В понедельник областной театр им. А.Н. Островского пережил натуральный беби-бум – в течение дня прошло четыре спектакля по мотивам книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
В постановке художественного руководителя детского театра «Волшебная рампа» Оксаны МАЛУША эта история получила название известного в 80-е годы прошлого века двухсерийного детского музыкального фильма «Рыжий, честный, влюбленный». Сюжет таков: младший в лисьем семействе Ларссонов лисенок Людвиг XIV питает отвращение к вранью, хитрости и уловкам, зато очень любит стихи и сочинять песни. Поэтому у него много друзей среди лесных зверушек, которых его родня рассматривает в качестве еды. Родители недовольны и запрещают ему общаться с «хулиганами». В итоге Людвиг убегает из дома и случайно приходит к человеческому жилью, где находит новых друзей – добрейшего пса Максимилиана и милаху-цыпленка Тутту Карлсон. Тутта и Людвиг становятся неразлучными друзьями, благородство и честность лисенка спасает курятник от набега лисьего семейства, а хитрость Тутты помогает спастись лисам от облавы охотников.
В общем, этот спектакль про тех и для тех, кто умеет дружить. При этом главными экзаменаторами для юных актеров были зрители. Именно так сказала Оксана Михайловна, обратившись к залу, попросив зрителей внимательно смотреть спектакль, а потом поставить оценку актерам. И даже провела тренировку: «отлично» — это бурные аплодисменты, «двойка» ставится топотом ног. Надо сказать, что все четыре спектакля, два утром, два вечером, получили высшую оценку зрителей.
В спектакле принимали участие учащиеся театрального отделения ДМШ №1 им. Д. Нурпеисовой младшего и среднего звена. В нем более 20 действующих лиц, но детей так много, что получилось аж четыре состава! Основной принцип обучения – каждый ребенок получает роль в итоговом спектакле, который на самом деле является комплексным переводным экзаменом. Ведь в программе театрального отделения не только актерское мастерство, но и сценическая речь, танцы, рисунок, музыкальная грамота, а в качестве предмета по выбору – музыкальный инструмент или вокал. Благодаря такой подготовке ребенок развивается всесторонне и гармонично, приобретает уверенность в себе и навыки общения с людьми, учится чувствовать пространство и выступать перед публикой, развиваются память, речь и коммуникативные навыки.
Программа эта, между прочим, уникальная, разработанная педагогами школы Л.К. Мутагаровой и Н.Ф. Добрянской на заре Независимости Казахстана на основе учебных программ для школ искусств, апробированных в Белоруссии, России и Азербайджане. В Казахстане тогда такого опыта еще не было, тем более при музыкальных школах. Да и по сей день эта форма дополнительного образования – редкое явление не только для нашей страны. За 23 года поставлено около 50 спектаклей и ни один из них не повторился! Воспитанники этой школы участвуют в различных республиканских и международных детских творческих конкурсах, ни разу не вернулись без призового места и всякий раз жюри отмечают, что актеры «Волшебной рампы» и поют, и танцуют, и уверенно держатся на сцене, а главное, — очень дружны между собой.
В тесном сотрудничестве педагоги театрального отделения работают с хореографическим и вокальным отделениями школы. В этот раз хореографический этюд представили воспитанницы Светланы РАМАЗАНОВОЙ и Елены ФИЛАРЕТОВОЙ. Если бы потребовался фольклорный элемент, пригласили бы ансамбль «Скоморохи» Светланы АБРАМОВОЙ. К слову, немало ребят после окончания обучения на театральном отделении дополнительно осваивают другие музыкальные инструменты или изобразительное искусство. Даже те, кто уходит в спортивные секции, и такое бывает, не прерывают связь с любимой школой и посещают все спектакли. Причем, и в спорте они проявляют себя ярко.
В этом году театральное отделение оканчивают восемь человек – большая группа. Спектакль «Проделки Эмиля» Астрид Линдгрен с их участием пройдет 23-24 мая также на большой сцене «Островского». По слухам, это будет веселый и музыкальный капустник, но лучше все увидеть самим.
Оксана МАЛУША, главный режиссер театра им. А.Н. Островского, основной педагог театрального отделения ДМШ №1 им. Д. Нурпеисовой:
– В прошлом году мы ставили «Гуси-Лебеди», где больше было ролей для девочек, поэтому в этом году решили взяться за симпатичную и «густонаселенную» сказку на мальчиков. Надо было только найти вариант драматургического изложения, найти сценическое воплощение. Пилотный выпуск «Рыжий, честный, влюбленный» вышел на Рождество, но там была несколько другая редакция. Сложность в том, что мы играем в один день четыре спектакля. Как на Бродвее. И конечно, низкий поклон директору театра Ю.А. Зеленцову, который столько лет идет нам навстречу, предоставляя нам возможность выступать на настоящей сцене, да еще и старейшего театра в Казахстане. Что все работники театра терпеливо сносят нашествие почти сотни ребят в возрасте 6-12 лет.
