В списке знаменательных дней, отмечаемых в Казахстане, свое место занял и Всемирный день качества. Он отмечается во многих странах мира каждый второй четверг ноября. Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций.
Западно-Казахстанский филиал АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» при поддержке департамента комитета по техническому регулированию и метрологии по ЗКО 9 ноября 2017 года проведено торжественное мероприятие, посвященное Всемирному дню качества под девизом «Поощряя ежедневные усилия».
В нем приняли участие представители предприятий и организаций города. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы управления рисками в области деятельности предприятий, проблемы обеспечения качества и пути их решения, прошла презентация новой версии ISO 45001- системы менеджмента професиональной безопасности и здоровья, а также состоялось подведение итогов ежегодного конкурса за достижения в области качества продукции и услуги с вручением дипломов и памятных призов.
Из истории дня
Во второй половине XX века проблема качества стала одной из приоритетных проблем, с которой столкнулись передовые экономики развитых стран мира. Людям нужны качественные товары для организации своего уклада жизни, эффективные и безопасные средства поддержания физического здоровья, различные сторонние услуги, необходима качественная окружающая среда и тому подобное, то есть качество тесно связано со всем тем, что называется благами цивилизации, пользуясь которыми человек ощущает психологический комфорт и вкус жизни.
Приобретая любой товар, каждый покупатель беспокоится о том, чтобы тот был качественным. Но мало, кто знает о существовании такого праздника, как Всемирный день качества. Он появился по инициативе крупных международных организаций и поддержке ООН и впервые его отметили в 1989 году. Через шесть лет Европейская организация качества объявила вторую неделю ноября Европейской неделей качества (European Quality Week), а Всемирный день качества с тех пор стал отмечаться именно во второй ноябрьский четверг. Ежегодно этот праздник проходит под разными девизами. Девиз 2017 года – «Поощряя ежедневные усилия».
В чем суть?
Как рассказали специалисты ЗКФ АО «НацЭкС» У. Абдулов и Ю. Карамазанова, качеством принято называть совокупность свойств (внешнего вида, формы, условий использования и так далее), которыми должны обладать товары, изделия или услуги. Интересно, что при разной структуре экономики, понятие качества трактуется по-разному. Например, при командно-административной экономике это свойство товара определяется с точки зрения производителя. А вот в условиях свободного рынка главным «оценщиком» качества является потребитель.
Для определения качества товара используются различные группы свойств. Это могут быть: показатели назначения; показатели срока эксплуатации и надежности; показатели стандартизации, эргономики, транспортабельности; эстетический вид; безопасность товара с точки зрения экологии и возможностей эксплуатации. Существуют разнообразные методы оценки качества товаров: измерительные, аналитические, регистрационные, экспертные, социальные и прочие.
Проблема качества для многих стран является актуальной. Качество выпускаемых товаров или предоставляемых услуг – это одна из составляющих успеха любого предприятия или фирмы вне зависимости от размера и формы собственности. Понятие качества продукции весьма тесно связано с ростом уровня жизни граждан. Чем больше люди могут себе позволить, тем серьезнее они относятся к качеству продуктов и товаров, которые они приобретают.
Кроме того, проблема качества взаимосвязана с экологической чистотой окружающей среды. Использование экологически безопасного сырья и упаковки – это один из признаков товара высокого качества. Нельзя отрицать и связи качества товаров со здоровьем людей. В первую очередь речь, конечно же, идет о качестве продуктов питания и воды. Однако и другие товары – посуда, одежда, мебель, отделочные и строительные материалы и пр. – должны быть безопасными с точки зрения экологии, чтобы не причинить вреда здоровью потребителя. Особенно важно строго контролировать качество и полную безопасность продуктов и вещей, выпускаемых для детей.
Основная цель организации праздника – заострение внимания общества и отдельных людей к проблемам качества предлагаемых товаров и услуг. Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью покупки продуктов и вещей и очень важно, чтобы приобретаемые предметы были безопасными и надежными, а также, отвечали ожиданиям потребителей по эксплуатационным и эстетическим свойствам. Объявление праздника преследует цель активизации деятельности организаций, которые занимаются контролем качества. Такие организации есть в каждой развитой стране.
Чаще всего, потребители недовольны качеством промышленных товаров массового потребления, однако, немало претензий возникает и качеству продуктов питания. Особенно часто претензии у потребителей возникают к качеству таких продуктов, как полуфабрикаты, колбасные изделия, рыба. Что же касается услуг, то больше всего нареканий вызывает качество монтажников, устанавливающих окна и двери и строителей.
День качества – это день борьбы за улучшение качества жизни людей. В этот день проводятся различные акции, направленные на поддержку экологически безопасных предприятий и выступающие против выпуска продукции низкого качества. Часто проводятся массовые митинги и флешмобы, целью их проведения является стимуляция интереса, как можно большего числа людей к проблемам качества товаров Не остаются в стороне и предприятия. К Дню качества они приурочивают организацию различных выставок, на которых демонстрируют свои новые разработки, новые образцы качественных и безопасных товаров.
Самые лучшие
– Наше государство много делает для того, чтобы население смогло получать товары высокого качества. Товары проверяются на соответствие действующим нормативным документам и нормативно-правовым актам Республики Казахстан и Таможенного Союза, – отметил в своем выступлении директор ЗКФ АО «НацЭкС» В.Н. Графкин. – Но проблема качества зависит не только от руководителей предприятий и государственных чиновников. Каждый из нас может внести свой, пусть скромный вклад в борьбу для повышения качества жизни. И не нужно думать, что от отдельного человека ничего не зависит. Вне зависимости от выбранной профессии, каждый должен стараться выполнять свою работу качественно и добросовестно. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что некачественные товары исчезнут с полок магазинов, а обращаясь в любую компанию за какой-либо услугой, можно будет быть уверенным в том, что обслуживание будет качественным.
Далее прошло вручение дипломов предприятиям по номинациям «За стремление к системному менеджменту» — ТОО «Уральский трансформаторный завод», «За стабильные и качественные услуги» — ТОО СКРП «Уральский автоцентр «Камаз», а также «Открытие года» — ТОО «Синий океан» и АО «Уральскнефтегазгеология».
Пять компаний получили памятный приз «Лидер качества 2017 года». Это ТОО «Уральская торгово-промышленная компания», ТОО «ТМК-Казтрубпром», ТОО «Агропродукт ЛТД», АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» и ИП «Талецкий».
Марьяна ПЕРВУШИНА, Георгий СЕМЕНОВ