АО «Конденсат» завершает строительство еще одного производственного объекта на своем НПЗ, расположенном на Карачаганакском месторождении. Речь идет о секции гидроочистки компонентов дизельного топлива (СГКДТ), возведение которой началось в 2016 году. Начальную партию продукта еврокласса, именуемого в народе «соляркой», планируют получить уже в конце первого полугодия текущего года.
Заметим, что секция гидроочистки компонентов дизтоплива является третьим и завершающим объектом строительства второй очереди малотоннажного завода АО «Конденсат» для производства моторных топлив экологического класса К5. В целях расширения и модернизации компания с 2012 года реализует этот важный инновационный проект, включенный в республиканскую карту индустриализации Казахстана. Первым объектом данного проекта стало строительство бензинового завода, старт которому в рамках республиканского телемоста в июле 2016 года в честь 25-летия Независимости дал президент страны Нурсултан Назарбаев. Причем, глава республики напутствовал работу компании и в 1997 году, когда был запущен первый завод «МТУ-400» по переработке нестабильного конденсата. Новый сложнейший технологический комплекс, рассчитанный на выпуск 200 тысяч тонн бензина Евро-5 в год, запустили в эксплуатацию в ноябре 2016 года. Стоит отметить, что АО «Конденсат» первым и на сегодняшний день единственным в нашей стране производит высококлассное топливо, показатели качества которого соответствуют евростандартам. Сегодня на рынке реализации бензина ЗКО эта продукция пользуется широким спросом и в первую очередь ассоциируется с понятием экологичности. Вот уже год, как компания сдала в эксплуатацию и секцию вакуумной перегонки, запустив производство гудрона и вакуумного газойля. Сейчас АО «Конденсат» завершает строительство установки по производству дизельного топлива еврокласса мощностью 200 тыс. тонн в год. Размер капитальных вложений по всем указанным объектам составляет более 200 млн долларов США, источником которых являются собственные средства предприятия и заемные через АО «Банк Развития Казахстана».
Как сообщили в АО «Конденсат», стоимость реализации проекта секции гидроочистки компонентов дизельного топлива составит более 10 млрд тенге. Разработчиком технологического процесса и проектной документации проекта выступил украинский институт ПАО «УКРНЕФТЕХИМПРОЕКТ», имеющий большой опыт в этой сфере. Основную часть строительно-монтажных работ, где, по данным специалистов АО «Конденсат», было задействовано более 200 строителей и монтажников, выполнила российская компания – ОАО «ОМУС-1» (Омское монтажное управление специализированное №1, — ред.). Кстати, этот же подрядчик выполнял и строительно-монтажные работы на втором производственном объекте – секции вакуумной перегонки.
Как сообщил руководитель проекта СГКДТ Руслан ГАДЕЛЬШИЕВ, строительно-монтажные работы на этом объекте в данное время практически завершены:
— Площадь застройки занимает примерно 5500 квадратных метров. На данный момент уже выполнено порядка 97% строительно-монтажных работ. Сейчас на объекте ведутся пусконаладочные работы смонтированного оборудования и технологических систем, включая энергетические, а также системы автоматизации. Помимо этого, проводятся работы по благоустройству территории объекта.
Ввод в эксплуатацию установки по производству дизельного топлива, для обслуживания которой уже подготовлен оперативный персонал, прошедший обучение, намечен на конец второго квартала нынешнего года. В июне АО «Конденсат» уже планирует получить первую партию продукта высокого класса. По словам специалистов, в основу его технологии заложен каталитический процесс очистки от сернистых соединений, который и позволяет достичь качества топлива стандарта «Евро-5» — основной норме экологической безопасности. Поясним, что гидроочистка – это процесс, так сказать, «облагораживания» топлива под воздействием химических реакций для уменьшения нежелательных примесей в виде сернистых, азотистых и металлоорганических соединений с целью доведения его качества до экологических стандартов К5, что соответствует современным требованиям. Уникальность установки гидроочистки дизельного топлива АО «Конденсат» заключается в том, что все процессы проходят в одном реакторе, представляющем собой огромный вертикальный цилиндрический сосуд. Специалисты отмечают, что очистка от сернистых и азотсодержащих соединений прямогонных нефтяных фракций до требуемого показателя содержания серы может быть обеспечена за один проход в реакторе гидроочистки. Применение такого топлива с минимальным содержанием серы оказывает благотворное влияние на экологию за счет сокращения количества вредных выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобильного транспорта.
— Мы применяем самые современные технологии и передовые методы, что позволяет гарантировать высокое качество конечного продукта, — отметил Руслан Гадельшиев. — Замечу, что производство дизельного топлива, как и других продуктов нефтепереработки на нашем НПЗ, выполняется под четким автоматизированным контролем на каждом этапе. На мониторы Центрального пункта управления выводится полная информация обо всех процессах, происходящих в производственной цепочке. За ситуацией на заводе в ЦПУ следят высококлассные специалисты, прошедшие подготовку и переподготовку в Центре развития персонала АО «Конденсат».
Заметим, что завершение строительства СГКДТ и в целом реализации крупного инновационного проекта по производству моторных топлив экологического класса К5, имеет особое значение для АО «Конденсат». Хотелось бы верить, что после этого компания все-таки сможет решить проблему неполной загрузки производства (за все время работы НПЗ был загружен лишь на 20-30% от проектной мощности, — ред.) в связи с отсутствием доступа к отечественному сырью, поставки которого на внутренний рынок недропользователи осуществляют только по графику, утверждаемому Министерством энергетики РК. Известно, что предприятие давно просит в этом поддержки у государства. Министерство энергетики РК обещало свое содействие, как только АО «Конденсат» завершит реализацию дизельного проекта. Будет ли выполнено это обещание? Будем надеяться, что такое важное для региона и страны событие, как выпуск качественного отечественного топлива, которым при полной загрузке НПЗ АО «Конденсат» можно было бы покрыть дефицит всего Западного Казахстана, избавив его от импорта, не омрачится различными формальностями и отсутствием участия со стороны государства. Тем более что с учетом полной мощности по переработке сырья данного НПЗ (до 850 тысяч тонн в год, — ред.) госказна смогла бы значительно пополниться налогами. Разве это не отличная перспектива для подтверждения социальной ответственности государства перед крупнейшим отечественным товаропроизводителем и налогоплательщиком, который внедряет такие сложные инновационные проекты и делает все возможное для индустриального и экономического развития, как Западно-Казахстанской области, так и всей страны?
Галина КАРЕНСКИХ
Какую продукцию выпускает и реализует АО «Конденсат»?
— автомобильный бензин марки АИ-92-К5;
— автомобильный бензин марки АИ-95-К5;
— фракция газойлевая прямогонная;
— вакуумный газойль;
— гудрон;
— летом планируется выпуск дизельного топлива К5.