Четверо сотрудниц Круглоозерновского центра оказания специальных социальных услуг (ранее именовалось как Круглоозерновское психоневрологическое медико-социальное учреждение) судятся со своим директором за то, что он им платит за 10 часов работы, тогда как они работают по 12 часов. Глава учреждения, в свою очередь, ссылается на коллективный договор, который, по его словам, сотрудники добровольно приняли еще в 2013 году и были согласны на такие условия. Однако, как заявляют подавшие в суд женщины, никакого договора они даже в глаза не видели и тем более не подписывали.
Как рассказывает одна из истиц Наталья ПАНОВА, в какой-то момент они узнали о том, что им не доплачивают зарплату. В то время как рабочий график медсестер и санитарок, работающих посменно, составляет 12 часов, оплата почему-то производится как за 10, поскольку два часа вычитаются как технический перерыв с дневного и ночного тарифа на отдых и принятие пищи. Когда некоторые из особо активных сотрудниц центра стали разбираться в ситуации, выяснилось, что такое положение прописано в некоем коллективном договоре, который они якобы приняли на общем собрании еще в 2013 году.
— Мы об этом договоре даже не слышали, — возмущается Наталья Панова. – Однако наш директор Кайреден Жаксыгулов настаивает на том, что мы его приняли и поэтому, мол, никаких претензий иметь не должны. Куда мы только не жаловались, в том числе и в прокуратуру, и в инспекцию по труду, однако там также ссылаются на этот злополучный коллективный договор. Когда наш спор с директором стал известен за стенами учреждения, нас вызвали в отдел кадров и попросили расписаться в том, что мы приняли этот договор. Мы, естественно, отказались и подали в суд иск с просьбой признать данный договор недействительным. Иски подали только я и еще трое моих коллег, остальные, видимо, боятся потерять работу. Кстати, мы обращались и в наш профсоюз, однако там нам тоже ничем не помогли, поскольку профсоюз полностью зависит от директора.
Однако, как рассказала наша собеседница, на днях гражданский суд № 2 города Уральск оставил их иски без рассмотрения.
— Суд принял такое решение на том основании, что это коллективный спор, который сначала должен рассматриваться другими инстанциями: работодателем, примирительной комиссией, трудовым арбитражем и лишь затем судом. При этом суд ничем не мотивировал, что спор коллективный, судья не учел, что каждый отстаивает свои интересы, у них нет полномочий выступать от имени коллектива, — комментирует ситуацию представитель истцов, юрист Шакир СУХАНБЕРДИН. – Конечно, мы обжаловали решение суда, однако здесь есть один нюанс. Постановление суда на нашу частную жалобу обжалованию не подлежит, а ответчик, видимо, пытается свести к этому. Упомянутых общих собраний, на которых, со слов директора, и был принят коллективный договор, не было, в протоколах нет ни повестки дня, ни обсуждения, ни принятия коллективного договора. Об этом там ни слова, однако именно на основании протоколов коллективный договор был зарегистрирован в инспекции по труду. Считаю, что речь идет о нарушениях законодательства и может являться предметом для проверки прокуратуры.
— В среднем я теряю в зарплате 10 тысяч, но когда я спрашиваю, куда идут эти деньги, эти часы, Жаксыгулов не отвечает, — утверждает Наталья Панова. — Он просит забрать наши иски и взамен обещает пересмотреть коллективный договор. Но спрашивается: куда денутся деньги, которые я недополучила за прошлые годы? Почему он не хочет признавать свою вину, а мы должны иски забрать? Кстати, мы узнавали, в других интернатных учреждениях области коллективу платят за все отработанные часы, а нам нет. А вообще, хотелось бы, чтобы уполномоченные органы провели масштабную проверку в нашем учреждении, чтобы выяснилось, сколько мы должны получать, сколько времени работать, отдыхать во время технического перерыва, сколько по штатному расписанию у нас должно быть медсестер и санитарок по стандартам и сколько реально имеется в наличии, почему нам вместо положенных 60 дней отпуска дают меньше и так далее.
«Н» обратилась за комментарием к директору Круглоозерновского ЦОССУ Кайредену ЖАКСЫГУЛОВУ:
— Никаких законов я не нарушал, нашу деятельность постоянно проверяют различные контролирующие органы, если бы я допустил какие-то нарушения, меня бы уже давно уволили. Что касается коллективного договора, то все сотрудницы его подписали, кроме одной, но и она была ознакомлена с ним. Все это документально подтверждено. К тому же суд оставил иски сотрудниц ПМСУ без рассмотрения, и я не думаю, что суд здесь поступил ошибочно.
P.S.
В прошлом году «Н» не раз писала про ситуацию в Круглоозерновском ПМСУ (см. материалы «Тьма египетская» и «Тьма египетская-2, или кому в МСУ жить хорошо?» в номерах от 11.05.2016 и 01.06.2016 соответственно). Но, как видим, в учреждении не утихают страсти, раз дело уже дошло до суда. «Н» будет следить, чем закончится противостояние сотрудниц учреждения и его руководителя.
Дмиитрий ТЕРЕЩЕНКО