В начале года главы сел и городов начали традиционно отчитываться перед населением о проделанной работе. Корреспондент «Н» на примере отчетных встреч акима Уральска Наримана Турегалиева с жителями пригородных сел выяснял, как чиновники создают иллюзию диалога власти с населением.
В 2005 году президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ подписал указ о проведении отчетных встреч акимов с населением. Акимам всех уровней ежегодно в течение первого квартала указано отчитываться перед населением, а также информировать о реализуемых в стране реформах, социально-экономическом развитии населенных пунктов и достижении ключевых показателей программ развития территорий, задачах и основных направлениях на следующий год.
Желаево за действительное
Отчет акима города стартовал 18 января с села Желаево. Встреча, как и в прошлом году, проходила в местной школе – единственном административном здании поселка, где есть вместительный зал. В данном случае он вмещает 120 человек. Половину зала заняли чиновники: начальники городских отделов, госслужащие рангом поменьше и учителя. Основной контингент сельчан – пенсионеры.
Сначала аким Желаевского сельского округа Тимур АШИГАЛИЕВ зачитал краткую справку о селе. В Желаево проживают 2283 человека, среди которых есть представители 10 национальностей. Чуть больше половины населения трудоспособно. Об уровне социально-экономического положения сельчан можно судить по следующим цифрам. В поселке на 1 января 2017 года имеется 67 коров (в прошлом году было 75), 113 овец и коз, 58 свиней и 842 головы домашней птицы. Между селом и городом (4-5 км) циркулируют два ПАЗа и шесть ГАЗелей.
В прошлом году в поисках работы в отдел занятости Уральска обратились шесть желаевцев. Четверым нашли постоянную, двоих привлекли к общественным работам.
В заслугу местных властей аким села ставит открытие долгожданной аптеки в здании врачебной амбулатории, установку двух мусорных контейнеров и посадку саженцев тополя.
— На посадку 70 саженцев затрачено 175 тысяч тенге. Стоит отметить, что в течение недели десять саженцев были уничтожены или похищены, — поднял глаза в зал аким села.
Скромный бюджет (1,2 млн тенге – это чуть больше 3,5 тысяч долларов), ежегодно выделяемый сверху по программе «Развитие регионов», уже третий год расходуется «по согласованию с местным общественным советом» на благоустройство села – строительство тротуаров, щебенирование улиц.
— Общая протяженность заасфальтированных поселковых тротуаров — 1320 метров. Три года назад тротуаров в селе вообще не было, — гордо заявил аким.
Из существенных изменений в жизни села за последний год — открытие контрольного счета наличности (КСН) при акимате, где аккумулируются деньги, поступающие от налогов сельчан. Проще говоря, это казна поселка и сейчас там пока 4,5 млн тенге.
Для сравнения: на содержание аппарата акима с шестью специалистами ежегодно из госбюджета тратится около 12 млн тенге.
— Я вот сейчас на слайде увидел, какие у вас прекрасные тротуары. Это не поселок, а пригород, поселок городского типа, можно сказать. Все условия есть, — подытожил доклад сельского акима Нариман Турегалиев.
— Нам бы Байтерек установить, так вообще здесь Астана будет, — пошутил кто-то из зала.
Закон запрещает помогать
После доклада акима слово взяли сельчане.
— В поселке почти год пустует одна землянка. Хозяйка умерла, а наследников у дома нет. У нас есть одна семья из четырех человек, лет 15 без жилья мытарствуют. Отец семейства рос без родителей. Просим помочь им. Прямо жалко эту семью. Я думаю, вы решите этот вопрос, — обратился местный старейшина Асау ТЮТЕЕВ к акимам.
Из задних рядов встал молодой мужчина лет 30. Представился Арманом НУРГАЗИЕВЫМ. Ему дали микрофон.
— Тринадцать лет здесь живу. Работаю в городе каменщиком. Двое дочек у меня, жена не работает, за ними смотрит. В акимате и в партии «Нур Отан» (правящая партия) говорят, что я не отношусь ни к одному из социально уязвимых слоев населения, и жилье мне не положено. Я прошу у вас… Я согласен на любое жилье, даже на общежитие, — жалобно заговорил Арман.
— Арман в свое время получил от государства 10 соток земли под индивидуальное жилищное строительство и продал его, — вмешался аким села. — А пустующий дом в селе, если не объявятся наследники, государство изымет через суд, и только затем может дать нуждающимся в жилье в порядке очереди и по закону.
