Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    От ордынских форм до современной пышности

    По мнению известного архитектора, ныне проживающего и работающего в Санкт-Петербурге, но не забывающего свою малую родину Рустама ВАФЕЕВА, Уральск будущего неразрывно связан с его богатым историческим прошлым. Местные власти вроде бы и дозрели до понимания этого, но как сделать так, чтобы из-за их чрезмерной рьяности исторические памятники, о которых знаток мастерски рассказывает часами, подкрепляя интереснейшие факты своими глубокими исследованиями, окончательно не исчезли с лица уральской земли?

    Ответ на этот вопрос кроется в продолжительной лекции «Восточные мотивы в архитектуре старого Уральска», которую на прошлой неделе Р. Вафеев организовал для неравнодушных земляков в кинотеатре им. Ю. Гагарина совершенно бесплатно. Архитектор, художник и писатель посетил родной город и решил поделиться тем, что долгие годы собирал по крупицам, в архивах, изучал и анализировал. Вместе с профессионалом, приоткрывшим тайны нашего края с высоты научного полета, уральцы совершили своеобразный пробег по его восточной архитектуре. Остановимся на самом, на наш взгляд, интересном а, может быть, и возьмем на вооружение ценные советы, чтобы окончательно не растерять великое богатство, дошедшее до нас через века.

    Уральск в 3Д картинке
    — Через 25 лет нашей нескончаемой говорильни о том, что надо спасать уникальную историю и традиции нашего города, местная власть все-таки пришла к пониманию этой проблемы и даже стала разрабатывать проекты, желая развивать туризм в Приуралье. Однако у нас теперь другая проблема: необдуманный подход может привести к уничтожению того, что осталось. Все понимают, что необходимость в такой работе есть, средства тоже имеются, а вот качество работ хромает. В связи с этим считаю своей целью донести до уральцев то, что накопил за много-много лет учебы и работы в архивах. Как правило, образование поднимает определенную планку, начинаешь видеть то, что видел раньше, в том числе и в Уральске, но совершенно с другой стороны. Я хочу показать этот город с уровня моего понимания его истории, архитектуры, видения его в прошлом. Если видеть, каким был город в прошлом, можно увидеть его и в будущем. Это как в 3Д картинке…

    Восток – дело тонкое
    — Меня очень часто спрашивают, ну что есть в архитектуре Уральска восточного? Многие считают, что Уральск – евразийский город. Но таковым называет себя и Саратов, и Самара, и Казань, и Уфа, и Астрахань, и Оренбург. Тем не менее, в Уральске очень интересная история и, действительно, восточные мотивы в нем очень органичны. Они прорастают своеобразными ветвями из разных вековых источников, переплетаясь и создавая такую синтетическую картину, которую зачастую не так-то просто и распутать. На эту весьма актуальную тему сегодня не написано ни одного серьезного и достаточно глубокого исследования. В течение 25 лет Казахстан пытается найти какую-то самоидентификацию в мире культуры, в том числе и в мире архитектуры, шарахаясь от каких-то супер современных хайтековских стилей и пытаясь, наоборот, уйти в какой-то дремучий традиционализм. Это понятно, государство молодое, оно пытается найти себя. Но ведь для этого в Уральске имеется колоссальный фундамент. Еще в глубине веков он разрабатывался и осмысливался архитекторами, но был потерян из-за отсутствия преемственности… Начнем с памятника геральдики. Часто слышу, что в Казахстане меняется очень много названий, и они не соответствуют требованиям современности. А вот геральдика как раз никогда не гонится за этим, наоборот – она пытается закрепить вещи, имеющие вневременной характер, что хорошо видно на гербе Уральской области. Чем интересен этот памятник геральдики? На самом деле, это своеобразный ключ, открывающий двери в прошлое нашего края. Сегодня можно восхищаться работой мастеров-геральдистов середины XIX века, которые создавали гербы для новых территорий. Символами и знаками они пытались вместить всю историю, которая была еще неизвестна на тот момент. Тем не менее, это им чрезвычайно профессионально и интересно удалось. Герб Уральской области имеет вневременной характер, в нем очень много чего закодировано. Это река, ее богатство – осетр, таинственно-серебряные горы или курганы, в которых возможно лежат какие-то витязи или сарматы, бунчуки, булава, исламский цвет восточного фона… Все неоднозначно, таинственно сконцентрировано и говорит о том, что это происходит на стыке с таинственной Азией. Это такой временной символ, повествующий о том, что наш край имеет какую-то чрезвычайно богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое Азии, Востока, древних степей. Сама эта загадка втягивает нас в эту прошлую историю. На сегодняшний день этот герб в монументальном виде сохранился только в одном месте – в знаменитом храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, построенном на месте гибели императора Александра II на средства, собранные по всей России. На основании колокольной башни с разных сторон устроены гербы всех областей Российской империи, в том числе и Уральской, которые участвовали в строительстве этого красивейшего храма.

