Зима — это не только снег и морозы. Другая напасть на дорогах — слякоть. Мыть машину каждый день накладно и хлопотно. Многие водители ждут, когда подсохнет асфальт или снова придут холода. А вот полицейские не ждут.
А имеют ли право штрафовать за грязное авто и что грозит владельцам?
Привлечь к ответственности водителей-грязнуль полицейские могут по части 1 или 5 статьи 590 КоАП РК — управление авто с нечитаемыми или несоответствующими требованиям стандарта номерами или за управление транспортным средством, не отвечающим требованиям техрегламентов, стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация. За эти нарушения автовладельцам грозит штраф в размере 5 МРП (12 025 тенге в 2018 году).
В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей требований к внешнему виду нет. А про государственные регистрационные знаки сказано только, что, если они не отвечают требованиям стандарта, ездить на машине нельзя.
Вопросы опрятного внешнего вида автомобилей регулируются нормами СТ РК ГОСТ Р 51709-2004 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки». Согласно этому документу, не допускается эксплуатация автомобилей, степень загрязнения которых снижает обзорность с места водителя и пассажиров, обзорность через наружные зеркала заднего вида; эффективность действия внешних световых приборов; препятствует чёткой идентификации государственного номерного знака и цвета (цветов) АТС, занесённых в свидетельство о регистрации АТС.
То есть оштрафовать на 5 МРП полицейский может за грязные номера, фары, стёкла, зеркала и в целом за немытый кузов как за нарушение стандарта. При этом в стандарте говорится, что все эти требования проверяются стражами порядка визуально, т. е. на глаз!
Но если с грязными фарами, стёклами и зеркалами всё понятно, то как быть с кузовом и номерами? Глаз глазом, но и при визуальном обследовании полицейские обязаны опираться на утверждённые нормативы.
Требования по читабельности госномеров можно найти в СТ РК 986-2012 «Транспорт дорожный. Знаки государственные регистрационные номерные со световозвращающей поверхностью для механических транспортных средств и их прицепов и заготовки для знаков. Технические условия». Законом устанавливается, что номера всех типов должны читаться с расстояния не менее 40 метров при освещении их рассеянным дневным светом (условия раннего утра).
Задний номерной знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в тёмное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 метров при освещении его штатным фонарём.
А как же быть с грязным кузовом? Тут сложнее. Напрямую, что такое идентификация цвета машины, не прописано нигде. Но юридически в случаях, когда правоотношения прямо не урегулированы законодательством, применяются нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). А аналогом в этом случае будет закон «О рекламе», который отсылает нас к ГОСТ 31306-2005 «Стандарты наружной рекламы на автотранспорте в Казахстане». Документом устанавливается, что чёткая идентификация цвета транспортного средства возможна, если видно более 40 % поверхности кузова. Правда, требование это распространяется на каждую из четырёх сторон в отдельности. Иными словами, даже если спереди или сзади ваше авто забрызгано по самую крышу, то это уже будет нарушение. Определять же процент загрязнённости поверхности придётся всё-таки на глаз. И лучше, следить за чистотой машины и постараться заехать на мойку, не дожидаясь споров с гаишником на дороге.