— От дома уже ничего не останется, — отреагировали из зала.
— Согласно закону мы его не можем поставить в очередь, потому что он ни к какой социальной категории не относится. Арман, ты почему землю свою продал? Как мы теперь тебе поможем? Я понимаю, но закон есть закон. Мы согласно закону работаем, вне закона никто не работает, и мы никому не позволим. Поэтому, Арман, сейчас я тебе ничего пообещать не могу, — резюмировал аким города Турегалиев.
В зале разочарованно вздохнули и перешли к другим насущным проблемам села. Сельчане жаловались на плохую работу общественного транспорта, отсутствие почтового отделения, просили акима города построить в селе детсад и дом культуры.
— Когда я проедусь по всем округам, я все предложения по городу соберу, и мы потом по мере приоритетности будем рассматривать данные вопросы. Сейчас обещать вам что либо, вот, завтра сделаю дорогу, завтра детсад построю или ДК — я так не могу, — заявил желаевцам городской аким к концу встречи.
Кстати, год назад во время подобной отчетной встречи тогдашний замакима Уральска, а ныне начальник областного управления энергетики и ЖКХ Галым УРЫНГАЛИЕВ пообещал сельчанам, что в течение этого года ГАЗели на городских маршрутах заменят на автобусы, но этого не случилось.
Встретились, поговорили
На следующий день аким Уральска встречался с жителями села Круглоозерное. Некогда казачья станица, в советское время колхоз, а ныне поселок с семитысячным населением находится в нескольких километрах от областного центра вдоль трассы Уральск-Атырау.
Круглоозерное – село не богатое, но и без признаков запустения. С последней городской автобусной остановки ехать до села минут двадцать. Большая часть этого времени уходит на преодоление 3-километрового отрезка «убитой» дороги при въезде в село. Кузов минивэна с журналистами бесперебойно скрипит, стекла дребезжат. Думается, что даже «ходовка» комфортной «Тойоты» акима прочувствовала этот отрезок – настолько он плох.
Актовый зал местной школы на 150 человек был почти полон за 5 минут до встречи.
Салтанат ЕСКЕНДИРОВ, недавно назначенный акимом Круглоозерновского сельского округа (села Круглоозерное и Серебряково) несколько робко сообщил с трибуны, что адресную социальную помощь в округе в прошлом году получила только одна семья и «это показывает, что материальное благосостояние населения улучшилось». С 2014 года трудоустроено 42 сельчанина, на центральных улицах установили шесть камер видеонаблюдения.
Со скотом в сельском округе намного лучше, чем в Желаево — 1200 коров, 1500 МРС, 39 лошадей, 541 свинья.
В целом, судя по докладу местного главы, дела в селе идут хорошо. По сравнению с 2015 годом урожайность увеличилась в 11 раз. Растет рождаемость (на 1000 человек населения 18 человек), разумеется, снизилась в три раза смертность. Материнской смертности вообще нет.
Заканчивая доклад, Ескендиров сообщил, что на прошлогодней встрече от населения поступило семь проблемных вопросов, из которых власти решили только три, «одно на стадии исполнения, еще три в среднесрочном планировании». Это строительство детсада на 140 детей, дома культуры и капитальный ремонт той самой въездной дороги в поселок.
Однако у сельчан накопился к этой встрече еще ряд проблем, которые они поспешили озвучить перед городским руководством. В частности, людей опять-таки волновала работа общественного транспорта.
— Надо увеличить количество маршрутных автобусов. Сейчас их всего два. Каждый день в часы пик они бывают переполнены. Зимой холодно. Часто вижу, как дети от духоты падают в обмороки, — пожаловался пенсионер Кабылтай ДЮСЕНГАЛИЕВ.
Аксакалу вторил Боранбай ИСМАГУЛОВ, житель села Серебряково:
— Автобусы ходят к нам неохотно, потому что дороги у нас очень плохие. Сколько лет уже об этом говорим, но проблема так и не решается. Отвечают только одно – денег нет. За 25 лет это уже по счету пятый аким. Как говорится, каждая метла по-новому метет. Есть пожелание, чтобы аким стабильный был, чтобы проблемы населения знал и решал.
Аким города Турегалиев пытался успокоить возмущенных, призывая к ответу ответственных лиц. В частности, поднял Эльдара ВАГАПОВА, представителя предприятия-перевозчика.