    На сегодняшний день герб Уральской области в монументальном виде сохранился только в одном месте – в знаменитом храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, построенном на месте гибели императора Александра II на средства, собранные по всей России. На основании колокольной башни с разных сторон устроены гербы всех областей Российской империи, в том числе и Уральской, которые участвовали в строительстве этого красивейшего храма.//

    В прошлое!
    — Замечу, что восточная тема в Уральске ведет свое начало, конечно, не с основания Яицкого городка. И это удивительное счастье, что наш город расположен на земле, которая имеет такие древние традиции, в том числе и городские! Понимание этого возникло именно в наше время с раскопками на городище Жайык и с возобновлением раскопок Сарайшыка. В далекие века на территории нашего края существовали города с развитой интересной культурой, об этом говорят артефакты, изразцы, выполненные с высоким мастерством, даже действовала водопроводная система. Это была типичная среднеазиатская культура, смягченная таким степным флёром золотоордынской жизни на стыке города и степи. Удивительно, что все это было выполнено на изумительном уровне, процветало, но исчезло. Когда-то существовавшее архитектурное богатство и прикладное искусство пока никак не используется в местных архитектурных формах или каких-то ремесленных изделиях. А ведь среднеазиатские традиции уже существовали здесь, и только сегодня это чудо начинает выходить из-под праха веков, поражая нас тем, как далеко уходит наша история… В современное время в Уральске ведутся диспуты, когда же, мол, все-таки был основан этот удивительный город. В данном случае я пытаюсь видеть картину в целом и поэтому являюсь сторонником объективных моментов. Западноказахстанцы – и есть наследники всего этого богатства, стоящие на этом фундаменте, который только должен обогащать нас. К примеру, какие грандиозные фестивали в наше время проводятся в Саратове, где когда-то до основания существовал один из крупнейших городов Золотой Орды — Увек. Во время празднеств туда съезжаются со всей России, все одевают ордынские формы, проводятся огромные средневековые ярмарки. Думаю, уральцам нужно брать с них пример того, как развивать туризм, чтобы грамотно впитать эту традицию в себя. К сожалению, у нас золотоордынская культура начисто исчезает и далее никак не прорастает, постепенно все это заметается пылью и исчезает под дерном. Лишь кое-где иногда появляются изразцы и заметки в исторических газетах о том, что что-то нашли. Все это пытаются как-то анализировать, но далее это никак не интерпретируется, и, в конечном счете, все создается фактически с нуля.

