Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-0 C
Уральск
4.1 C
Аксай
Еще

    Сопричастность ко всему происходящему

    Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у подрастающего поколения представление об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

      Экологическая проблематика должна стать неотъемлемой частью общего образования и культуры, направленной на формирование у людей сопричастности ко всему происходящему вокруг. Главные задачи экологического образования – формирование взглядов и убеждений, способствующих ответственному отношению к природе, переход от простой подачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, учиться предвидеть возможные последствия предпринимаемых действий.

    Экологическое просвещение в Западно-Казахстанской области ведется через образовательные учреждения, средства массовой информации, деятельность общественных организаций, учреждения культуры, в частности, через музей природы и экологии. В музее есть прекрасная возможность через мир предметов познакомиться с постоянно меняющейся окружающей средой, с результатом антропогенного воздействия на природу. Реализации этой функции в музее природы и экологии уделяется особое внимание, так как дети (школьники, студенты и воспитанники детских садов) составляют большинство от общего количества посетителей.

    Для этого у музея природы и экологии имеются все необходимые условия: уникальный по своему разнообразию естественнонаучный фонд, три зала, оснащенные современным оборудованием для демонстрации фильмов, слайдов и презентаций, и главное, постоянно действующая экспозиция, являющиеся центральным объектом изучения природы в музее. На основе постоянной экспозиции в музее природы и экологии разработаны программы по экологическому воспитанию. Программы ориентированы на детей разных возрастных категорий и разделены на 2 группы в соответствии с психологическими особенностями каждой из них — программы для дошкольников и младших школьников и программы для школьников среднего и старшего звена. Все занятия проводятся с учетом сезонной периодичности тех или иных явлений в природе. В связи с этим сформирована четкая система образовательно-воспитательного процесса.

    В экспозиции в объемно-пространственных композициях представлены природные зоны. Посредством подлинных экспонатов посетители знакомятся с историей развития органической жизни на Земле, с растительным и животным миром нашей области, с историей и культурой коренного народа, основой жизни, которой, всегда являлись биологические ресурсы. Современное человечество освоило и минеральные ресурсы — полезные ископаемые, без которых не представляется наша жизнь. Добыча тех или иных полезных ископаемых, которыми богата территория ЗКО, непременно ведет к разрушению уникальных ландшафтов.

    В период дошкольного возраста, в процессе целенаправленного воздействия, у детей можно сформировать азы экологической культуры — осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их окружение в этот период жизни. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста успешно реализуется культурно-образовательная программа «Почемучка» по неформальному экологическому воспитанию. В программу входят изучение флоры и фауны родного края, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, животными и птицами, занесенными в Красную книгу и др. В рамках программы проводятся занятия-экскурсии, игровые занятия и тематические мероприятия.

      Общение с детьми в процессе занятия построено в форме диалога, ребенок становится активным его участником. Вопросно-ответный метод активизирует внимание и память ребенка, он особенно ценен, когда создается проблемная ситуация. Например, во время занятия «Млекопитающие», дети видят зайца в зимнем и в летнем наряде, а комплекс вопросов, позволяет им самим сделать вывод, почему зимой заяц белый, а летом серый. В занятия включены игры. Игра — это естественное состояние детей младшего возраста, поэтому методика игры активно используется в ходе экологических занятий. Каждый ребенок включается в действие, имея возможность увидеть экспонаты. Все это вызывает у ребенка положительные эмоции.

    Для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработан отдельный цикл занятий, посвященный редким и исчезающим видам животных, занесенным в Красную книгу:

    «Хозяин леса» – занятие, посвященное самому крупному животному лесной зоны — лосю. Дети знакомятся с образом жизни этого животного, его повадками, особенностями приспособления к природным условиям;

    «Современник мамонта» — рассказ об истории возрождения популяции сайгаков. Это единственное животное, сохранившееся с ледникового периода. Кроме того, дети узнают об особенностях образа жизни сайгаков.

    При работе со школьниками среднего и старшего звена, реализуется культурно-образовательная программа «ЭКО» по неформальному экологическому воспитанию. В программу входят изучение природы области во всем ее разнообразии с экологической точки зрения. В рамках программы проводятся не только тематические экскурсии, но и ряд специальных занятий, лекций и мероприятий экологической тематики.

    Дети среднего и старшего школьного звена – это подростки, которые подчас в силу психологических особенностей, присущих данному возрасту, часто показывают отсутствие интереса к коммуникации с чем-то незнакомым, чужим, например, с музейной экспозицией, при всех усилиях со стороны музейных сотрудников. В то же время, подросткам нравится что-то делать, трогать и создавать, они любят быть в центре внимания, быть непосредственным участником процесса, а в музее приобретают первый личный музейный опыт.

    Эта задача успешно решается на сравнительно новой форме мероприятия — экологическом празднике. В экологических праздниках могут принимать участие как школьники среднего и старшего звена, так и дети младшего возраста. Чтобы сделать мероприятие интересным для детей, в программу праздника включены викторины и конкурсы. Фильмы, презентации, мастер-классы помогают получить и усвоить новую для детей информацию. В музее природы и экологии проводится ряд ежегодных экологических праздников. 2017 год был объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В этом году сотрудниками музея был проведен ряд экологических встреч, названных Зелеными субботами. Первая была посвящена 50-летию Кирсановского заказника. Следующие Зеленые субботы были приурочены к экологическим праздникам: Дню птиц, Всемирному дню водно-болотных угодий, Дню Земли, Дню охраны окружающей среды и так далее.

    Важность воспитания основ экологической культуры, его сложность и недостаточная выраженность в школьной программе делают актуальным использование внеклассных возможностей. Использование богатого наглядного выставочного материала музейной экспозиции, помогает познакомить дошкольников, школьников, студентов с рядом сложных экологических явлений и закономерностей в неформальной обстановке.

    Бережное, ценностно ориентированное отношение населения нашей страны к природе одна из главных задач современного воспитания. Одна из важнейших проблем в этом процессе — сложность, многокомпонентность и некая мировоззренческая составляющая в понимании таких базовых понятий как «экология» и «окружающая среда». В рамках школьной программы, знания, умения и навыки этой области науки получаются межпредметными, и детям достаточно сложно их обобщить и систематизировать.
    На базе постоянной экспозиции «Музей природы и экологии» можно внести свой вклад в этот процесс. Продолжить экологическое воспитание учеников, студентов за рамками школы, вузов. Для детей младшего школьного возраста, которые только начинают на более или менее систематичной и научной основе знакомство с окружающим их живым миром это особенно актуально.

    Целью нашей работы является естественнонаучное, целостное экологическое воспитание детей школьного возраста на основе экспозиции «Музей природы и экологии».
    Экспозиция имеет очень важные преимущества, позволяющие решать целый комплекс воспитательных и образовательных задач, особенно экологического плана, поскольку концепция выставки изначально подразумевала размещение экспонатов согласно биотопам обитания демонстрируемых видов.

    В течение 2017 года было проведено более 80 экскурсий специализированной экологической тематики. Наиболее востребованными темами были: «Животные, занесенные в Красную книгу Западно-Казахстанской области»; «Птицы Западно-Казахстанской области»; «Обитатели лесов и степей»; «Обитатели озер и рек»; «Дикие животные» (в рамках школьной темы «Дикие и домашние животные» — проводилась подробная беседа о диких родственниках животных живущих с человеком).

    В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Это обусловлено тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

      Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. При отборе диагностических методик в первую очередь мы отдаем предпочтение методикам, позволяющим определить уровень социально-экологических отношений детей, уровень сформированности природоохранного сознания и соответствующего ему поведения, понимание ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

    Айгуль ДЖУМАГАЗИЕВА,
    заведующая музеем природы и экологии


     
    Предыдущая статьяДоохотились
    Следующая статьяЖұмыс қолы қай уақытта да құнды
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Казахстане разрабатываются новые стандарты школьного питания

    Рацион школьников будет полностью пересмотрен с учетом полезности и...

    Рекомендуем

    Спрос на сжиженный газ в ЗКО вырос на 10%

    На десять процентов вырос спрос на топливный газ в...

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл