В конце сентября начался очередной этап информационно-разъяснительной работы по вопросам внедрения обязательного социального медицинского страхования. Теперь уже среди населения, работников бюджетных организаций и бизнес-структур.
В частности, 28 сентября в Уральске лекции читал завкафедрой Казахского национального университета им. Асфендиярова, доктор медицинских наук, профессор Курал Куракбаев. В целом же, по данным облздрава, в июне-июле со 100-процентным охватом прошли обучение медицинские работники области, и на сегодняшний день подготовлено 408 спикеров, в том числе 15 – представители средств массовой информации.
Хорошо живем
В начале встречи профессор не только перечислил причины неудовлетворительной работы нынешней структуры здравоохранения, но и назвал ряд цифр, которые вызвали у присутствующих оторопь. Например, Казахстан стоит на втором месте по числу суицидов среди стран постсоветского пространства, лидирует Литва. Кроме того, сегодня в среднем на одного жителя РК в системе медобслуживания затрачивается порядка 160 долларов США в год, в то время как в Европе – от 3000 долларов, в США – от 9000 долларов в год. Как говорится, без комментариев.
Будет ли лучше?
Был изучен отечественный опыт внедрения страховой медицины, а также действующая международная практика с привлечением специалистов Всемирного банка и независимых международных экспертов, непосредственно занимающихся вопросами медицинского страхования в странах со схожей системой здравоохранения (порядка 30 стран, включая Германию, Россию, страны Восточной Европы). К примеру, в Чехии 80% затрат на здравоохранение покрывается за счет взносов в обязательное медстархование, во Франции – 75%, в Эстонии – 72%, Германии – 66% и так далее.
На основе тщательного анализа была разработана собственная модель ОСМС, которая отвечает казахстанским реалиям с учетом социально-экономического развития страны. Если мы стремимся попасть в число 50 развитых стран мира, где предоставляются высококачественные медицинские услуги, то реформировать систему здравоохранения, конечно, нужно. И незамедлительно.
Таким образом, в рамках реализации 80 шага Плана нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства и Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы была разработана Дорожная карта по внедрению обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан на 2016-2017 годы.
Не наступить на те же грабли
Любые преобразования, осуществляемые в обществе, имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны. С этой точки зрения нельзя воспринимать опыт создания страховой медицины в РК в 1996-1998 годах только критически, он имеет свои безусловные плюсы. Главным результатом этой реформы является сохранение сети объектов системы здравоохранения и доступности медицинской помощи всему населению страны за счет вовлечения дополнительных средств из экономики.
Кроме того, экономические реалии 90-х годов несравнимы с текущей ситуацией. 20 лет назад многие предприятия испытывали серьезные финансовые трудности, большинство из них находились в состоянии банкротства, экономический кризис стал основной причиной повсеместных неплатежей, в том числе и в Фонд медстрахования. Ситуация с Фондом усугубилась еще и тем, что местные исполнительные органы, призванные обеспечивать стабильные отчисления за экономически неактивное население, также оказались в затруднительном положении.
Сегодня на отечественных предприятиях трудятся более 6,5 млн наемных работников, ежемесячно работодатели отчисляют 53 млрд тенге в Единый накопительный пенсионный фонд и 23 млрд тенге в Фонд социального страхования в пользу своих работников. Стоит отметить, что обязательства по выплате взносов в ФСМС за экономически неактивное население государство берет на себя. Все это в целом создает предпосылки стабильного функционирования внедряемой системы медстрахования.
Однако, из 17 млн граждан РК к числу экономически неактивного населения относятся 10 млн. При этом в расчетах о расходах здравоохранения на 2015-2020 годы, приведенных профессором, есть любопытные цифры. В частности, на 2016 год уровень инфляции заложен 7%, а к 2020 году он и вовсе должен составить 3,5%. Каким образом это будет достигнуто – загадка. И не повторится ли история с ФОМС 90-х годов, раз уж основными причинами его провала послужил экономический кризис? Впрочем, к теме обязательного социального медицинского страхования «Н» еще не раз вернется.
Анна ПАНИЩЕВА