    А где табличка с именем зодчего?
    — Восточная архитектура в Уральске начинается с войскового архитектора Ивана Андреевича Теца. К сожалению, мы мало что о нем знаем. Он был из обрусевших немцев, закончил императорскую академию художеств и молодым человеком переехал на смену прежнему архитектору в далекий совершенно неизвестный для него город, начав здесь свою карьеру. Вся творческая деятельность этого замечательного зодчего прошла в Уральске, здесь он и умер. И. Тец построил очень много зданий, и, самое интересное, что у него была какая-то внутренняя предрасположенность к восточному стилю, который в середине века был не очень-то и популярен. Скорее всего, к этому Тец стал тяготеть именно в Уральске, наш город он увидел совершенно по-другому и начал создавать здания, не имеющие аналогов. Безусловно, самое крупнейшее и интереснейшее создание И. Теца, с чего и начался зенит его карьеры – здание русско-киргизской школы (сейчас там областной историко-краеведческий музей, слава Богу, оно сохранилось до наших дней, хотя и с некоторыми потерями). К сожалению, в современном краеведческом музее даже не знают о том, кто построил это здание, на котором отсутствует табличка с указанием фамилии этого архитектора. А интрига началась с того, что я случайно нашел в архиве переписку между администрацией наказного атамана с Санкт-Петербургом с просьбой предоставить архитектору Ивану Андреевичу Тецу гонорар за строительство этого здания. На самом деле это здание было изначально спроектировано в Оренбурге другим архитектором, но он сделал только план и в наш город не приезжал. Так что вся работа, включая конкурс, составление полноценной сметы, легла на плечи архитектора Теца. Он с нуля подготовил проект, детально проработал всю декорацию и стилистические нюансы, полностью создав эту чудесную постройку. В переписке указывается мавританский стиль, который он использовал, что только улучшило вид здания. Труды войскового архитектора Теца были оценены, он даже получил премию за строительство этого здания. На самом деле это был комплекс с дворовыми постройками, вокруг которых шла потрясающей красоты ограда с многочисленными арками. Тец сочинил такой своеобразный восточный дворец, который, кстати, полностью соответствовал своему содержанию. Как известно, это была русско-киргизская школа с полноценно созданными условиями для обучения и воспитания местных кадров. Хотя и выделяется немало средств для реставрации, к сегодняшнему дню утрачены многие элементы этого здания, сбиты во время последних ремонтных работ. Конечно, хотелось бы, чтобы местная инспекция все-таки занялась изучением исторической фотографии, чтобы можно было воссоздать его полноценно, а не просто выкрашивать в очередной новый цвет. Почему-то в Уральске как-то тяжело с полноценной реставрацией и возвратом исторического вида… А ведь это такой своеобразный микс, переработанный творческой фантазией зодчего и являющийся визитной карточкой нашего города.

    Архитектором, разработавшим оригинальный проект первого здания русско-киргизского училища в мавританском стиле, которое ныне принадлежит областному историко-краеведческому музею, был Иван Тец.//

    Дом, который построил Тец
    — Меня всегда интересовало здание ну углу ул. Ихсанова (Батурина) и ныне проспекта (в прошлом ул. Садовая), которое своим орнаментом, антуражем и видом внешне похоже на русско-киргизскую школу, а с другой стороны – в нем есть что-то индивидуальное. В результате изысканий я нашел одно старинное объявление о продаже этого дома. Его продавала вдова, указывая, что это дом архитектора И. Теца. Все сразу встало на место. Предполагаю, что получив гонорар за создание здания русско-киргизской школы и отработав большой период в Уральске, войсковая администрация выделила И. Тецу тогда пустующий участок, где он и построил чудесный особняк. А до этого он снимал жилье, что было тоже запротоколировано в старых газетах. Снаружи здание кажется маленьким, но внутри оно огромное. Его первоначальный вид был, конечно, гораздо интереснее, все внешние шаблоны практически перешли из русско-киргизской школы. Мы видим одну и ту же руку, один и тот же почерк зодчего.

