фигурант дела о самой крупной контрабанде сайгачьих рогов в истории ЗКО. На 50-летнего жителя Уральска Нургали Байкатова, пытавшегося в апреле 2016 года переправить в Алматы на поезде 402 рога сайгаков, надели наручники в зале суда сразу после предварительного судебного слушания. Почти год обвиняемый находился на свободе.
23 июня судья Уральского горсуда по уголовным делам Аскар Исмайлов постановил изменить меру пресечения с подписки о невыезде на арест. Судья посчитал, что обвиняемый «может скрыться или воспрепятствовать судебному следствию».
О Нургали Байкатове известно, что он уроженец Саратовской области, женат, работает в одном из охранных агентств Уральска. Положительно характеризуется по месту жительства. Согласно обвинительного акта, Байкатов, «в сговоре с неустановленными лицами получил от них 402 штуки сайгачьих рогов и хранил их у себя дома по ул. Досмухамелова». Он планировал переправить рога в Алматы, заранее договорившись о переправке по телефону с жителем Алматы Усербаем Адиловым.
По материалам следствия, ранним утром 15 апреля 2016 года Байкатов, упаковав рога в коробки и дорожные сумки, повез их на своей «Тойоте Королле» на железнодорожный вокзал. В 5.30 утра он приехал на вокзал и, созвонившись с проводником поезда №379 «Алматы-Уральск» Елтаем Тлепбергеновым, погрузил часть рогов (213 штук) в 14-ый вагон через знакомого Тлепбергенова, жителя Кызылординской области Куанткана Есенкабулова. Вторую партию рогов Байкатов передать не успел, так как был задержан сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью ДВД ЗКО. В машине Байкатова полицейские нашли остальные 189 штук рогов.
Ему предъявили обвинение по статье 339 уголовного кодекса «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами».
В рамках дела обвиняемому также предъявлен гражданский иск от государства в размере 170 млн тенге. С учетом того, что 402 рога – это, как минимум, 201 – убитый рогач-самец (оценивается государством 1,3 млн тенге), а 1 сайгачий рог оценивается почти в 425 тысяч тенге.
Адвокат Байкатова Асан Арыстанов просил суд направить дело на дополнительное расследование, заявляя о «многочисленных» нарушениях в ходе следствия. Адвокат заявил, что его подзащитный не сам перевозил рога, а подвозил незнакомого человека, который вез коробки с рогами на вокзал. Якобы, Байкатов не знал, кого и что везет. Однако прокурор по делу Даурен Тажгалиев сообщил суду, что вина обвиняемого «полностью» доказана. Сам Байкатов от комментариев отказался.
Кроме того, психолого-филологическая экспертиза показала, что прослушка телефонных разговоров Байкатова с Адиловым и Тлепбергеновым, сводятся к обсуждению веса, цены, времени доставки рогов.
Первое судебное рассмотрение назначено на 28 июня.
А пока суд еще не начался, кто-то умудрился из под носа полиции выкрасть рога, фигурирующие в деле Байкатова. Пресс-служба ДВД ЗКО распространила сообщение, что рога изъятые у Байкатова, 9 мая были украдены из камеры хранения вещдоков.
«Так как рога сайгаков являются скоропортящимся продуктом, вещдоки сотрудниками ДВД ЗКО были сданы на хранение индивидуальному предпринимателю. С его склада они были похищены. В настоящее время ведется досудебное расследование», сообщила пресс-служба ведомства.
Уральская популяция сайги, обитающая на территории Западно-Казахстанской области, является на сегодня самой большой в мире – 52 тысяч особей. По данным министерства сельского хозяйства, всего в Казахстане на конец апреля этого года насчитывается свыше 150 тысяч сайгаков.
Санат УРНАЛИЕВ