На днях свою первую годовщину отметил спортивный клуб для людей с ограниченными возможностями. За год он смог объединить свыше 100 спортсменов и уже отметиться победами и призовыми местами на множестве соревнований различного масштаба. Данный клуб — плод кипучей деятельности его создателя и директора Азона ШАЙМАРДАНОВА (на снимке). Будучи сам инвалидом (у него ампутирована левая нога выше колена), Азон несколько месяцев обивал пороги различных госорганов и других учреждений, чтобы зарегистрировать клуб в виде ГККП и добиться его финансирования из бюджета.
Какие сложности пришлось ему преодолеть и с какими результатами клуб отмечает свой первый год существования, Азон Шаймарданов рассказал в интервью «Н».
— Азон Нурмуханович, с чего все началось?
В 2016 году меня вызвали в облспорт, а до этого я неоднократно писал, обращался к ним с просьбой открыть клуб, так как в других городах Казахстана они существуют уже не первый год. Я говорил, что без этого клуба по сурдлимпийскому и паралимпийскому спорту у нас движения не будет. На тот момент у меня уже был готов устав клуба. Когда в областном управлении физкультуры и спорта была получена поддержка, начался сбор различных документов, я зарегистрировался в юстиции, получил печать, открыл счет, нашел помещение в Зачаганске, принял на работу бухгалтера… Вся эта беготня с документами у меня заняла месяца три. Затем уже стали официально работать, нанял нескольких тренеров, врача, через госзакупки пошло финансирование из бюджета на покупку инвентаря. Затем я решил, что все-таки нужно подыскать помещение для клуба в центре города. Так я вышел на руководство ДК «Зенит», которое пошло мне навстречу и выделило помещение, которое мы теперь арендуем. Также хотелось бы отметить, что руководство ДК «Зенит» буквально за считанные дни обеспечило спортсменам необходимые условия: пандусы, туалеты. Считаю, что с таких людей надо брать пример главам других госорганов, которые постоянно интересуются нашими проблемами, но пользы от таких разговоров практически нет. В настоящее время у нас работают 15 тренеров, культивируются такие виды спорта, как легкая атлетика, пауэрлифтинг, настольный теннис, бадминтон, вольная и греко-римская борьба, стрельба из лука, шахматы, шашки, волейбол стоя и сидя, пляжный волейбол и ряд других. Наш клуб объединяет 140 спортсменов с ограниченными возможностями в возрасте от 10 до 70 лет.
— Каких успехов удалось достичь клубу за год?
— Спортсмены клуба очень быстро прогрессируют и показывают неплохие результаты. У нас уже есть чемпион Азии по армрестлингу, победители и призеры республиканских соревнований по легкой атлетике, греко-римской борьбе, пауэрлифтингу и так далее. Также хотелось бы отметить, что мы располагаем практически всем необходимым инвентарем: мячи и сетки для волейбола, ракетки для бадминтона и настольного тенниса, штанги, специальные стойки, ядра и копья для метания, шахматы, шашки, весы, специальные приспособления для ампутантов и колясочников, медицинское оборудование, даже автобус. При этом пока удалось «выбить» лишь один автобус, хотя, к примеру, в Астане спортсмены-инвалиды пользуются четырьмя. И то пришлось доказывать, вступать в дискуссии, чуть ли не с пеной у рта добиваться выделения средств. Зато и результаты потом пошли.
— Как, по вашим наблюдениям, относятся спортивные и другие чиновники к инвалидному спорту?
— Что касается финансирования, то здесь пока особых проблем я не вижу, деньги на экипировку и поездки на разные соревнования поступают. Мы тщательно контролируем их расходование, ведь нам нужно отчитываться за каждую копейку. С другой стороны, когда мы приезжаем с республиканских и международных турниров с медалями, победами, нас никто из чиновников не встречает, лишь родственники да отдельные СМИ. Это, конечно, обидно, такое ощущение, что ответственные за сферу спорта госслужащие не серьезно относятся к достижениям спортсменов с ограниченными возможностями, считая, что медали нам легко достаются. Мы же не просим денежного вознаграждения, хотя инвалиды-спортсмены его и заслуживают, просто хотя бы пригласили в акимат или тот же облспорт, поздравили, поддержали добрым словом. И этого будет уже достаточно. А пока получается, что мы сами себя встречаем и провожаем.
— Есть ли другие проблемы, с которыми сталкивается ваш клуб и спортсмены-инвалиды?
— Одна из основных проблем – отсутствие не только в ЗКО, но и в целом в Казахстане специалистов, разбирающихся в тонкостях паралимпийского и сурдлимпийского (среди людей с нарушениями слуха) спорта. Дело в том, что спортсменов на соревнованиях нужно классифицировать, там целая система. А у нас в большинстве сваливают всех в одну кучу, не деля ни по возрастам, ни по характеру инвалидности. Чтобы собрать команду на соревнования, тем более зарубежные, надо понимать и разбираться в этих нюансах. Поэтому когда мы выезжаем за границу, у наших спортсменов возникают проблемы, так как там к классификации относятся очень серьезно и профессионально, некоторых спортсменов даже могут забраковать и снять с соревнований. Поэтому я предлагаю создать у нас специальную комиссию из числа врачей и других экспертов, отправить их за рубеж на обучение, чтобы они получили сертификаты и на месте могли распределять спортсменов по классам для более точного прогноза на результат выступления. Тот бардак, который сейчас происходит в этих вопросах, никакой пользы не несет.
Также есть проблемы с самой системой госзкупок. Я считаю, что она неправильная. Дело в том, что в этой системе куча ненужных посредников и зачастую поставщики товаров, выигравшие тендер, поставляют не совсем то, что нужно, иногда вообще не то. Имеются свои требования к спортивной одежде, кроссовкам, другой атрибутике. А когда поступает товар, выясняется, что он не подходит под эти требования. А деньги уже потрачены, получается, зря.
Есть еще неприятные моменты, к примеру, многие чиновники недопонимают и удивляются, почему нашим спортсменам нужно по 30-40 млн тенге в год, спрашивают, почему так много на один клуб. Да потому что у нас видов спорта много, был бы, к примеру, один волейбол, денег требовалось бы, конечно, меньше. Без вложений будем просто в потолок смотреть. Всех одеть надо, инвентарем обеспечить, специальными приспособлениями, которые здоровому человеку не нужны, но все равно не верят, что у нас такие затраты, начинают перепроверять, уточнять. Я, что, инвалид, обманывать сюда пришел, бюджетные средства воровать? Однако я стараюсь не жаловаться, это не помогает, надо просто идти вперед, шаг за шагом добиваться цели, этому же учу спортсменов и их родителей, когда они приходят ко мне с жалобами.
— Насколько сейчас востребован ваш клуб?
— Благодаря открытию клуба много колясочников подтянулось, мой телефон не замолкает целыми днями, постоянно звонят, спрашивают: «Когда тренировка?». Чтобы люди пришли в клуб, пришлось раздать сотни визиток, обойти кучу кабинетов, во многом это невидимая работа, но она дает результаты. Теперь наши спортсмены стремительно прогрессируют, привозят медали, хотя есть и такие, которые ходят на тренировки от случая к случаю, не постоянно, но это тоже массовый спорт. Вот на днях мы провели областную спартакиаду по 12 видам спорта, отобрали лучших на республиканский уровень. Сейчас на наш клуб обратили внимание, мы становимся известными в Казахстане и за его пределами, главное, чтобы нам не вставляли палки в колеса, не мешали и не разваливали нашу работу. А результаты непременно будут…
Беседовал
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото Георгия СЕМЕНОВА
и из личного архива
Азона ШАЙМАРДАНОВА