Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    С местом для нового НПЗ прогадать нельзя

    С начала года с новой силой заговорили о строительстве 4-го крупного НПЗ в стране. Над изучением данного вопроса уже корпит рабочая группа, в 2019-м планируется подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО). Осталось самое важное — определиться с местом его строительства.

    «Н» провела собственное исследование и пришла к выводу, что с экономической точки зрения для этого лучше всего подойдет именно наша область, а точнее, производственная база АО «Конденсат». Почему? Об этом в нашем материале.  

    «Проблема нас догнала»

    Вспомним, что идея строительства четвертого НПЗ, призванная снять вопрос дефицита топлива в стране, периодически уже возникала в коридорах власти. В 2009 году президенту докладывали о подобных планах, по которым строительство нового завода должно было начаться в 2016-м и спустя три года его должны были ввести в эксплуатацию. Глава республики также неоднократно заявлял о необходимости нового завода в 2013-2014-м годах и давал поручение начать строительство. Однако этого так и не произошло. В 2015-м строить НПЗ предлагали в Мангистауской области. Сообщалось, что инвестиции пожелали вложить бизнесмены из Ирана, и к 2018 году предприятие должно было вступить в строй. Но опять, по всей видимости, что-то не срослось.

    И вот в начале нынешнего года в ходе расширенного заседания правительства Нурсултан Назарбаев поручил министру энергетики РК Канату Бозумбаеву вновь ускорить решение данного вопроса, подчеркнув при этом, что, когда поднимался этот вопрос, ему доказывали, что ГСМ потом будет некуда девать. Теперь, когда стоимость проекта нового завода выросла, а сроки завершения сдвинулись аж до 2024 года, стало понятно, что страна нуждается в больших объемах топлива. «То есть мы начинаем работать тогда, когда проблема нас догнала», — заключил глава республики.   

    И с этим сложно не согласиться. Несмотря на то, что Казахстан является нефтедобывающей страной, топливный кризис нас настигает практически каждый год — и такая ситуация длится уже десятилетиями. Казахстанский рынок всех светлых нефтепродуктов является дефицитным. Объемов производства автобензина, дизтоплива и авиакеросина местными НПЗ, включая крупные Павлодарский, Атырауский и Шымкентский заводы, не хватает для покрытия спроса внутреннего рынка на эти виды топлив. В основном этот дефицит покрывается за счет импорта нефтепродуктов из России. Правда, большие надежды в решении данной проблемы возлагались на масштабную программу модернизации трех крупных НПЗ, которая должна была обеспечить развитие нефтепереработки, но в итоге выяснилось, что и это не решит всех проблем. Рабочая группа с участием международных экспертов и представителей госорганов провела детальный анализ прогнозного баланса производства и потребления топлива после завершения модернизации трех заводов и пришла к заключению, что увеличение производства ГСМ покроет внутренний рынок лишь в среднесрочном периоде. С учетом прогнозируемого роста потребления дефицит бензина образуется между 2018 и 2023 годами, авиакерасина – после 2026-го. То есть из-за роста казахстанского автопарка спрос на горюче-смазочные материалы будет расти постоянно, и в скором времени мы вновь испытаем нехватку. Поэтому-то и не осталось никаких сомнений в необходимости строительства нового нефтеперерабатывающего завода.

    А у нас на Карачаганаке…

    Известно, что в следующем году для четвертого НПЗ планируют подготовить ТЭО, а также привлечь инвестора для финансирования проекта и уже приступить к его строительству. Что касается того, где именно будет построен новый завод, то на заседании коллегии министерства энергетики РК ранее сообщалось, что решение о возможном строительстве, месте его дислокации и мощностях будет приниматься во втором полугодии 2018 года.

