Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Скандал по языковому признаку

    Инициативная группа родителей, возмущенных содержанием новых учебников по русскому языку для 5 и 7 классов, направили президенту страны письмо с просьбой наложить мораторий на данные учебники, считая, что они «идеологически вредны» и содержат «деструктивный» контент. Не прошло и двух дней с момента обращения к главе государства, как в Уральск прибыла делегация от министерства образования и науки, члены которой пытались образумить взбудораженную местную общественность. Общий язык сторонам найти не удалось.

    Скандал, связанный с новыми казахстанскими учебниками, начал «тлеть» еще до начала учебного года. Шокированные от заданий в них родители начали выкладывать их фото в социальных сетях. Выяснилось, что наиболее серьезно дела обстоят с учебником для 7 классов. Среди заданий есть, к примеру, просмотр фрагмент передачи «Вечерний Ургант» и мультфильма «Ледниковый период». Люди по всей республике стали обращаться в СМИ, сначала анонимно, затем начали собираться и обсуждать содержание учебников вживую. И лишь в Уральске предприняли конкретные шаги, чтобы донести до Акорды родительское возмущение. Сформировали из числа родителей-педагогов, юристов, лингвистов и домохозяек инициативную группу, собрали свыше пятисот подписей и отправили президенту страны. Ответа пока нет. 

    Язык поломали

    «- Привет, Ержан.

    — Добрый день, Ерасыл.

    — Как поживаешь?

    — Все ок. Только комп завис. Решил прогуляться к френду с ним проспичить данную проблему». И это учебник русского языка! – одна из уральских родительниц Гульшат АБУЛКАТАЕВА с возмущением зачитывает журналистам на пресс-конференции задание составить диалог из учебника для 5 классов.

    Еще одна родительница Лилия АСАНОВА зачитывает другое нестандартное задание из этого же учебника:

    — Прочитай словарные статьи из бестолкового словаря. Спиши слова по образцу. Подчеркни часть слова, которую ты использовал при объяснении его значения. Попробуй дать свое толкование значения слов. Образец: кузнечик – ученик кузнеца, гвоздика – одичавший гвоздь, бегония – марафон, незабудка – цветок, который растет не за будкой. Дети еще не умеют играть словами, они не знают, как правильно и нормально должно быть написано слово. Давайте их учить не наоборот, — говорит Асанова.

    Подобных заданий с диковинной и заморской для родителей лексикой в данном учебнике превеликое множество.

    Один активистов инициативной группы юрист Шакир СУХАНБЕРДИН считает, что учебники «печатались по указке из-за океана на деньги сомнительных фондов» и их «содержание вызывает опасения за духовное, нравственное и психическое здоровье подрастающего поколения».

    — Эти учебники плюнули в душу русскоязычному населению. Несомненно, их содержание не соответствуют нашей ментальности и идеологически вредны. Язык – чувствительная сфера, чтобы доверять его чиновникам от образования, — заявил на пресс-конференции 27 сентября Шакир Суханбердин.

    «Уважаемый Нурсултан Абишевич, просим Вас наложить мораторий на использование учебников для 5 и 7 классов до издания новых. Просим до разрешения сложившейся ситуации обучение вести по учебникам предыдущего издания», — зачитал письмо один из членов инициативной группы родителей Александр СОМОВ.

    Письмо, под которым подписались свыше пятисот родителей, при журналистах было упаковано и вручено почтовому курьеру.

    Сразу после пресс-конференции «Н» обратилась за комментариями в областное управление образования. Заместитель руководителя Зауре ГУМАРОВА сообщила, что новые учебники до начала учебного года были вывешены на официальном сайте издателей для мониторинга общественного мнения. Гумарова говорит, что каждый желающий мог оставить свои претензии и предложения в электронном виде. Инициативу родителей наложить мораторий она комментировать не стала, сказав, что это не в ее компетенции. 

    Доводы «прогрессистов»

    Спустя пару дней после той пресс-конференции в минувшую пятницу ко Дню учителя по городу поползли слухи, что в Уральск прибыл министр образования и науки Ерлан САГАДИЕВ. До обеда в СОШ №36 прошло собрание с педагогами, на которое журналистов не пустили, сославшись, что это рабочее совещание. Но к концу рабочего дня в СОШ №7, где была организована встреча с представителями МОН РК, выяснилось, что министра нет. Во внушительную делегацию из девяти человек вошли учителя, эксперты, лингвисты и чиновники от образования. И вот, что они сообщили возмущенным родителям.

    Учитель русского языка НИШ г. Алматы Галина ВАСЮК:

    — Я представляю, что сейчас творится в ваших головах. Все новое, все непонятное. Страх – это естественное состояние. Пять лет назад я, учитель с 30-летним стажем, была в истерике: «Где морфология? Мы потеряем грамотность у детей!» При этом каждый из нас знает, что из года в год грамотность падает. Что нужно делать? Я думаю, что традиционная школа в этом вопросе мало поможет. А вот наша программа направлена на то, чтобы развить зрительную и механическую память, которая помогает детям писать более грамотно. Оттого, что мы учим правила, изучаем пунктуацию, мало, что меняется. Есть дети с природной грамотностью, которые могут не знать ни одного правила, но писать на русском абсолютно грамотно. Оттого, что мы заставляли зубрить правила, никого не сделало ни счастливее, ни грамотнее. Мы же предлагаем анализ текста, его структуру и лексику, где имеется скрытая информация. Таким образом, мы развиваем в детях критическое мышление, учим их аналитически подходить к любой информации. Современные тексты помогают ученикам приблизиться к жизни.

    Евгения ЖУРАВЛЕВА, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, состояла в экспертной группе, которая проводила экспертизу учебника по русскому языку для 7 класса:

    — На экспертизу поступило четыре комплекса учебника для 7 класса с разными авторскими группами. Учебники полностью соответствовали структуре обновленной программы. И в то же время даже после первой экспертизы мы выявили достаточно много стилистических и других ошибок. Да, нам всем нелегко адаптироваться. Все мы учились в другой советской школе. Новое время требует новых подходов. Хотим мы этого или не хотим. Точно так же, как мы хотим новые телефоны, и каждый год хотим новые и новые. В новом учебнике при этом сохранены все теоретические сведения, пройденные в предыдущих классах. Учить языку только на основе художественных текстов невозможно в наше время.

    Помощник министра Майраш ТАЙКЕНОВА, возглавлявшая делегацию, пыталась донести до сидящих в зале, что сегодня главная задача в школьном образовании — это поднять качество обучения. Мол, в приоритете не то, что «знает человек, а что он умеет и как он умеет применять знания в жизни». Успокаивающим в словах помощника министра было то, что на полное внедрение новой школьной программы отводится четыре года.

    Вероятно, доводы представителей министерства показались недостаточно убедительными, так как в зале поднялся недовольный гул:

    — Позавчера моя дочь на уроке русского языка была «солнышком», а до этого дети во время урока должны были «себя подороже продать». Это тема такая была!

     — Мы не идем против всей школьной программы, а только против этих учебников, в которых есть задания, которые нас, как родителей, не устраивают. Есть недопустимые вещи, — возмущались родители.

    Одна из мам тут же закрепила свои претензии конкретным примером:

    — Есть раздел «Жизненные ценности». Задание «Поговорим о дружбе». Читаем: « — Ты подружилась с кем-нибудь из одноклассников? – спросила Ботагоз.

    — Нет, — сказала Айгуль.

    — Я тоже ни с кем не дружу, – сказала Ботагоз. – В нашем классе дружить-то не с кем. Айка — жадина, Маша – лгунья, Зарина – зубрилка, Фатима – хвастунья.

    Всех ребят перебрала Ботагоз. Ни о ком не сказала доброго слова.

    — Даже не знаю с кем у нас можно дружить.

    — Не беспокойся, — сказала Айгуль. – С интернетом, наверное». Чему учат детей этим заданием? – резонно заметила она. Зал зааплодировал.

    — Что вы в итоге предлагаете? – обратилась к залу советник министра.

    — Чтобы русский язык изучался по учебникам 2015 года. А учебники, которые нам сейчас предлагают, применялись на факультативах для развития речи, — последовал ответ.

    На второй день на сайте tengrinews.kz появился комментарий советника министра, что учебники русского языка переиздаваться в этом году не будут, при этом мнения родителей будут учтены при дальнейшем переиздании учебников.

    — В настоящее время на портале «Общественная оценка» центра «Учебник» на обсуждение вынесены все учебники 3, 6, 8 классов. Все предложения и замечания родителей, педагогов, общественности будут учитываться при издании учебников в следующем году. При разработке учебников мы уже учитывали мнение родителей. На наш портал за девять месяцев до издания учебника русского языка пришло пять тысяч замечаний от родителей, и автор изменила 63 страницы. Это было во время разработки. Все замечания рассматривает и регулирует Центр учебников. Процесс идет. Заходите на портал, изучайте, пишите свои замечания, — заявила Майраш Тайкенова. 

    Что говорит автор?

    Автор новых учебников, профессор Зинаида САБИТОВА в своей статье «Реализации компетентностного подхода при создании учебников «Русский язык» для русских школ Казахстана», опубликованной в сети, подробно с научной точки зрения излагает свои доводы. Приведем некоторые выдержки из нее:

    «При создании учебников «Русский язык» для русских школ Казахстана мы ставили во главу угла формирование четырех взаимосвязанных предметных компетенций: коммуникативной (или речевой), языковой, лингвистической, культуроведческой, межкультурной. Формирование этих компетенций предполагает овладение различными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, понимание, говорение, письмо)…»

    «Цель обучения русскому языку в школах Казахстана — подготовка думающих людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, способных мыслить и действовать в любой сфере жизни, быть мобильными в разных ситуациях…»

    «Учитель русского языка должен руководствоваться тем, что нужно не просто дать знания о русском языке, а сформировать умения пользоваться этими знаниями в практической деятельности. На уроках русского языка нужно говорить не о языке, а на языке…»

    «При подаче теоретических сведений в учебнике мы исходили из положения о том, что важным является не только дать сведения о том или ином лингвистическом объекте, но и научить школьников самим добывать знания, размышляя над языковыми фактами в их реальном функционировании, сопоставляя их и делая выводы…»

    «Учащийся не должен заучивать наизусть тексты как некие образцы языковой реализации определенного смысла, темы, он должен создавать, воспринимать дискурсы, исходя из коммуникативной цели и ситуации общения. Таким образом, преподавание русского языка нужно строить на основе профессионально ориентированных текстов, естественных для реального дискурса. К тому же нужно предлагать задания не только на анализ текстов, но и на формирование умений создавать тексты различных жанров…»

    «Как писал Ш. Амонашвили, «учебники не умеют по-дружески говорить со школьниками, помогать им, сочувствовать, радоваться вместе с ними, смеяться, поощрять их познавательные дерзания». Эту задачу выполнит учитель…»

    «Названные лингвометодические принципы способствуют преодолению такой практики обучения русскому языку, которая низводит полноценное овладение речью до умений проводить различные виды лингвистического «разбора» и до правописного (орфографически-пунктуационного) тренинга. Не секрет, что гипертрофированная «орфографоцентричность» системы обучения русскому языку в школе не дает нужного результата: ведь несмотря на это грамотность выпускников школы снижается…»

    Соседи тоже против

    Между тем, руководитель представительства Россотрудничества в РК Виктор НЕФЕДОВ в интервью сайту 365info.kz, выразил обеспокоенность по поводу возможной утраты русским языком статуса языка межнациональной и межкультурной коммуникации в Казахстане.

    — Я ни в коем случае не критикую реформу образования, которая сейчас реализуется в Казахстане. Мы понимаем, что поставленные президентом Казахстана задачи очень правильные. Но нас в Российском центре науки и культуры настораживает то, что в результате этой реформы, как заявлено, ряд предметов, преподававшихся раньше на русском языке, будет преподаваться на казахском и английском. Можно это как угодно называть, но по моему личному убеждению, это в прямом и переносном смысле обрезание русского языка. И я очень боюсь, основываясь на примере других республик, что в результате этих шагов лет через десять-пятнадцать молодежь Казахстана перестанет разговаривать на русском языке, — поделился пессимистичными прогнозами глава Россотрудничества.

    По мнению Нефедова, эти процессы приведут к тому, что казахстанское и российское общество потеряют язык взаимодействия. Еще одна проблема, на которую указал руководитель Россотрудничества в РК – это повышение квалификации казахстанских учителей русского языка и литературы.

    — Приведу цифры, которые я услышал в прошлом году на республиканском совете соотечественников от представителя Ассамблеи народа Казахстана. В частности, когда обсуждался вопрос преподавания русского языка и подготовки филологов-русистов, он заявил, что сейчас в Казахстане насчитывается 24 тысячи учителей русского языка. При этом министерство образования и науки РК выделяет 6 тысяч грантов для повышения квалификации учителей вех специальностей, из них только 350 – собственно для учителей русского языка и литературы. Этого очень мало. Если разделить эти 350 ежегодных грантов на 24 тысячи педагогов, получается, что нужно 68 лет для того, чтобы все филологи-русисты повысили свою квалификацию и получили более высокую категорию. Это, конечно, неудовлетворительное положение дел, — считает Нефедов.

    Санат УРНАЛИЕВ, фото автора

    Подписи к фото:

    Фрагмент учебника по русскому языку для 5 классов с заданием.

    Встреча представителей делегации МОН РК с учителями и родителями 29 сентября 2017 года в СОШ №7.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Идеальные выборы прошли в ЗКО

    Вчера, 24 ноября, в Жангалинском районе выбирали акима Кызылобинского...

    Глава Минэнерго Казахстана озвучил меры, которые помогут полностью закрыть потребность рынка в топливе

    На существующих НПЗ планируют расширить производственные мощности. Об это...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл