В настоящее время в Казахстане, в том числе и с участием Национального бюро по противодействию коррупции, проводится большая законодательная работа по внесению изменений в действующее законодательство в целях модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности. Основной целью указанной работы является повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе.
Для достижения целей принимаются меры по повышению состязательности уголовного процесса, расширения процессуальных возможностей адвокатов, упрощению процедур расследования и обеспечения экономичности процесса, расширению судебного контроля за досудебной стадией, а также исключению дублирования и четкого распределения полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.
В ряд действующих законодательных актов вносятся конструктивные изменения. Предлагается внести изменения в Законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре».
Так, к примеру, в УПК РК вместо существующего семидесяти двух часового срока задержания подозреваемого лица без санкции суда предлагается осуществлять задержание на срок не более сорока восьми часов, а несовершеннолетних – на срок не более двадцати четырех часов.
Уголовное судопроизводство в стране теперь будет вестись как в бумажном, так и электронном формате.
В полномочия суда будет введено право санкционировать проведение негласных следственных действий и продление его сроков, а также продление сроков уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях. Кроме того, суд будет давать органу досудебного расследования согласие на не уведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях, а также санкционировать принудительное получение образцов и освидетельствование.
Негласные следственные действия теперь предлагается проводить с санкции следственного судьи, суда на основании мотивированного постановления лица, осуществляющего досудебное расследование, либо иных должностных лиц, уполномоченных на вынесение соответствующего постановления.
В настоящее время санкцию на проведение негласных следственных действий по постановлению органа досудебного расследования дают прокуроры.
Кроме того, по мотивированному ходатайству адвоката, следственный судья, рассматривает вопрос о производстве органом уголовного преследования следственных действий, за исключением негласных следственных действий.
Также, в законопроекте оговорено, что лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, должно быть об этом уведомлено органом досудебного расследования без ознакомления с результатами негласного следственного действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу.
Вместе с тем, лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, в течение пятнадцати дней с момента вышеуказанного уведомления, имеет право обратиться в суд с заявлением о признании проведения соответствующих негласных следственных действий незаконным и возмещении причиненного вреда (при наличии такового).
Также, сторона защиты вправе независимо от мотивов не предоставлять органу досудебного расследования доказательство, имеющее, по ее мнению, особое значение для обеспечения интересов защиты подозреваемого.
По уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести дело будет подлежать рассмотрению в порядке приказного производства.
В новой редакции УПК будет оговорено, что не подлежат регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении:
1) В которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения;
2) О нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.
Все вышеуказанные изменения, вносимые в действующее законодательство, призваны обеспечить защиту конституционных прав граждан, а также вывести правовую сферу Казахстана на уровень, отвечающий требованиям времени.
Руководитель Штаба департамента Нацбюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по ЗКО
Зульфия Хивинцева