Любовь МУТАГАРОВА, заведующая театральным отделением:
– Я убеждена, что дети сами по себе талантливы, а когда попадают в хорошие руки, происходят самые настоящие чудеса. Они готовы работать очень много и плодотворно. На сцене работают как настоящие артисты. Удивительно, как такие маленькие актеры такой большой зал в течение всего спектакля держат. За эти годы на нашем отделении собрались педагоги опытные, умеющие работать с детьми, к каждому ребенку – индивидуальный подход. Научились работать и с родителями, и со зрителями. Из числа учащихся нашего отделения около 40% – мальчики, что редкость для музыкальных школ. Зачастую из-за дефицита мальчиков в творческих коллективах мужские роли дают девочкам, а это, согласитесь, неправильно. Безусловно, душа нашего коллектива, генератор идей и вдохновитель – это О.М. Малуша. И я удивляюсь каждый год, что все меньше тратиться времени на подготовку спектаклей, и они получаются все ярче и лучше. Что значит опыт. У нас прекрасный режиссер-репетитор М.Ю. Ларин, дети его обожают, и он является прекрасным примером для мальчиков. Педагог по сценической речи Р.Б. Джумахметов – наш выпускник, молод, но уже тоже имеет хороший опыт и прекрасно работает с детьми. Не знаю, где еще есть такие педагоги? А наши выпускники не бывают на вторых ролях и, как правило, проявляют себя в любой профессии. Наша цель воспитать, прежде всего, порядочного, культурного, активного человека. Может, они не станут актерами, но театральными зрителями и хорошими людьми будут всегда.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ, педагог по сценической речи:
– Время летит быстро, вроде недавно институт окончил, а уже семь лет, как преподаю сценическую речь. Мне очень нравится работать с детьми, учимся вместе с ними. Дети у нас все хорошие, мы их всех очень любим. Они хотят учиться, хотят делать свою жизнь яркой и интересной. Сценическая речь преподается со второго класса и до четвертого занятия идут в игровой форме, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, они быстро устают. В средних классах, 12-13 лет уже легче, они охотно выполняют мои задания и еще не так заняты в общеобразовательной школе, как старшеклассники. У тех уже начинают говорить свои амбиции, препубертатный возраст и большие учебные нагрузки. Тем не менее, находим общий язык. Я сам проходил обучение у доцента Щукинского училища, педагога Вахтанговского театра Елены Валентиновны ЛАСКАВАЯ, ее методики частично использую, модернизируя под детский возраст. Сейчас у меня уже разработана собственная авторская программа по обучению сценической речи детей и подростков.
Марк ЛАРИН, режиссер-репетитор:
– Вот и состоялся очередной итоговый спектакль, над которым работали мы все целый год. В первом классе, как правило, дети не выходят на сцену, идет процесс адаптации, занятия ведутся в игровой форме на развитие коллективизма, уверенности в себе, разучиванию текстов и этюдов. К нам ведь приходят детки, кто любит театр, они занимаются охотно. Даже расстраиваются, когда какие-нибудь праздники и школа не работает. Принцип работы – на интересе. Роли мы не распределяем. Пьесу знают все учащиеся, все мальчики репетируют все мужские роли, все девочки репетируют все женские роли, так что полная взаимозаменяемость. Каждый видит по силам, какую роль он потянет. Таким образом, воспитывается ответственность, взаимовыручка, умение адекватно оценить себя, свои способности и достижения. Даем им возможность самостоятельно принимать решения и аргументированно доказывать свою позицию. Это им в жизни пригодится в любом случае. А станут они артистами или режиссерами – время покажет. Выбор за ними. Кстати, в каждом выпуске у нас есть те, кто посвятил свою жизнь театру. Значит, работаем не зря.
Татьяна ЕФРЕМОВА, мама учащейся второго класса театрального отделения:
– Знаете, дочке именно сегодня исполнилось 10 лет, и она была на сцене! Это большой для нее подарок. Я сама закончила театральную студию и хотела, чтобы мой ребенок развивался гармонично. Однажды мы попали на спектакль этого детского театра «Белоснежка и семь гномов». Восхитило, как дети профессионально выступают на сцене, и мы обе решили, что она тоже пойдет туда учиться. Ходит с большим удовольствием, про репетиции напоминать не надо, много рассказывает о том, что было, что учили, куча эмоций, всегда переживает за спектакли, за свое выступление, ей очень нравится. Всем родителям рекомендую именно театральное отделение, потому что здесь дети развиваются всесторонне. Учатся держаться перед аудиторией, развивается речь, идет комплексное развитие ребенка, считаю, что это нужно каждому. Оксана Михайловна и другие педагоги вкладывают душу, фактически, помогают нам воспитывать наших детей гармонично развитыми личностями.
Андрей СТОЛЯРОВ, папа учащейся пятого класса театрального отделения:
– Мне не часто удается побывать на спектаклях, где дочка выступает, но всегда с большим удовольствием. Ей 11 лет, к сожалению, болеет часто и приходится пропускать занятия, но она это переживает больше нас. Обратил внимание, что у нее улучшается память, образная речь, четкое произношение – спасибо Руслану Булатовичу, она стала более коммуникабельной, уверенной в себе, аккуратной и ответственной. Сама готовит домашние постановки. В общем, много плюсов. О выборе профессии пока не говорили, думаю, еще рано, но если выберет театр – поддержу. Я не могу себя назвать театралом, но уже тоже втянулся в это. И еще, не в обиду будь сказано взрослым актерам, но вот эти детские постановки намного веселее, ярче и интереснее, чем сказки в театре. Говорят, что детей и животных переиграть невозможно. Наверно, это так. Но такой искренности на сцене, как в спектаклях «Волшебной рампы» я еще не видел. Спасибо большое педагогам и руководству ДМШ №1 им. Д. Нурпеисовой за такое качественное и нужное образование.
Анна ПАНИЩЕВА