Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Сопричастность ко всему происходящему

    Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у подрастающего поколения представление об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

      Экологическая проблематика должна стать неотъемлемой частью общего образования и культуры, направленной на формирование у людей сопричастности ко всему происходящему вокруг. Главные задачи экологического образования – формирование взглядов и убеждений, способствующих ответственному отношению к природе, переход от простой подачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, учиться предвидеть возможные последствия предпринимаемых действий.

    Экологическое просвещение в Западно-Казахстанской области ведется через образовательные учреждения, средства массовой информации, деятельность общественных организаций, учреждения культуры, в частности, через музей природы и экологии. В музее есть прекрасная возможность через мир предметов познакомиться с постоянно меняющейся окружающей средой, с результатом антропогенного воздействия на природу. Реализации этой функции в музее природы и экологии уделяется особое внимание, так как дети (школьники, студенты и воспитанники детских садов) составляют большинство от общего количества посетителей.

    Для этого у музея природы и экологии имеются все необходимые условия: уникальный по своему разнообразию естественнонаучный фонд, три зала, оснащенные современным оборудованием для демонстрации фильмов, слайдов и презентаций, и главное, постоянно действующая экспозиция, являющиеся центральным объектом изучения природы в музее. На основе постоянной экспозиции в музее природы и экологии разработаны программы по экологическому воспитанию. Программы ориентированы на детей разных возрастных категорий и разделены на 2 группы в соответствии с психологическими особенностями каждой из них — программы для дошкольников и младших школьников и программы для школьников среднего и старшего звена. Все занятия проводятся с учетом сезонной периодичности тех или иных явлений в природе. В связи с этим сформирована четкая система образовательно-воспитательного процесса.

    В экспозиции в объемно-пространственных композициях представлены природные зоны. Посредством подлинных экспонатов посетители знакомятся с историей развития органической жизни на Земле, с растительным и животным миром нашей области, с историей и культурой коренного народа, основой жизни, которой, всегда являлись биологические ресурсы. Современное человечество освоило и минеральные ресурсы — полезные ископаемые, без которых не представляется наша жизнь. Добыча тех или иных полезных ископаемых, которыми богата территория ЗКО, непременно ведет к разрушению уникальных ландшафтов.

    В период дошкольного возраста, в процессе целенаправленного воздействия, у детей можно сформировать азы экологической культуры — осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их окружение в этот период жизни. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста успешно реализуется культурно-образовательная программа «Почемучка» по неформальному экологическому воспитанию. В программу входят изучение флоры и фауны родного края, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, животными и птицами, занесенными в Красную книгу и др. В рамках программы проводятся занятия-экскурсии, игровые занятия и тематические мероприятия.

      Общение с детьми в процессе занятия построено в форме диалога, ребенок становится активным его участником. Вопросно-ответный метод активизирует внимание и память ребенка, он особенно ценен, когда создается проблемная ситуация. Например, во время занятия «Млекопитающие», дети видят зайца в зимнем и в летнем наряде, а комплекс вопросов, позволяет им самим сделать вывод, почему зимой заяц белый, а летом серый. В занятия включены игры. Игра — это естественное состояние детей младшего возраста, поэтому методика игры активно используется в ходе экологических занятий. Каждый ребенок включается в действие, имея возможность увидеть экспонаты. Все это вызывает у ребенка положительные эмоции.

    Для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработан отдельный цикл занятий, посвященный редким и исчезающим видам животных, занесенным в Красную книгу:

    «Хозяин леса» – занятие, посвященное самому крупному животному лесной зоны — лосю. Дети знакомятся с образом жизни этого животного, его повадками, особенностями приспособления к природным условиям;

    «Современник мамонта» — рассказ об истории возрождения популяции сайгаков. Это единственное животное, сохранившееся с ледникового периода. Кроме того, дети узнают об особенностях образа жизни сайгаков.

    При работе со школьниками среднего и старшего звена, реализуется культурно-образовательная программа «ЭКО» по неформальному экологическому воспитанию. В программу входят изучение природы области во всем ее разнообразии с экологической точки зрения. В рамках программы проводятся не только тематические экскурсии, но и ряд специальных занятий, лекций и мероприятий экологической тематики.

    Дети среднего и старшего школьного звена – это подростки, которые подчас в силу психологических особенностей, присущих данному возрасту, часто показывают отсутствие интереса к коммуникации с чем-то незнакомым, чужим, например, с музейной экспозицией, при всех усилиях со стороны музейных сотрудников. В то же время, подросткам нравится что-то делать, трогать и создавать, они любят быть в центре внимания, быть непосредственным участником процесса, а в музее приобретают первый личный музейный опыт.

    Эта задача успешно решается на сравнительно новой форме мероприятия — экологическом празднике. В экологических праздниках могут принимать участие как школьники среднего и старшего звена, так и дети младшего возраста. Чтобы сделать мероприятие интересным для детей, в программу праздника включены викторины и конкурсы. Фильмы, презентации, мастер-классы помогают получить и усвоить новую для детей информацию. В музее природы и экологии проводится ряд ежегодных экологических праздников. 2017 год был объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В этом году сотрудниками музея был проведен ряд экологических встреч, названных Зелеными субботами. Первая была посвящена 50-летию Кирсановского заказника. Следующие Зеленые субботы были приурочены к экологическим праздникам: Дню птиц, Всемирному дню водно-болотных угодий, Дню Земли, Дню охраны окружающей среды и так далее.

    Важность воспитания основ экологической культуры, его сложность и недостаточная выраженность в школьной программе делают актуальным использование внеклассных возможностей. Использование богатого наглядного выставочного материала музейной экспозиции, помогает познакомить дошкольников, школьников, студентов с рядом сложных экологических явлений и закономерностей в неформальной обстановке.

    Бережное, ценностно ориентированное отношение населения нашей страны к природе одна из главных задач современного воспитания. Одна из важнейших проблем в этом процессе — сложность, многокомпонентность и некая мировоззренческая составляющая в понимании таких базовых понятий как «экология» и «окружающая среда». В рамках школьной программы, знания, умения и навыки этой области науки получаются межпредметными, и детям достаточно сложно их обобщить и систематизировать.
    На базе постоянной экспозиции «Музей природы и экологии» можно внести свой вклад в этот процесс. Продолжить экологическое воспитание учеников, студентов за рамками школы, вузов. Для детей младшего школьного возраста, которые только начинают на более или менее систематичной и научной основе знакомство с окружающим их живым миром это особенно актуально.

    Целью нашей работы является естественнонаучное, целостное экологическое воспитание детей школьного возраста на основе экспозиции «Музей природы и экологии».
    Экспозиция имеет очень важные преимущества, позволяющие решать целый комплекс воспитательных и образовательных задач, особенно экологического плана, поскольку концепция выставки изначально подразумевала размещение экспонатов согласно биотопам обитания демонстрируемых видов.

    В течение 2017 года было проведено более 80 экскурсий специализированной экологической тематики. Наиболее востребованными темами были: «Животные, занесенные в Красную книгу Западно-Казахстанской области»; «Птицы Западно-Казахстанской области»; «Обитатели лесов и степей»; «Обитатели озер и рек»; «Дикие животные» (в рамках школьной темы «Дикие и домашние животные» — проводилась подробная беседа о диких родственниках животных живущих с человеком).

    В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Это обусловлено тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

      Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. При отборе диагностических методик в первую очередь мы отдаем предпочтение методикам, позволяющим определить уровень социально-экологических отношений детей, уровень сформированности природоохранного сознания и соответствующего ему поведения, понимание ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

    Айгуль ДЖУМАГАЗИЕВА,
    заведующая музеем природы и экологии


     
    Предыдущая статьяДоохотились
    Следующая статьяЖұмыс қолы қай уақытта да құнды
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл