Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

     И снится нам не рокот космодрома   

    С первых лет казахстанской Независимости наши политологи, эксперты подчеркивали: у нас есть космодром «Байконур», крупнейший в мире. Это отличная стартовая площадка для прорыва Казахстана в число ведущих стран. Но дело оказалось гораздо сложнее. Работу космодрома, как и жизнь города Ленинска, переименованного в Байконыр, обеспечивала и обеспечивает Россия. Казахстан так и не взялся за программу работ на космодроме. С другой стороны, Россия хочет осуществлять космическую деятельность со своей территории: с апреля текущего года начал действовать космодром «Восточный». Среди широкой общественности распространилось мнение, будто Россия уходит с «Байконура». Так ли это? Такой уход, если он состоится, благо или беда для Казахстана? 

     «Восточный» — дело тонкое

    По мнению известного эксперта, главного  редактора журнала «Космические исследования и технологии» Нурлана Аселкана, уход России – скорее благо,  чем беда. Как отмечает Аселкан, все официальные лица России заявили о продолжении аренды космодрома в  соответствии  с договоренностями вплоть до 2050 года, обозначена пусковая программа, говорится о желании сотрудничать с Казахстаном. Тем не менее процесс исхода россиян запущен.

    По мнению Аселкана, апрельский дебют космодрома «Восточный» создал ситуацию, при которой самое важное и перспективное в космонавтике нашего северного соседа концентрируется на Дальнем Востоке. Пока, правда, большей частью в намерениях.  Дело в  том, что на «Восточном» построена площадка для «Союза», относящегося к носителям среднего класса. Такая ракета способна запускать полезные грузы массой до 7 тонн, как, например, грузовой корабль «Прогресс». Есть ряд спутников дистанционного зондирования Земли, которые также будут выводиться этой ракетой.

    Однако пилотируемые пуски будут проводиться по-прежнему с «Байконура». Россия с самого начала не собиралась запускать экипажи МКС с «Восточного», так как существует риск при аварийной ситуации уронить их в Тихий океан. Корабль «Союз» может продержаться в воде несколько часов.

    Для пилотируемых полетов разрабатывается новый корабль «Федерация» с посадкой на двигателях, увеличенным экипажем (до 6 человек), многоразовым спускаемым аппаратом. Но сами же российские эксперты признают, что он не сможет конкурировать с трехместным проверенным временем «Союзом»: надежность будет ниже «союзовской», и вывод  нового корабля на орбиту будет сложнее стартов с «Байконура». Запускать «Федерацию» собираются с помощью нового носителя «Ангара», который еще не доработан.

    Обеспечение безопасного вывода с «Восточного» корабля на орбиту невозможен без развернутой системы поиска и спасения на море. К тому же сегодня два запускаемых с «Байконура» «Союза» могут спешно заменить «Федерацию», и это будет в три раза дешевле…  Еще один любопытный факт: с помощью ракеты «Союз-2» вывод серийных спутников на геостационарную орбиту невозможен. Из этого следует, что до завершения  строительства другого стартового комплекса для «Ангары», ввод которой в строй намечен на 2024 год, ничего тяжелее 7 тонн с «Восточного»  не полетит.

    Поэтому мы еще долго будем свидетелями запусков с «Байконура» экипажей с «Гагаринского» старта на носителе «Союз», на одноименном корабле, по безопасной, «королевской», траектории выведения.

    Конец «расслабухе»? 

    Почему же Аселкан считает уход России с «Байконура» благом для Казахстана?

    — Прежде всего, уход РФ создаст ситуацию, когда Казахстан будет вынужден взять на себя ответственность за сохранение и развитие космодрома, от которой он уклонялся все последние годы, — говорит Нурлан Аселкан. – И не только из-за того, что  у нас нет собственной ракетно-космической индустрии, недостаточно ресурсов и прочего. Мы стремились переложить все на наши российских партнеров,  порой доходило до постыдного: ученики средних школ с казахстанским гражданством обеспечивались учебниками и школьным питанием за счет бюджета РФ. Только в последнее время ситуация стала меняться и то больше за счет усилий Кызылординской областной администрации… («Central Asia Monitor», 2016 г., №23).