    Долгое время в этом доме находился детский сад, затем клуб, сейчас в нем — музей «Рухани жангыру».//

    Знаменитая и триумфальная
    — Восточные мотивы явно прослеживаются и в Триумфальной арке, которая была построена из кирпича в Уральске в течение одного сезона к приезду Цесаревича на Туркестанской площади. Кто спроектировал ее не известно. К этому времени И. Тец умирает, вместо него в Уральск приезжает другой архитектор из Петербурга, но на короткий период. Здание было очень большое, высотой в 16-17 этажей современного дома. Что интересно, в те годы все понимали, что нужно построить своеобразную арку, используя определенные архитектурные мотивы, отсылающие в то, что Уральск является восточными воротами российской империи в азиатские степи. Поэтому и был выбран специально этот стиль. Здание имеет интересную историю. Мне удалось найти его аналог в Иркутске, где ныне находится русско-географический музей. Он строился многие годы и был закончен, когда и арка в Уральске – в 1891 году. Каким образом мавританские мотивы этого здания были переработаны и воспроизведены в виде арки в Уральске, остается загадкой…

    На северном фасаде арку украшала надпись «Наследнику Цесаревичу», на южном – «Верноподданные жители Уральска». На аттиках — две даты: 1591–1891 годы, означающие 300-летие служения Уральского казачьего войска Отечеству и престолу. Под аркой Цесаревича встречала делегация от жителей города Уральска с хлебом-солью на великолепном серебряном блюде. Однако арке не суждено было прожить века. После революции, в 1927 году, простояв только 36 лет, она была снесена.//

    Есть, откуда черпать
    — После того, как заканчивается профессиональная деятельность войсковых зодчих, архитектура в Уральске больше уже никогда не поднимается до такого высокого уровня. Весь период советского времени — до 1991 года в Уральске с восточной стилистикой почти ничего построено не было. Эта традиция понимания Уральска, как ворот в Азию, в архитектуре здесь уже не отражается. В современные дни, казалось бы, вернулось ощущение и понимание ценности таких объектов, которые когда-то формировали неповторимое лицо нашего города. За последние 10-15 лет в Уральске развернулось бурное строительство, и это, конечно, приятно, что в городе есть деньги. Воплотились в жизнь крупные проекты, хотя они и были реализованы по старым советским генпланам с большим отступом во времени и с некоторыми доработками. Но как же сейчас используется то богатое восточное наследие, каким образом оно транслируется в современную архитектуру? Не всегда для исторической части города выбираются нужные пропорции и объемы, а главное, используется не тот архитектурный язык, в результате чего и происходит разрушение архитектурного контекста. Все-таки высший пилотаж архитектуры – это видеть то, что построено вокруг, и не разрушать, а дополнять, чтобы каждое здание «говорило», вступало в диалог с другими. В Уральске существуют огромные восточные традиции, уходящие корнями еще в такие древние города, как Сарайшык. Почему бы нам не черпать оттуда все эти истоки? Ведь как виртуозно работал И. Тец с восточными формами! Люди сейчас приезжают и восхищаются его зданиями, которых больше нигде нет. У нас такая богатая история и столько артефактов, есть возможность провести стилизацию и создать полноценную оригинальную архитектуру. Современные возможности не ограничены, главное – чтобы был качественный замысел и чтобы в погоне за пышностью не высасывали все из пальца, а как-то еще и привязывали к истории. Мне бы хотелось пожелать Уральску, чтобы в этом городе опирались на свои собственные традиции, глубоко их изучали и понимали, чтобы все это наследие качественно интерпретировалось. С одной стороны, нужно создавать качественные реконструкции древних построек, чтобы пускать их в культурный оборот, чтобы ими могли воспользоваться историки, архитекторы, филологи, с другой – все-таки оглядываться по сторонам и не копировать чужие варианты, а создавать оригинальные свои собственные здания, опираясь на глубокие уральские традиции и мировой опыт. Тогда будет впечатлять и качество работы, и глубина замысла. Уральску нужно двигаться именно в этом направлении. Потенциал у города есть, главное – было бы желание властей и мощное участие общественности, которая должна участвовать в обсуждении всех проектов, выдвигать свои идеи, корректировать то, что предлагают архитекторы. Этот процесс должен быть постепенным, а не насильственным. Ведь речь идет об общественных зданиях, переживающих нас во времени и являющихся свидетелями эпохи в будущие века.

    Подготовила
    Галина КАРЕНСКИХ,
    фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Предыдущая статьяПрофессии, улучшающие быт
    Следующая статьяЛожь, грозящая сроком
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл