Подумать только, пьеса Антона Павловича ЧЕХОВА «Дядя Ваня» была опубликована 120 лет назад, но актуальности своей и по сей день не потеряла. И тем более уральцы должны быть благодарны коллективу областного драматического театра им. А.Н. Островского за новую постановку спектакля по этому гениальному произведению, премьера которой состоялась 24 и 25 марта.
По традиции, немного истории. Пьеса «Дядя Ваня» была опубликована в 1897 году, и в том же году на провинциальных сценах состоялись премьеры. Но триумфальное шествие по театральным подмосткам пьеса начала в 1899 году с постановки Немировича-Данченко и Станиславского в Московском Художественном театре.
Примечательно, что театрально-литературный комитет не дал безусловного согласия на постановку, рекомендовав автору пьесу сократить и переделать. Однако Немирович-Данченко решил ставить ее, как есть, Станиславскому она нравилась даже больше «Чайки», да и Антон Павлович переделывать ее не собирался. К слову, Чехов не любил давать конкретных указаний в плане воплощения образов, считая, что все написано в самой пьесе.
Не все современники сразу приняли «Дядю Ваню», считая написанную и опубликованную семью годами раньше пьесу «Леший» его предтечей, причем более удачной. Тем не менее, успех постановки МХТ был оглушительным. После Москвы состоялись гастроли в Тифлисе, Симферополе, Ялте… В столице же, Санкт-Петербурге, отнеслись к пьесе более сдержано и сначала «Дядя Ваня» был поставлен на… студенческой сцене. Впоследствии в адрес театрально-литературного комитета, забраковавшего «Дядю Ваню», поступали весьма нелестные отклики, ведь пьеса была изумительна.
Надо сказать, что многие известные литераторы и драматурги ревностно следили за успехом чеховского «Дяди Вани». И если Максим ГОРЬКИЙ, к примеру, дал сдержанную, но положительную оценку, то Льву Николаевичу ТОЛСТОМУ пьеса и спектакль категорически не понравились. И все же, как показало время, именно «Дядя Ваня», а перед этим «Чайка», стали по-настоящему новым этапом не только в русской, но и в мировой драматургии. Известно о 12 экранизациях с мировым прокатом и это, как говорится, не предел.
Чтобы было понятнее, напомним фабулу. Действие происходит в усадьбе покойной жены профессора Серебрякова, где проживают его теща, шурин, отказавшийся в свое время ради сестры от своей части наследства, и дочь от первого брака Соня, а также разорившийся помещик Телегин, у отца которого в свое время и была куплена эта усадьба. Профессор теперь женат на молодой красивой петербурженке с консерваторским образованием, но выйдя в отставку, не может себе позволить жить в столице.
Хозяйство ведет его шурин Иван Петрович, которому помогает Соня. При этом, как выясняется, профессор все время жил за счет труда шурина и племянницы, сам ничего в этой жизни не добившись. Он умеет организовать всех вокруг собственной персоны, ноет и мучает всех своей подагрой и капризами, зато в нем души не чает теща, увлеченная идеями феминизма. Вторая жена профессора красива, образована, но скучает от безделья.
Доктор Астров попутно занимается разведением леса, исследует состояние природы в уезде. В итоге дядя Ваня и доктор влюбляются в Елену Андреевну, а больше и не в кого, а та от скуки увлекается доктором, но боится признаться в этом даже себе. Ей удается наладить отношения с падчерицей, но наметившийся любовный треугольник пугает, и она хочет уехать вместе с опостылевшим мужем.
Бездеятельная, скучная, небогатая провинциальная жизнь мучительная для всех. Кульминация наступает, когда профессора осеняет «гениальная» идея продать имение и вложиться в ценные бумаги. При этом он думает только о своей выгоде, прикрываясь заботой о дочери. Куда деваться при этом всем остальным обитателям имения – это мелочи, которые можно обсудить потом.
Разражается скандал, в котором прежде слабовольный дядя Ваня играет решающую роль – сначала он крадет морфий у доктора, но потом отдает его, а затем стреляет в профессора, к счастью, безуспешно. И все же, страшен бунт терпеливого. В итоге, профессор ретируется со своими идеями, согласившись оставить все как прежде, и уезжает с женой в город. Дядя Ваня остается в имении со всеми остальными. Как и прежде, он с племянницей будет вести хозяйство, отсылая нужную сумму зятю.
В общем, главная идея пьесы – это самородок Астров и поэтически-нежный дядя Ваня глохнут в захолустье, а тупенький, эгоистичный профессор блаженствует в столице, «управляя» государством, периодически призывая всех: «Надо, господа, дело делать!». Ничего не напоминает?
Но вернемся в наше время и к премьере спектакля «Дядя Ваня» в постановке главного режиссера театра А.Н. Островского Оксаны МАЛУША. Сказать, что успех был оглушительным – ничего не сказать. Несмотря на заявленный на афише жанр «комедия», спектакль выдержан в чеховском духе, что особенно ценно. Конечно, уральские театралы – публика благодарная, соскучившаяся по русской классике в добротном воплощении, но все же глубоко театральная и фальши не терпит.
Спектакль, как и говорила Оксана Михайловна («Н» № 11 от 15.03.2017), актерский. Ансамблевая слаженность, проживание роли каждым исполнителем давно стали визитной карточкой этого коллектива. Довольно аскетичное оформление сцены, костюмы без вычурности, но в видимом соответствии концу XIX века (художник-постановщик Максим БУДАЕВ), музыкальное сопровождение, свет, словом, абсолютно все работает на актеров, помогая им воплотить свои образы.
Неприятный, вызывающий раздражение профессор В. Котельникова, такая понятная, домашняя няня Марина Л. Муха, несколько жалкий и, одновременно, забавный Телегин А. Тяпкина, отдаленно напоминающая героинь Фаины Раневской профессорская теща Т. Столяровой (Тамару Михайловну вообще не узнать, чудо просто), простодушная до отчаяния Соня, старательно сыгранная В. Сторожевских… Но более всего поразили работы Марка Ларина (дядя Ваня), Э. Бактыгереевой (Елена Андреевна) и А. Егорова (Астров).
И если Марк Юрьевич – признанный мастер сцены, любимец публики и вообще звезда нашего театра, то Элеонора не перестает удивлять своей разноплановостью, глубиной переживаний и чувственностью. Конечно, сказывается профессиональная подготовка в театральном институте СГК им. Собинова, но ведь этого недостаточно, если нет внутреннего огня. А в Элеоноре он есть, и Уральску очень повезло, что именно в труппе старейшего в республике театра, НАШЕГО театра, есть столь одаренная актриса.
Отдельно хочу сказать об Алексее ЕГОРОВЕ. Однозначно, роль доктора Астрова – роль Насима Мамедова, которого, увы, не было на премьере. Тем не менее, А. Егоров сумел выйти за рамки своего привычного амплуа. Его Астров материалист, несколько циничен, что, впрочем, присуще людям его профессии. Он устал и разочарован в людях и прозой жизни, которую очень хорошо изучил, его не удивишь. Даже в сцене объяснения с Еленой Андреевной с его стороны чувственность есть, но настоящей страсти нет, и это очень точно соответствует образу Астрова.
На мой взгляд, это результат педагогического таланта главного режиссера и общей политики руководства театра, создающего атмосферу постоянно работающей творческой лаборатории, своего рода питомника для молодых актеров, имеющих возможность расти рядом с признанными мастерами сцены, оттачивая сове мастерство.
И еще. Оксана Михайловна верна себе и местами зал взрывается от смеха. Поначалу. Постепенно атмосфера накаляется и достигает своего апогея. Последняя сцена – самое сильное место. И дело не столько в сформулированной Соней морали, сколько в трагизме положения этих людей, в трагизме будней, которые возвращают все на свое место, навсегда и навеки сковывают этих людей. Никаких спецэффектов. Ком в горле. Слезы на глазах. Занавес. Даже поклон актеров в этой постановке прост и лаконичен.
Как писала Ольга КНИППЕР, первая исполнительница роли Елены Андреевны: «Играть пьесы Чехова очень трудно: мало быть хорошим актером и с мастерством играть свою роль. Надо любить, чувствовать Чехова, надо уметь проникнуться всей атмосферой данной полосы жизни, а главное – надо любить человека, как любил его Чехов, и жить жизнью его людей». У коллектива театра им. А.Н. Островского это получилось.
Третий премьерный показ спектакля «Дядя Ваня» 30 марта. Сходите всей семьей, — вечер того стоит.
Анна ПАНИЩЕВА,
фото Кенжебая РАХИМОВА
ЦИТАТА:
«Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножать, то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее». Из монолога доктора Астрова.
Антон ЧЕХОВ, «Дядя Ваня».