— Это быстро не делается. Нужно менять график движения автобусов. Все дорожает. Это особенность российских ПАЗиков. Они дизельные и сами по себе холодные. Мы работаем в этом направлении, — оправдывался перевозчик.
Что касается ремонта въездной дороги, градоначальник пообещал, что «постарается изыскать средства и в этом году отремонтировать».
— Устраивает такой ответ? – с надеждой поинтересовался Нариман Турегалиев у присутствующих в зале. Но сельчане только вошли во вкус. Поток жалоб продолжился.
Имантай САТИЕВ, животновод:
— Летом негде пасти скот, и негде траву косить. Везде есть хозяева. Есть люди, у которых много гектаров земли, просишь покосить траву, они говорят, что 50% будешь отдавать. Это как так получается? В итоге я 50 голов скота на 10 сотках держу.
— Махамбет? – обратился аким к Махамбету БАТЫРГАЛИЕВУ, руководителю горотдела сельского хозяйства.
— Мы по этой линии работаем, — отвечал тот.
— Давайте, выясните ситуацию, проведите мониторинг, — поручил шеф подчиненному.
Далее аким начал отвечать на вопросы из зала, поступившие в виде писем. Сельчане интересовались, когда в поселке установят банкомат и почему для перерасчета оплаты за газ нужно ехать за 50 км в село Переметное.
Представитель одного из банков на это заявил, что для установки банкомата с поселка нужно как минимум 300 обладателей банковских карт, а газовики сообщили, что таковы правила.
К тому времени народ в зале в конец расшумелся, скептически обсуждая чиновничьи ответы.
— Поступают предложения прекратить прения, — пытался сквозь шум докричаться аким Турегалиев.
Тут же в зале нашелся местный активист, предложивший оценить отчет акима на удовлетворительно, и на этом закруглиться.
И без вас проблем хватает
Отчетная встреча акима поселка Зачаганск, где проживают свыше 46 тысяч людей (16% населения Уральска), Адильбека КАДЫРОВА 20 января в местной школе началась с конфуза.
После доклада акима о «мощной динамике развития поселка за столь короткий период» один из местных спросил акима, почему коммунальные службы плохо ухаживают за молодыми саженцами. Вопрос прозвучал на государственном языке.
— Вопрос понял? – спросил аким города подчиненного, прочитав на его лице замешательство.
— Да, — буркнул тот, и начал было отвечать: «Озеленение поселка ведется по определенному плану…»
— Ответьте на государственном языке, — перебил акима автор вопроса.
— На казахском, — пояснил Турегалиев.
— Ааа, — дошло до Кадырова. Повисла минутная пауза. Кадыров даже тихо рассмеялся от безысходности. Государственным он явно не владел.
— Жаксы (хорошо), тааак…, — попытался было сформулировать мысль аким. Но не смог, и повисла неловкая пауза.
— Хорошо, можете отвечать на русском, — пришел на помощь подчиненному Нариман Турегалиев.
— Я могу и на русском ответить, вопрос мне ваш понятен. То есть, идет посадка деревьев, которые вследствие плохого ухода за ними высыхают, то есть, нет результата положительного как бы, — повторил вопрос сельчанина аким. – При любой посадке есть определенный процент, он предусмотрен, — облегченно выпалил Кадыров.
Стоит немного остановиться на личности Адильбека Кадырова. До назначения акимом села чуть больше месяца назад он руководил предприятием, вывозившим бытовые отходы из города — ТОО «Орал таза сервис», благополучно проданным в конце прошлого года в частные руки. Курмангалий БАЙГАРЖАНОВ, больше десяти лет руководивший Зачаганском, возглавил недавно скандально известный в Уральске приют для бездомных. Поэтому зачаганцы понимали, что с нового акима особо и не спросишь.
И, тем не менее, было немало наивных, кто просил у акимов запустить более вместительные автобусы, построить остановочные комплексы и тротуары, отремонтировать ряд улиц. Жаловались люди и на переполненность детсадов и школ.
Нариман Турегалиев терпеливо всех выслушал, а потом произнес ключевую фразу, которая может служить эпиграфом ко всем предыдущим отчетным встречам.
— В городе есть и более важные проблемы, чем здесь. Из 580 км городских дорог половина в неудовлетворительном состоянии. Поэтому я буду вруном, если пообещаю, что все дороги отремонтируем в Зачаганске. Проанализируем, рассчитаем, обсудим и решим по мере возможности, — снова пообещал градоначальник.
Санат Урналиев, фото автора