    Золотым правилом при выборе места для строительства такого нефтеперерабатывающего производства всегда выступала близость сырья, от чего обычно и отталкиваются. И здесь очень важно не прогадать, ведь данный вопрос имеет первостепенное значение. О возможном размещении нового НПЗ в одной из западных областей заявлял Канат Бозумбаев во время своей рабочей поездки в ЗКО. И хотя на 4-й завод у себя претендуют еще Мангистауская и Актюбинская области, на наш взгляд, лучшим вариантом для этой цели может стать именно ЗКО, где находится крупнейшее в мире Карачаганакское месторождение, из сырья которого получилась бы высококачественная топливная продукция. Известно, что в первых двух регионах запасы нефти намного меньше и качество ее гораздо хуже. Кстати, в ходе февральской отчетной встречи акима области Алтая Кульгинова с населением, в которой, как известно, принимал участие и министр энергетики, вспомнили, что еще 15 лет назад было предложено построить нефтеперерабатывающий завод на Карачаганаке, но это предложение так и осталось нереализованным.

    На перспективу

    Понятно, что вопрос строительства еще одного крупного НПЗ, для чего потребуется привлекать солидные инвестиции, непростой и подходить к его решению нужно взвешенно и рационально. Но почему бы 4-й завод не построить на базе готовых производственных площадок АО «Конденсат», где уже действует сложнейший технологический комплекс по выпуску высокооктановых бензинов экологического класса К5? «Н» считает, что для этого есть все необходимые условия, самым главным из которых является близкая расположенность бензинового завода АО «Конденсат» к источнику сырья. Как известно, его от КПО отделяет буквально забор в несколько метров, что позволит исключить транспортные расходы по доставке сырья и снизить себестоимость продукции.

    С другой стороны, при реализации проекта по строительству четвертого НПЗ можно использовать уже имеющиеся мощности завода АО «Конденсат», который рассчитан на 850 тысяч тонн в год. Такой подход был бы экономически очень выгоден, ведь интеграция нового завода с НПЗ «Конденсата» позволит значительно сэкономить на строительстве еще одного дорогостоящего объекта нефтепереработки. Да и зачем строить на голом месте, когда в ЗКО уже успешно работает свой лидер по выпуску и реализации нефтепродуктов, базу которого можно вполне удачно задействовать в данном проекте?

    В-третьих, в непосредственной близости к АО «Конденсат» находится и проведенная ранее инфраструктура, которая будет только поддерживать экономическую активность производства. Это имеющиеся источники энергоснабжения, водоснабжения и газоснабжения, что позволит исключить дополнительные затраты для их возведения. Немаловажное значение имеет и удобная транспортная развязка. Рядом проходит автомобильная дорога «Уральск-Актобе», по которой можно будет поставлять продукцию в Актюбинскую область. Также поблизости находится и магистральная железная дорога «Москва-Алматы». Все это позволит быстро доставлять готовую продукцию в любую точку, как нашей страны, так и отправлять ее на экспорт. 

    Кроме того, не нужно будет ломать голову с подбором и обучением персонала. Ведь в Аксае, где действует крупное месторождение, работает немало специалистов высокого уровня в сфере нефтепереработки. К тому же в АО «Конденсат» открыт собственный Центр развития персонала, где проводится постоянная работа по повышению квалификации работников, для обучения которых привлекаются высококлассные специалисты с большим опытом работы из стран СНГ. Таким образом, появится хорошая возможность укомплектовать новое производство профессиональными работниками, что тоже очень важно и не может не учитываться при реализации данного проекта.

    В общем, с учетом всех вышеперечисленных факторов в нашей области получился бы самый дешевый завод, и в этом деле у АО «Конденсат» есть ряд явных преимуществ и хороших перспектив. В будущем это благотворно сказалось бы не только на развитии экономики страны и, в частности, нашего региона, но и на вопросах трудоустройства и благосостояния местного населения. Как все сложится в действительности, покажет, конечно, время. «Н» обещает следить за ходом событий и информировать своих читателей.                                                                                                                                                                                                          

    Галина КАРЕНСКИХ


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл