избежать».
Галина КАРЕНСКИХ
Анекдот в тему:
«Скоро в квитанциях ЖКХ появится новая строчка: «Просто плати».