    Далее эксперт обращает внимание на то, что всего лишь месяц назад были сформированы группы казахстанских специалистов для работы на технических и стартовых комплексах ракеты-носителя «Протон» и задает и вовсе злободневный вопрос: почему в 1994 году, с начала действия Договора аренды «Байконура», руководители  космического ведомства не озаботились участием казахстанского персонала в пусковых работах? У нас сегодня был бы отряд профессионалов на комплексе. Казахстан бездарно упустил время.

    Для развития космодрома в направлении международного космического пускового центра не обязательно иметь собственную масштабную ракетно-космическую отрасль. Нужно иметь цель и последывательно ее реализовывать. Поэтому Казахстану, по мнению Аселкана и некоторых других отечественных аналитиков, придется разрабатывать механизм продолжения работы с Россией на наших условиях,  искать новых партнеров, обеспечить работу космодрома в новых условиях.

    Тогда Казахстан получит работающий космодром с огромным потенциалом. Об этом говорят все эксперты, в том числе и российские. Большое количество стартовых комплексов, их разнесенность, автономность обеспечения создают уникальную возможность для безопасной и комфортной работы различных операторов пусковых услуг, в том числе и российских. «Гагаринский старт» может быть преобразован в собственность ракетно-космической корпорации «Энергия». И другие участники работ на «Байконуре» могут найти комфортный правовой и хозяйственный статус. Что для этого нужно?

    По мнению Аселкана, необходимо быть хозяином на космодроме и работать на его благо. Справится ли с этим казахстанское правительство? Не факт. Но это шанс для Казахстана, возможно, последний, войти в клуб уважаемых стран, которые создают и применяют космические технологии. Отдав космодром в аренду и устранившись от его судьбы, в светлое будущее не въедешь, убежден Нурлан Аселкан.

    Городские страдания

    Предприятия «Роскосмоса» и администрации города Байконыра обеспечивают работой более 30 000 человек из которых 16 000 – граждане Казахстана. Оптимизация структуры космической отрасли России негативно отражается на обеспечении работой жителей города. В 2015 году российские предприятия сократили больше 400 работников с казахстанским гражданством.

    Город нуждается в финансировании для поддержки систем жизнеобеспечения. В последние годы увеличивается дефицит бюджета: в 2013-м он составил 3,8 млн руб., в 2014-м — 50,4 млн руб., в 2015-м — уже 118 млн руб. В связи с отсутствием средств не завершена газификация города, хотя казахстанская сторона в 2015 году выполнила работы  по подведению природного газа к Байконыру.

    Для стабильного его функционирования российской и казахстанской сторонам необходимо обеспечить надежную работу всех объектов жизнеобеспечения, а также развития города путем создания новых жилых, социальных и производственных объектов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций и роста предпринимательства.

    Поддержите «Байконур»!

    Россия не заинтересована в деградации «Байконура», его стабильная работа — еще одна гарантия выполнения космической программы… Сейчас идет смена поколения ракет-носителей, начали летать многоразовые ступени, не нуждающиеся в полях падения. Прямо на космодромах появляются сборочные и производственные комплексы, позволяющие уйти от проблем доставки блоков носителей по железной дороге. Каков будет облик космодрома «Байконур» через 10-15 лет, покажет прогресс этих  технологий.

    Только не надо Казахстану бездарно  упускать время, как это подметил Н. Аселкан. Давно пора прекратить самолюбование и умилительные восторги по поводу наличия у нас такого космодрома. Если рассуждать с точки зрения Габона или Мозамбика, то у нас все хорошо, можно и дальше возить на «Байконур» туристов. Но мы же не Габон… Мы действительно бездарно упустили время и рокот космодрома, не туристический, а рабочий, с казахстанским участием, пора это честно признать, нам уже не снится.

    Пора просыпаться от спячки и воспользоваться уникальной возможностью воспитать на базе «Байконура» своих высококлассных специалистов.

    Что же касается России, то вряд ли она уйдет с «Байконура», будь у нее хоть 10 таких космодромов, как «Восточный». Сегодня Казахстану и России важно продолжать совместно работать на космодроме, поддержать «Байконур» и город в сложных экономических условиях. В этом заинтересованы и другие страны, реализующие космические программы.

                                                                                            Александр СУЕТИН


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл