Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    СВЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

    С каждым годом все меньше остается в строю ветеранов Великой Отечественной войны, и потому встречи с каждым из них особенно ценны. Они умеют так любить Родину, своих близких и саму жизнь, что и пули им были нипочем. Благодаря этой любви они одержали победу над фашизмом, восстановили разрушенную войной страну, освоили целину, шагнули в космос. Они не разменивались на склоки и интриги, не добывали себе доходных мест. И с честью несут звание Человека. «Н» по традиции публикует серию материалов о фронтовиках, которые находятся под шефской опекой Группы компаний «Конденсат».

    Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?

    Хамза Абдрахманович САФИН
    Родился 22 сентября 1925 года в г. Уральске. С июля 1941-го работал на Уральском овчинно-шубном заводе слесарем, кочегаром, машинистом заводской электростанции. На фронте с 17 лет. Воевал на Юго-Западном, втором Прибалтийском и третьем Белорусском фронтах. Демобилизован в 1946-м в связи с ранениями и инвалидностью. Прошел путь от прораба до управляющего строительным трестом, будучи помощником председателя облисполкома, в течение 10 лет курировал вопросы строительства. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной звезды, Знак Почета, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и 20 другими медалями, орденом «Парасат». Заслуженный строитель Казахской ССР, Почетный гражданин г. Уральска.

    Сафин постоянный гость фестиваля военной песни, посвященного Дню Победы, который Группа компаний «Конденсат» проводит для подшефных ветеранов в кемпинге «Мечта». Потому и наша с ним встреча накануне 72-ой годовщины Великой Победы была посвящена теме музыки и ее роли в жизни фронтовика.
    – Хамза Абдрахманович, Вы с 16 лет на заводе, на фронт отправились в 17. Какие песни пели юные защитники Родины?
    – Видишь ли, тогда Уральск был небольшим городом. Отцы ушли на фронт, 12-часовой рабочий день мало располагал к веселью, а тут еще и тревожные вести – Ленинград в кольце блокады, враг рвется к Москве, вот уже на подступах к Сталинграду… Помню, как один заводчанин сказал: «Если фашист перейдет Волгу, ему рукой подать до Уральска». Нам казалось, дай только оружие, мы этого фашиста вмиг вышибем. В военно-пехотном училище новобранцев готовили по ускоренной программе, да по дому тоска – не до песен. Лишь попав на фронт, я узнал не только запах пороха, но и вкус музыки. Там дружба, сама жизнь другой смысл и вес приобретают.
    Именно на фронте я впервые услышал Клавдию ШУЛЬЖЕНКО, Игоря ИЛЬИНСКОГО, Леонида УТЕСОВА и его оркестр, Лидию РУСЛАНОВУ, Ивана ЛЮБЕЗНОВА и других деятелей искусств, ставших потом знаменитыми. Хорошая патриотическая песня тоже оружие. А сколько великих произведений появилось в годы войны: «Священная война», Ленинградская симфония ШОСТАКОВИЧА, проникновенные слова Джамбула «Ленинградцы, дети мои!», стихи СИМОНОВА «Жди меня» и так далее. Без них трудно представить нашу Победу.
    После побед в Сталинграде, под Москвой и на Курской дуге не только на фронтах, но и по всей стране поднялось настроение, появилась надежда на скорую встречу с родными, что нашло отражение и в песенном творчестве. Зазвучало много новых песен лирического характера, воспевающих надежду, любовь, послевоенные встречи и неминуемый разгром врага. Много на фронте пелось песен, переделанных на известные мотивы. К примеру, когда Харьков еще был оккупирован фашистами, на мотив «Спят курганы темные» появилась такая песня: «Далеко под Харьковом, за широкой Свислочью пал в бою за Родину парень молодой. Только ветер волосы развевает кудрые, словно их любимая шевелит рукой. Но обмоет дождичек его кости белые, и укроет ласково его мать-земля. Так погибли юные, так погибли славные, что дрались за Родину, жизни не щадя». Песни самодеятельных авторов были, конечно, проникнуты тоской о доме, о любимых и близких: «Гитару возьми, струну подтяни, солдатскую песню запой о доме родном, о времени том, когда мы вернемся домой». Или: «Только на фронте проверишь лучшие чувства свои. Только на фронте измеришь силу и крепость любви…» А ведь будни солдатские были очень тяжелыми.
    – Как-то на концерте ко Дню Победы, организованном Владимиром КУЛЬТЮШНОВЫМ в театре им.
    А.Н. Островского, Вы исполняли песню о войне. А на фронте пели?
    – Это я на ровном месте стал певцом. Бывает, иду и напеваю себе потихоньку под нос. Вот как-то Культюшнов шел за мной и подслушал, а потом на концерте экспромтом вытащил меня вместе с Анатолием БАЛМОЧНОВЫМ на сцену. Неловко перед народом ломаться, спел, как сумел. Но вообще я не певец. А вот среди однополчан были и музыканты, и поэты, и даже те, кто сам музыку сочинял. Старшина роты наш отлично играл на балалайке, пел частушки собственного сочинения с пародией на Гитлера. Надо сказать, частушки эти очень даже поднимали боевой дух, правда, иногда приправлены были непечатными словами… Помню и командира минометной роты Валентина ГОРБУНОВА, он играл на аккордеоне и мандолине, прекрасно исполнял «Клен ты мой опавший…» и другие романсы. Художественная самодеятельность была и у противника. Они все больше на губной гармошке играли. Бывало, сидим в окопах, затишье, и тут с противной стороны: «Иван, давай балалайка!» И начинается: там губная гармошка, тут балалайка звучат. Только эти «концерты» были недолгими, командиры запрещали озорство, но оно скрашивало фронтовые будни, которые были очень тяжелыми. И страшными. Страшно в атаку подниматься. Страшно, когда твой друг, с которым ты только что читал письмо из дома, убит на глазах. Страшно, когда сестричка, вытаскивая раненного с поля боя, сама подрывается на растяжке и остается без ноги. Страшно хоронить боевых товарищей – ночью (днем нельзя, чтобы враг не заметил), без соблюдения обычаев, просто в могиле и вместо памятника – деревянная метка. Тяжелое дело…
    – А какие концерты во время войны особенно запомнились?
    – Впервые я увидел фронтовой ансамбль летом 1943-го на Юго-Западном фронте. На поляне среди соснового леса на кузовах двух трехтонок «ЗиС» выступали артисты из Саратова. Под аккомпанемент баяна, двух балалаек и гитары пели русские народные песни и «Катюшу». Зрители стояли вокруг, некоторые забрались на деревья и слушали, затаив дыхание. Это были счастливые минуты, как привет из дома.
    Второй раз побывал на концерте артистов в госпитале города Россошь Воронежской области. Холл был битком набит ранеными. Во время концерта километрах в трех от нас громыхнул взрыв, окна чуть не вылетели, свет погас, видно, фашисты попали в электростанцию. Паники не было, – принесли керосиновые лампы и концерт продолжился. Но атмосфера была душевная, теплая, от русских, украинских песен веяло домашним, родным. И вот это чувство единения со всем народом, благодарность за то, что о нас помнят и заботятся, придавало сил и уверенности. Реакция зрителей была, конечно, восторженная, кто не мог аплодировать, стучал костылями по полу…
    Потом в числе тяжелораненых я был эвакуирован в спецгоспиталь в Свердловск, где «попал» на концерт московских артистов с участием Марка БЕРНЕСА, известного по фильмам «Истребители» и «Два бойца». После него раненные в палатах еще долго обсуждали концерт. В том госпитале я впервые услышал оперетту и оперные арии. Это произвело на меня огромное впечатление, и потом, уже в мирное время, я всегда старался попасть в театр в каждом городе, где доводилось бывать. Несколько раз посчастливилось в Большом и Мариинском театрах посмотреть оперу и балет.
    Очень хорошо помню, как после просмотра фильма «Свинарка и пастух», показанного бойцам в зале ожидания Ржевского (ныне Рижского) вокзала в Москве, мы вышли на улицу как в другой мир. Из светлой, радостной, мирной жизни – в темную, холодную, с моросящим дождем московскую улицу, над которой в небе раскачивались огромные аэростаты противоздушной обороны. Даже курить нельзя – светомаскировка. Так стало тяжко на душе! И вот среди этой молчаливой тишины кто-то произнес: «Ребята, за то, что видели сейчас, и надо воевать!»
    – Вы бывали в Москве на концертах, посвященных 9 мая. Расскажите о них?
    – В начале мая 1957 года я по заданию первого секретаря обкома партии С.Б. Ниязбекова отправился в министерство сельского хозяйства СССР с просьбой оказать экстренную помощь области стройматериалами в связи с большим паводком, нанесшим большой ущерб народному хозяйству. Во время моей беседы с замминистра Е.М. Меркуловым к нему зашел сотрудник министерства с билетами на концерт в Центральный дом работников искусств. Мне удалось заполучить один билет. Тот концерт с участием великих исполнителей Михайлова, Руслановой, Шульженко, братьев Бунчиковых, Кристалинской, Миансаровой, Краснознаменного ансамбля Советской Армии настолько ошеломил, что потом в гостинице я не мог глаз сомкнуть до утра.
    Но самой впечатляющей для меня стала поездка в Москву в 1975 году на 30-летие Победы. В концертном зале «Россия» пели молодые совсем И. Кобзон, Л. Лещенко, Л. Зыкина, М. Магомаев исполнял «Бухенвальдский набат» – такая мощь! И вдруг объявляют: «Выступает фронтовик-песенник Булат ОКУДЖАВА». Выносят стул, выходит небольшого роста худенький, в свитерочке и с гитарой человек, садится и говорит, что написал специально к этому дню песню и сейчас ее исполнит. За спиной у него ансамбль им. Александрова. И вот негромкий голос, как будто только к тебе обращается: «А мы с тобой, брат, из пехоты, а летом лучше, чем зимой…», – сразу в памяти все ожило и мурашки по коже. «А ты с закрытыми очами спишь под фанерною звездой…», – и с задних рядов все стали подниматься. Когда же Булат Шалвович в конце даже не пропел, а взмолился: «Бери шинель – пойдем домой!!!», стоял весь зал, и не было, наверно, ни одного человека, сумевшего сдержать слезы. Солдату не полагается плакать, но этих слез невозможно было сдержать. Надо ли говорить, что зал взорвался аплодисментами, просили повторить. Окуджава ответил, что в конце программы эту песню еще раз исполнит его друг И. Кобзон. Иосиф Давыдович превосходно исполнил ее в сопровождении ансамбля им. Александрова. Но у Окуджавы песня звучала так, словно мы вот только расположились на привал и греемся у костра.

    – Велика сила искусства…
    – Именно. Культура, искусство благотворно влияют на человека. Это я понял еще безусым мальчишкой в окопах. Позже пришло осознание, что именно песня помогала среди смерти, боли и страха сохранить человеческое достоинство. Музыка очищает и возвышает душу, является мощной защитой от всяких духовных инфекций. Ведь войну выигрывает тот, кто силен духом. А правильная песня, как камертон, настраивает человека на нужный лад. Помнишь, у Лебедева-Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Также и в мирной жизни.
    Очень хорошая, правильная традиция у Группы компаний «Конденсат» проводить к 9 мая не только военную эстафету и конкурс «Солдатская каша», но и песенный фестиваль. Видно, что к подбору репертуара, исполнению песни хор каждого предприятия подходит ответственно, поют прочувствованно, бережно храня память о подвигах солдат Великой Отечественной. Пока жива эта память и передается из поколения в поколение, будет мир на Земле. Мы, ветераны, слушая задушевные песни военных лет, словно возвращаемся в свою молодость, вспоминаем однополчан. Спасибо за эти трогательные минуты.

    Анна ПАНИЩЕВА,
    фото Георгия СЕМЕНОВА

     

    Жить другим во благо

    Алевтина Тимофеевна Митрохина
    Родилась 14 августа 1925 года в Саратовской области. После окончания курсов подготовки медсестер работала в военном госпитале. В 1942-м попала на Сталинградский фронт. Ее боевой путь прошел через Украину, Молдавию, Румынию, Югославию и Венгрию. В мирное время закончила Уральское медучилище и осталась в нем преподавать сестринское дело и хирургию.
    Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Украины», а также нагрудным знаком «Отличник здравоохранения СССР».

    Военная медсестра, преподаватель Уральского медучилища, общественница и председатель клуба «Фронтовичка», чуткая мама трех дочерей, двое из которых тоже стали медиками, Алевтина Тимофеевна Митрохина по праву считает, что именно забота о людях, сосредоточенность на своих убеждениях и стремление к вечным ценностям делает нашу жизнь осмысленной и счастливой. У Героев той страшной — Великой Отечественной войны — иначе быть просто не может. Ее истории тому подтверждение.

    «Милосердия без отваги не бывает»
    — Главное в работе медсестры — это милосердие и трудолюбие, но первого без отваги не бывает. Милосердие и отвага, как близнецы-братья, друг без друга не существуют… Помню своего первого пациента, он получил серьезное ранение в ногу, которую сразу же пришлось ампутировать. К счастью, наши группы крови совпали – его спасло прямое переливание. Так в 17 с небольшим стала донором, после чего кровь сдавала постоянно… А еще важно соблюдать точность, выполняя процедуры, всегда быть начеку. К счастью, каких-либо оплошностей никогда не допускала. Но вот одного солдата потеряли в медсанбате из-за того, что молоденькая медсестра от усталости не заметила, что в бессознательном положении он истекает кровью после операции… Ангелы милосердия, так называли военных медсестер. Думаю, в современное время нужно стремиться к этому высокому званию. И первым шагом будет именно чувство милосердия к больным людям…

    Шесть дипломов с отличием
    — Что интересно, изначально подавала документы в Саратовский педагогический техникум, мечтая стать учителем, но война мне такого выбора не предоставила, круто изменив мою судьбу, которую потом, работая в медучилище, я все-таки связала с преподаванием. Помню, как организовала свой кабинет, как самостоятельно рисовала наглядные пособия, разрабатывала методические сборники и выполняла обязанности классного руководителя. В мой последний выпуск было шесть дипломов с отличием. Увидев, что у некоторых ребят в сводной ведомости всего по одной «четверке», решила это исправить и заставила их поработать над результатами пересдачи. После выпуска в 1979 году больше мы не виделись. А в 2013-м, приехав в санаторий «Акжайык», я встретила одну из своих учениц, которая потом стала врачом. Она кинулась навстречу со словами: «Алевтина Тимофеевна, помните, как перед госэкзаменами вы пришли к нам в общежитие и заставили меня пойти на пересдачу, чтобы я смогла получить диплом с отличием и поступить потом в университет?»

    Друг детства
    — Со школьной скамьи дружила с мальчиком Владимиром Драчевым, который был на год младше. Он тогда провожал меня на фронт, сожалея, что не может сделать то же самое из-за возраста. Так, расставшись в начале войны, я получила от него весточку в 1944-м, уже будучи в госпитале в Румынии. Володя писал, что все-таки прибавил себе годы, воевал, получил ранение и попал в госпиталь на Алтае. Это было так неожиданно, что сразу родились строки стихотворения «Письмо раненому другу». После войны мы вновь встретились уже в Уральске. Я шла утром на работу, и вдруг высокий мужчина преградил мне путь… Оказалось, что Владимир приехал сдавать сессию в нашем пединституте, где учился заочно, работая учителем в школе Зеленовского района. Спустя еще сорок лет мы вновь случайно встретились в облбольнице, куда он попал с аппендицитом, а я привела студентов на практику по хирургии.

    С заботой о людях
    — Будучи депутатом Уральского горсовета всегда старалась помочь людям. Хоть мой избирательный округ – поселок Коминтерн — и находился далеко, всегда добиралась туда пешком. Каждый четверг ко мне в медучилище приходили женщины с детьми, чьи мужья являлись нарушителями общественного порядка. Мамочки плачут: мужья не работают, дебоширят. Приходилось разбирать их поведение на комиссиях, устраивать на работу и хоть как-то налаживать семейную жизнь своих избирателей. Удалось выбить и первый автобус, который стал ходить в этот поселок. Но прежде нужно было отремонтировать дорогу, что тоже было сделано. Помню, как пробила вопросы ремонта печей в домах, установки колодцев, благоустройства дворов. В продуктовом магазине не было даже холодильника — и это решили. Сельчан прикрепили к поликлинике №1, где создали для них пункт скорой помощи, собрав аптечку из медикаментов и установив там дежурство среди моих студентов из медучилища. В общем, старалась, как могла, чтобы облегчить нелегкую жизнь того времени…

     

    Есть люди, источающие свет

    Лидия Игнатьевна Губанова
    Родилась в Кокчетавской области 3 августа 1923 года. После окончания Московской школы радиоспециалистов попала в ряды Красной Армии. Первое боевое крещение приняла под Сталинградом. Позднее участвовала в ожесточенных боях на Курской дуге. Прошла Украину, Польшу и Чехословакию. После войны работала инструктором в Бурлинском райкоме партии, заведующей женским отделом, а также районным отделом культуры. Четверть века возглавляла областную библиотеку им. Н. Крупской.
    Награждена орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией». Дважды — значком «Отличный работник культуры СССР», ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры КазССР».

    Редакция преисполнена чувства невероятной гордости оттого, что Лидия Игнатьевна является верным другом нашего издания. Многие мероприятия озаряются душевным теплом этого замечательного человека. Вот и в этом году празднование 25-летия «Надежды» было скрашено присутствием наших дорогих ветеранов, в числе которых была и она. К тому же в преддверии Дня Победы Лидия Игнатьевна обычно участвует в традиционном мероприятии в кемпинге «Мечта», где работники Группы компаний «Конденсат» чествуют участников Великой Отечественной войны.
    — На празднике в «Мечте» всегда витает какая-то особенная аура, которую умеют создавать кондесатовцы, — отмечает фронтовичка. – Все, вплоть до каждого деревца, там пронизано духом патриотизма. Сколько трогающих за душу песен льется со сцены…
    Любимые военные песни, когда-то часто исполняемые членами клуба «Фронтовичка», к которому Лидия Игнатьевна примкнула, будучи уже на пенсии, она бережно скомпоновала в специальный сборник:
    — В репертуаре хора было свыше 40 песен. Помню, как проходили сборы в просторной квартире у Александры Филипповны Серовой – первого председателя клуба. В большом зале собирались за столом в любое время, отмечали все праздники и дни рождения. По сути, такие встречи и служили нам репетициями, ведь без песен никогда не обходилось.
    Благодаря стараниям Лидии Игнатьевны отпечатанные сборники песен в те годы появились у каждой женщины из «Фронтовички». С помощью библиотечных коллег тексты были быстро набраны на печатных машинках, а потом размножены.
    Любовь к песням, лучше которых о страшной войне и не расскажешь, а также к книгам, как к источнику знаний, она смогла привить самым родным и дорогим для нее людям, которыми сейчас по праву может гордиться. У Лидии Игнатьевны три взрослых внучки и шесть правнуков, самый старший из которых — Роман — работает под Москвой в строительной сфере. Другой, Александр, заканчивает в этом году кораблестроительный вуз в Санкт-Петербурге. Девятиклассник Денис активно занимается водным поло. В его копилке уже девять золотых, серебряных и бронзовых медалей. Правнучка Александра после учебы в техническом университете осталась работать в Праге. Четвероклассница Яна увлеченно занимается теннисом, а самый маленький правнук, которого зовут Даниил, готовится к поступлению в первый класс. Большая семья обычно собирается за одним столом летом на даче: рекой текут разговоры, слышится смех, подаются самые вкусные блюда, с любовью приготовленные легендарной прабабушкой, с именем которой, в общем-то, связано все культурное строительство в нашем регионе. В этом, наверное, и заключается секрет семейного счастья – вырастить достойных и порядочных детей и внуков, которые потом будут всегда рядом, согревая своим теплом и заботой.
    По словам Лидии Игнатьевны, послевоенная жизнь подарила ей много ярких встреч с интересными людьми. Несколько раз она даже общалась с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. А однажды, когда глава государства приезжал в Уральск и проходил по красной дорожке на стеле, предложила ему сфотографироваться (на фото справа).
    — Как-то, выступая в здании партии «Нур Отан», президент подошел к нам с Алевтиной Тимофеевной Митрохиной и вежливо стал интересоваться нашей жизнью, — рассказывает Лидия Игнатьевна. — Мы тогда еще и пошутили, мол, пока рано ему уходить на заслуженный отдых, ветераны его не отпускают… Оказалось, что эту беседу кому-то удалось запечатлеть на фотоаппарат. Позже работники музея имени М. Маметовой подарили мне это небольшое фото на мой день рождения. И что вы думаете, в канун 70-летия Победы во время визита ко мне домой снимок заметил в прошлом аким Уральска, ныне аким ЗКО Алтай Кульгинов. Он попросил его переснять, а через неделю интерьер моей комнаты уже украшал большой портрет в хорошей рамке под стеклом «Беседа с президентом». Признаюсь, это был очень приятный сюрприз от администрации нашего города.

    Галина КАРЕНСКИХ


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    59 тысяч деревьев посадили в ЗКО в рамках акции «Таза Қазақстан»

    Основной смысл данной республиканской акции – воспитание экопатриотизма, неравнодушие...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл