Жители улицы 8 марта подали в городской акимат заявление с просьбой узаконить сквер, расположенный на их улице. По идее, это должно стать жирной точкой в долгосрочной судебной тяжбе между простыми уральцами и людьми со связями. Действительно ли настанет конец приключениям или это только новый виток в решении запутанной ситуации, пока сказать невозможно. У городского акимата на принятие решения есть еще 20 дней. А за это время случиться может многое.
Эпопея со сквером длилась несколько лет. Все началось в 2016 году, а по факту, как выяснилось, даже значительно раньше. Два года назад жители улицы 8 марта, чьи окна смотрят на небольшой скверик, были неприятно удивлены: команда неизвестных товарищей начала активно вырубать деревья и кусты. Увидев такое самоуправство, люди побросали свои дела, и вышли на улицу, стеной встав на защиту сквера. Побоявшись конфликта с недоброжелательно настроенной толпой, рабочие ретировались, но на смену им появилась женщина, которая рассказала, что она является владелицей этой земли и собирается строить здесь развлекательное заведение. Не растерявшись, жители улицы собрались и подали заявление в суд с требованием разобраться в ситуации и признать право на землю недействительным.
— Этот сквер был высажен в 1962 году в честь первого полета Юрия Гагарина. Деревья зеленстроевцам помогали сажать наши родители. Мы росли в этом сквере. Каким образом он мог стать частной собственностью? – задается вопросом местная жительница Людмила Вдовина.
Схема, по которой сквер неожиданно для всех оказался частным владением – проста. В далеком 2005 году двое жителей весьма далекой от Западного Казахстана Жамбылской области Фаткулин и Шамшиев получили в Уральске два соседних участка земли под ИЖС. Почему южане внезапно воспылали такой любовью к уральскому, совсем не южному, климату – вопрос открытый. Но по факту оба без всяких промедлений получили участки под ИЖС практически в центре города. Разумеется, со всеми полагающимися документами и, разумеется, бесплатно. Бывали ли когда-нибудь эти люди в Уральске или нет и каким образом они обошли других претендентов на земельные наделы, которых уже к тому моменту было ого-го какое множество – об этом история умалчивает. Во всяком случае, людей, которые знакомы с Фаткуллиным и Шамшиевым лично, у нас в городе найти не удалось. В общем, 11 лет участки, предназначенные им под ИЖС, стояли себе без всяких изменений. Но в 2016 году товарищи с юга внезапно активизировались и через представителя в Уральске по доверенности продали оба своих участка Куляш Васильевой, которая в том же году решила строить там развлекательный центр. Каким образом предприимчивая дама собиралась изменить целевое предназначение двух участков – неизвестно. Зато известно, что оба участка земли, переданные жамбульцам в собственность бесплатно, к бизнесвумен перешли уже за вполне реальную сумму в 22 миллиона тенге – по 11 за участок. А доверенным лицом при сделке купли-продажи выступила некая Лилия Исмаилбаева, которая в 2005 году была членом земельной комиссии и принимала непосредственное участие в выдаче земельных участков под ИЖС.
Несмотря на вполне очевидные факты и доводы жителей улицы 8-го марта, суд первой инстанции оставил их иск без удовлетворения. И стоять бы вместо сквера очередному развлекательному центру, но люди не успокоились. Они подали апелляцию. Неожиданно для всех закон все-таки оказался на их стороне! После решения в пользу защитников сквера было еще два суда: бизнес-леди также не собиралась сдаваться и подавала в суд дважды. Однако Фемида осталась непреклонной. Станет ли Куляш Васильева возвращать свои деньги и каким образом она это сделает – неизвестно. А жители улицы 8-го марта тем временем озаботились вопросом легализации своего многострадального сквера. Дело в том, что во время всех судов адвокат владелицы земли делала упор на то, что участок, засаженный деревьями и кустами, ни на одной карте не указан как сквер.
— Да, сейчас он выглядит не лучшим образом. Но мы со своей стороны делаем все возможное, — объясняет Людмила Вдовина. — Весной мы белим деревья и убираемся. Конечно, прореживать насаждения и ремонтировать дорожки мы не можем, но ведь есть в городе службы, которые следят за состоянием парков и скверов. Они должны и за нашим следить, мы думаем. Разве это наша вина, если городская администрация так запустила место общего пользования?
Для придания скверу законного статуса жители улицы 8-го марта написали заявление на имя акима города Мурата Мукаева.
— Мы собрали все документы, написали заявление на имя акима города и отнесли пакет в городской акимат, — говорит Людмила Вдовина. – Нам объяснили, что на рассмотрение нашего заявления уйдет 15-20 дней. Конечно, неизвестно, что решит аким, но мы очень надеемся на положительное решение нашего вопроса.
Светлана СОКОЛОВА