Как и было обещано в прошлом номере, «Н» публикует подробности прокурорской проверки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, результаты которой неприятно удивили и где-то даже шокировали представителей надзорного органа. Нарушения закона были выявлены и в автошколах, и в деятельности пассажирского транспорта, и в работе дорожных полицейских.
Почему в ЗКО растет количество ДТП и как с этим планируют бороться прокуроры – в материале нашего корреспондента.
В первую очередь прокуроры обращают внимание на печальную тенденцию роста аварийности на дорогах области. Так, по сравнению с 2010-м годом число дорожно-транспортных происшествий в ЗКО выросло вдвое, количество раненых – почти в три раза.
— Более 88% процентов ДТП происходят по вине водителей, из них каждое третье ДТП – по причине превышения скорости, — констатируют в областной прокуратуре.
Автобусами управляют кто попало и как попало
В надзорном органе выделили несколько причин, влияющих на ситуацию с аварийностью и безопасностью дорожного движения.
— Во-первых, в области ежегодно увеличивается автопарк. За последние 10 лет количество автотранспортных средств выросло почти в два раза и на сегодня составляет около 200 тысяч единиц. Кроме того, по сравнению с 2010-м годом транзитный поток через нашу область возрос в четыре раза, — отмечает начальник управления прокуратуры ЗКО Жаннур АХМЕТБЕК.
Свой «вклад» в бардак на дорогах вносят и предприятия-пассажироперевозчики, а точнее, их водители. По данным прокуратуры, только в 2015 году в 26 ДТП с участием общественного транспорта погибло семь человек, еще 59 получили ранения.
— Сейчас в области каждый восьмой водитель имеет право управления автобусом либо микроавтобусом. Анализ показал, что только за последние два года из 4500 водителей, официально занятых перевозкой пассажиров, 843 (18%) привлекались к административной ответственности, из них 53 – дважды, 10 – трижды, трое водителей привлекались к уголовной ответственности. Страшно даже подумать, но проверкой выявлено 4 факта управления автобусами лицами, состоящими на учете в туберкулезном диспансере, 8 лиц состояли на учете в наркологическом диспансере, трое – на психиатрическом учете, — приводит шокирующие примеры Жаннур Ахметбек. — Привычной картиной стала конкуренция между водителями автобусов за пассажиров, когда в погоне за прибылью они устраивают гонки, нарушая при этом ПДД. Как показала проверка, фактически посадка и высадка пассажиров межрайонными перевозчиками осуществляется лишь на одном автовокзале Уральска и автостанции Бурлинского района. Автостанция Таскалинского района фактически не функционирует, в остальных районах области посадка и высадка осуществляется со стихийных стоянок, что также является недоработкой местных исполнительных органов.
Также в деятельности перевозчиков выявлены такие нарушения, как осуществление пассажироперевозок без соответствующего свидетельства и разрешения, без страхования гражданско-правовой ответственности, использование транспортных средств, не отвечающих техническим требованиям, несоответствие водителей квалификационным требованиям, непроведение предрейсового медицинского осмотра и другие. Повсеместно установлены факты поверхностного проведения предрейсового технического осмотра, при этом, несмотря на имеющиеся технические неисправности, перевозчики допускают эксплуатацию таких автобусов на городских маршрутах.
Автошколы: ни инвентаря, ни совести
Досталось «на орехи» и автошколам. По информации прокуратуры, только за последние два года 186 (!) работников автошкол привлекались к административной ответственности за нарушение ПДД, в том числе неоднократно, а двое и вовсе лишены водительских прав.
— Практически во всех автошколах, охваченных проверкой, установлены многочисленные нарушения законности, свидетельствующие о некачественном обучении и подготовке водителей. В частности, в Рубежинском, Теректинском и Уральском политехническом колледжах отсутствовал необходимый минимальный перечень учебного оборудования и автодромы для занятий по практическому вождению. Кроме того, в автошколах «Самат» и «Дина» при обучении по категории Д, предназначенной для вождения автобусов, отсутствует транспорт данной категории. Несмотря на это, только в 2015 году автошколой «Самат» выдано 9 свидетельств категории Д-1, автошколой «Дина» — 50. К тому же о каком качестве подготовки можно говорить, если сами преподаватели автошкол либо не знают ПДД, либо злостно их нарушают? – подчеркивает представитель прокуратуры. — Также в ходе проверки нами в трех автошколах выявлены вопиющие факты выдачи свидетельств лицам, не посещавшим занятия. Так, было установлено, что одна из студенток автошколы «Самат» получила свидетельство о прохождении обучения, хотя в указанное время обучения работала в Жангалинском отделе образования и никуда из района не выезжала. Всего выявлено пять таких фактов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 385 УК РК «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов». Следует отметить, что ДВД ЗКО самостоятельно не поднимает проблемы некачественного и формального обучения в автошколах, необоснованно ссылаясь на ограниченность контрольных функций. Возникает закономерный вопрос: как при таком плачевном состоянии учебного процесса выпускникам удается успешно пройти экзамены и получить водительские удостоверения?
Бесконтрольные «Шараны»
Особого внимания заслуживает ситуация с нелегальными пассажироперевозками. В надзорном органе признают, что она требует незамедлительного вмешательства заинтересованных органов.
— Так называемые «Шараны» превратились в своего рода национального перевозчика, — с иронией констатирует Жаннур Ахметбек. — Буквально в ходе нескольких совместных с полицией рейдов было выявлено 185 фактов нелегальных перевозок пассажиров. И это только за несколько дней! Каждый третий остановленный в ходе рейдов автобус и микроавтобус не отвечал предъявляемым требованиям. Разрешительных документов нет, предрейсовый медицинский контроль и техосмотр транспорта не проводится, режим труда и отдыха водителей не обеспечивается, налоги, естественно, они не платят. Реальное же количество нелегальных перевозчиков не знает никто. Одной из причин такой ситуации является отсутствие в области специальных мест, предназначенных для дислокации такси. На территории Уральска имеется 8 стихийных мест отправки пассажиров такси на междугороднее и межрайонное сообщение. А ведь бесконтрольность нелегальных перевозчиков порой приводит к трагическим последствиям. Взять хотя бы случай, произошедший в январе текущего года на трассе Уральск-Аксай, а именно ДТП, допущенное водителем «Шарана» и унесшее жизни 6 человек, в том числе одного ребенка.
Свою долю критики за сложившуюся обстановку на дорогах области получили как полицейские, так и другие уполномоченные органы.
— Деятельность ДВД больше направлена на борьбу с последствиями, нежели с причинами роста аварийности. Итоги проверок показали ненадлежащее планирование работы, непринятие мер по нарушениям дорожной инфраструктуры, несоблюдение принципа неотвратимости наказания. Глубокий анализ ситуации с аварийностью на дорогах полицейскими не проводится, не выявляются проблемные вопросы с выработкой мер по их решению, — резюмирует начальник управления прокуратуры ЗКО. — Ряд ДТП также происходит по причине неудовлетворительных дорожных условий, в частности, на трассах республиканского значения данное положение складывается ввиду несвоевременной уборки снега филиалом РГП «Казахавтодор».
Таксистам – спецстоянки, перевозчикам — экспертов
Чтобы улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения, прокуроры предложили ряд мер.
— Во-первых, необходимо ужесточить требования к организации учебного процесса в автошколах, — считают в надзорном органе. – Во-вторых, мы предлагаем определить специальные места для такси, бесполезно просто ловить и наказывать нелегальных перевозчиков, надо создавать условия, чтобы люди и сами водители-пираты переходили на легальные перевозки, а пока для борьбы с ними было бы полезным подключить органы государственных доходов, чтобы обязать нелегалов платить налоги. Наконец, к работе по улучшению ситуации с пассажироперевозками предлагается привлечь экспертные организации, специализирующиеся в данной сфере. Так, многие перевозчики жалуются на дублирование отдельных маршрутов, из-за этого водителям приходится в борьбе за пассажиров устраивать гонки, пусть эксперты разъяснят, как нужно грамотно составить график и схему внутригородских маршрутов и как можно в целом наладить ситуацию с пассажироперевозками.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО
Врезка:
По данным прокуратуры ЗКО, в ЗКО насчитывается 16 частных автошкол и 21 колледж, где ведется обучение водителей.