В Уральске заложен уникальный сад из сотни сортов яблонь и винограда. Инициатор – 47-летний предприниматель Кайрат Каримов. По словам бизнесмена, это не просто сад, а площадка для научных испытаний и выведения сортов плодовых деревьев, адаптированных для нашей страны. «Н» побывала в гостях у садовода-бизнесмена, который рассказал, благодаря кому удалось запустить такой проект и какую роль в этом играет поэзия.
Сад находится в районе Самала на территории Мичуринского сельского округа, сразу после висячего «свадебного» моста через Чаган у небольшого живописного озера Садовского. У входа металлическая вывеска, где большими красными буквами написано «Международный экспериментальный коллекционный сад-питомник памяти С.И.Исаева». От этой несколько пафосной в нашей глуши надписи психологически настраиваешься на цветущий сад с пышными деревьями и сочными плодами, но зайдя внутрь, вас ожидает разочарование. Хрупкие и нежные яблоньки стройными рядами скромно встречают посетителей. На десятки метров растянулись ровные ряды винограда, но плодов на них тоже пока не видно.
Трудности начала
— Вот эти восемь сортов винограда на следующий год только, дай Бог, будут плодоносить. Яблони же посажены на семенном подвое. Так у нас никто не сажает. Здесь собрана почти вся коллекция сортов яблонь Исаева, — начинает говорить непонятными словами Кайрат Каримов. Заметив недоумение, продолжает на более доступном уровне.
— Это морозостойкие, устойчивые к болезням, вкусные и богатые витаминами сорта. На селекцию каждого такого сорта ушло 20-30 лет трудоемкой работы. Поэтому этот сад, прежде всего, научная площадка по сохранению бесценного генофонда, который мы хотим сохранить и передать потомкам, — демонстрирует саженцы Кайрат.
Все началось с небольшой дачи. Затем Каримовы взяли два года назад в аренду у государства пять гектаров земли — и понеслась. Нет, не урожай, а изнурительная работа по выкорчевке деревьев на участке и выравниванию земли. Осенью землю вспахали, завезли удобрения, один сезон сад был засеян горчицей для обеззараживания почвы. Сад огражден надежным забором, везде видеокамеры. Человек реально вложился в дело. Два алабая Бахадур и Джанга сторожат бесценные сокровища садовода – саженцы.
— Вы знали, что на одном квадрате земли более ста тысяч семян сорняков бывает? – делится бизнесмен-садовод. Кайрат может часами ходить по полю среди растений и рассказывать об их уникальных вкусовых, целебных и эстетических качествах.
— Это айва растет. Вот барбарис, лимонник, магония падуболистная, актинидия. А это аралия маньчжурская – потрясающее по лечебным свойствам растение! Аралия сильнее, чем женьшень и обладает сильным противострессовым действием. Все это для будущего ботанического сада.
Еще в саду посажены краснолистный дуб, гортензия, редкие виды клена, берёза даликарнийская и так далее. Список не умещается на одном листе бумаги, который Кайрат держит в руках, чтобы не ошибиться в названиях.
«Бата» от российских ученых
Но Каримов, наверное, не решился бы на такой проект, если бы не, как он считает, судьбоносное знакомство с Исаевой Ириной Сергеевной, дочерью легендарного селекционера Исаева. Ирина Сергеевна, доктор сельскохозяйственных наук, которую называют легендой российского садоводства, сначала консультировала дистанционно, пока сама не приехала из Москвы, чтобы лично курировать ход проекта. Через нее Каримов стал общаться и подружился с представителями научной элиты России. Среди них Савин Евгений Захарович, Котов Леонид Андрианович и другие именитые ученые-садоводы.
— Ирина Сергеевна сейчас называет меня своим сыном. Я благодарен Всевышнему, что встретил ее. А в одном из писем Исаева назвала наш питомник «Грибницей для будущих садов Евразии». Сначала я не понял, что она имела в виду, но постепенно углубляясь в садоводство, до меня дошло, что сад без питомника невозможен и что такого научного проекта в СНГ действительно нет, — говорит Кайрат.
Кайрат считает, что самые ценные инвестиции в страну – это знания.
— Мы инвестируем через наш питомник лучшие знания российских ученых. Ученые, многим из которых уже за 80 лет, готовы безвозмездно передавать знания именно в нашу страну, но только тем, кто действительно болеет за дело душой, — говорит он.
По словам бизнесмена, задача питомника — испытать яблони и другие растения на местные погодные условия, с учетом резко-континентального климата.
— И если все пройдет удачно, то данные сорта можно будет сажать не только в центральной части страны, но и, например, в условиях Астаны и северного Казахстана. Если все получится, то можно будет уверенно сажать проверенные сорта в промышленных масштабах.
Результат на столе
Только дома у Каримовых начинаешь понимать, что садоводы-любители умеют, что называется, кормиться с земли. Каждый дюйм приусадебного участка засажен чем-то вкусным и полезным. На маленьких с виду яблонях висят большие зимние яблоки, ветки слив от груза плодов нагнулись в разные стороны, листья клубники блестят на солнце. Компактный виноградник находится прямо у кирпичной беседки. Кайрат по совету супруги Розы аккуратно срезает каждую гроздь, заботливо завернутые в сетки. Это от ос – пожирателей винограда.
— Вот этот не бери, он еще не собрал сахар. А вот этот можно, — советует Роза.
На столе появилось три больших тарелки винограда по два сорта в каждом. Хозяева говорят, что грозди некоторых сортов достигают до нескольких килограммов и каждый виноград больше копейки в 100 тенге. Перед угощением каждый сорт хозяева характеризуют.
— Мы хотим вывести реально устойчивые к болезням сорта винограда. Это означает, что виноград нужно будет меньше обрабатывать. Почти весь виноград на наших прилавках выращен благодаря многоразовым химическим обработкам, иначе никак. Данные сорта подвержены множеству болезней. Их обрабатывают ядохимикатами до 30, а то и до 50 раз. То есть обрабатывают почти каждую неделю. И все это оседает в плодах. А мы же проводим всего четыре обязательных профилактических обработки. Это считается, что продукт экологически чистый, — говорит Кайрат.
Роза, когда речь идет о деле, говорит с придыханием, то есть у человека пересыхает в горле и видно, что за этими словами стоит колоссальный практический опыт.
— Наш питомник – это не просто сад ради плодов, а опытная площадка. И мы хотим вывести те сортоподвойные комбинации, которые будут хорошо показывать себя в условиях нашего климата. Только тогда можно рекомендовать тот или иной сорт для интенсивных садов. Кажется, после развала Союза такой работы в Казахстане не проводилось, — рассказывает Роза.
— Мы привыкли видеть сразу взрослые саженцы. А чтобы хорошую яблоню получить сначала из семечка взращивают сеянец и потом на него прививают культурную яблоню. То есть из сеянца не будет хороших яблок. Даже если и будут, но они не будут повторять родительских качеств и начнут плодоносить, например, на седьмой-восьмой год, — объясняет она.
Каримовы постоянно учатся, оба поступили в аспирантуру Оренбургского госуниверситета.
У Розы диссертация на тему: «Сортоиспытание и сортоподвойные комбинации в условиях Западного Казахстана». У Кайрата — «Размножение клоновых подвоев».
В рамках этих диссертаций Каримовы намерены испытывать в нашем климате около тридцати сортов растений на предмет засухоустойчивости и зимостойкости.
Кайрат вдруг переключается на поэзию и вспоминает, что знал Есенина наизусть и на спор с одноклассниками мог продолжить с любого места. Кайрат читает одно из любимых стихотворений «Люблю людей, которые растут» российской поэтессы Галины ЯКУНИНОЙ. Там есть такие строчки:
Спроси людей, которые растут:
Зачем они себя не берегут?
На острие, на грани, на пределе —
Зачем непоправимо сердце рвут?
Они молчат устало, но — идут,
Их даже те, кто любит, не поймут.
Сады растить — нелегкое призванье,
Растить себя — нечеловечий труд.
Планы на будущее
В планах у Каримовых выращивать редкие лекарственные и орехоплодные растения. Например, женьшень и краснику, фундук и грецкий орех.
— Мы хотим создать лечебный сад, чтобы показать на собственном примере, что у нас можно выращивать не только привычные культуры, но и лечебные растения. Люди насытились дорогими лекарствами, все актуальней становится натуральное. Сто грамм красники приравнивается по полезным свойствам к килограмму икры. Растение дорогое, но бесценное для гипертоников, — делится планами Роза.
— Если в дальнейшем все посаженное начнет плодоносить, то нужно будет строить хранилище. Например, яблоки необходимо хранить отдельно от всего при соответствующей температуре. Есть осенние и зимние сорта, которые нужно хранить до потребительской зрелости. Зато такие яблоки можно кушать до следующего лета. Есть сорт яблок, выведенный Исаевым, который может храниться до двух лет, — говорит Кайрат.
Каримовы попросили у акимата дополнительно земли, но пока ответа нет.
Санат УРНАЛИЕВ
Справка «Н»
Сергей Иванович Исаев (1901-1985 гг.) — селекционер плодовых культур, автор сортов яблони, которыми до перестройки было засажено до четверти промышленных садов в средней полосе России. Ученик и последователь И. В. Мичурина. Является автором 40 новых сортов яблони, таких как: Медуница, Конфетное, Северный Синап, Память Мичурина, Десертное Исаева, Народное, Коричное Новое, Россиянка, Осенняя Радость, Победитель, Юный, Натуралист и многих других.
Дело хорошее,вы-молодцы.Дай Бог, чтобы всё у вас получилось. Может и весь Казахстан своими саженцами снабжать будете, это ведь лучше, чем на рынке и в интернет магазинах неизвестно что покупать.