На днях президент РК Нурсултан Назарбаев упрекнул некоторых министров в том, что они «бегают» от журналистов и порой не могут ответить на элементарные вопросы СМИ. Впрочем, такое же поведение характерно не только для высокопоставленных столичных чиновников, но и для западноказахстанских госслужащих. Причем внятно ответить на поставленные вопросы прессы местные чиновники порой не в состоянии не только устно, но и, как показывает практика, письменно.
О том, как своеобразно госорганы отвечают на журналистские запросы, и пойдет речь в этом материале.
Местная пишущая братия не даст соврать: любят наши государевы мужи «канючить» у журналистов официальные запросы. То ли они элементарно не владеют информацией, то ли боятся сболтнуть лишнего, то ли не могут связать двух слов в телефонном разговоре. Скорее всего, происходит это из-за всего вышеперечисленного. Журналисты, разочарованно вздохнув, конечно, отправляют запросы в госорганы (а куда деваться?), однако и здесь их нередко поджидают сюрпризы. Во-первых, бывает так, что ответы на вопросы у иных госструктур по объему получаются меньше, чем сами вопросы. Говоря другим словами, чиновники отбрыкиваются от назойливых СМИ простыми бессмысленными отписками. Во-вторых, бывает так, что госорган ссылается на то, что некомпетентен отвечать на те или иные вопросы. Хотя согласно закону «О СМИ», в таком случае данный госорган обязан в срок не позднее пяти дней направить журналистский запрос в соответствующий орган с сообщением об этом средству массовой информации. На практике этот пункт соблюдается крайне редко. А уж нарушение сроков предоставления информации – это вообще на каждом шагу, наверняка у большинства журналистов таких фактов – воз и маленькая тележка.
Вот лишь несколько наглядных образцов ответов государственных органов на запросы нашей газеты.
Кто во что горазд
Так, в одном из предыдущих номеров «Н» был опубликован материал об итогах прокурорской проверки соблюдения законодательства по правам инвалидов (см. «Н» от 27.04.16, «Пока прокурор «не клюнет»). Напомним, надзорный орган «накопал» массу нарушений прав людей с ограниченными возможностями: некачественное оказание социальных услуг, неполное обеспечение инвалидов вспомогательными средствами, начиная инвалидными колясками и заканчивая подгузниками, нарушения в проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) и т.д. Дабы соблюсти принцип объективности, «Н» поинтересовалась мнением об указанных недостатках у самих «виновников торжества» в лице областного управления здравоохранения, департамента труда, социальной защиты и миграции, а также управления координации занятости и социальных программ.
В частности, у облздрава мы поинтересовались, почему их сотрудники не в полной мере выполняют работу по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов (по данным прокуратуры, за поликлиникой №1 Уральска закреплены 800 инвалидов, а ИПР разработана только для 220, похожая ситуация наблюдается и в поликлинике №3). Также мы спросили у руководства облздрава, согласны ли они с теми нарушениями, которые выявила прокуратура в их деятельности.
Ответ управления здравоохранения за подписью заместителя его руководителя Маншук Аймурзиевой оказался весьма витиеватым и породил еще больше вопросов.
В частности, насчет «косяков» по разработке индивидуальных программ развития облздрав подробно расписал, какими приказами регламентируется разработка ИПР, что она в себя включает, кто ее проводит и так далее, хотя мы спрашивали о другом. А по поводу согласия с выявленными нарушениями сотрудники управления заявили, что с результатами проверки не ознакомлены, «проводится работа с отделами медико-социальной экспертизы по передаче материалов проверки для принятия мер». В общем, отделались банальной отпиской.
Ответ управления координации занятости и социальных программ оказался куда более ясным и развернутым. Так, на вопрос «В связи с чем до сих пор не проведена полная инвентаризация (паспортизация) общественных зданий, посещаемых инвалидами, на предмет соблюдения доступной среды для инвалидов?» специалисты ведомства ответили так:
«В области на 2012-2015 годы паспортизировано 634 объекта. Из них требуют адаптации для инвалидов 558 объектов, на сегодняшний день адаптировано 146. В местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, установлено 445 дорожных знаков. По информации районных и городского отделов занятости и социальных программ в 2016 году планируется паспортизировать 174 и адаптировать 80 объектов». Здесь же сотрудники управления отчитались о том, как работает так называемое инватакси и сколько средств было выделено из местного бюджета на эти цели.
То есть собесовцы, как и медики, написали много букв и цифр, не ответив толком на суть вопроса.
Еще один вопрос касался хранения в медико-социальном учреждении (МСУ) для престарелых и инвалидов Зеленовского района препаратов с истекшим сроком годности, а также нарушений противопожарных и санитарных норм в Круглоозерновском и Уральском МСУ для инвалидов. По этим фактам управление отметило, что за нарушение правил хранения лекарств ответственный фельдшер был привлечен к дисциплинарной ответственности, а за противопожарные и санитарные недостатки виновные лица оштрафованы.
У департамента труда мы спросили, как в списках инвалидов, составляемых их специалистами, оказались умершие люди, а также выехавшие за пределы РК. Госорган сослался на то, что эти данные формируются автоматически в информационной системе. Также «Н» попыталась выяснить, почему, как отмечают в прокуратуре, специалистами отдела МСЭ решения об установлении инвалидности выносились без проведения оценки состояния организма и степени ограничения жизнедеятельности. В ответ сотрудники управления, наоборот, заявили, что «отделы МСЭ выносят свое заключение исходя из комплексной оценки состояния организма и степени ограничения жизнедеятельности». В общем, как мы поняли, в управлении не согласны с претензиями прокуроров.
А о главном — ни слова
Еще один показательный образец ответа на журналистский запрос «Н» получила из департамента внутренних дел ЗКО. У полицейских мы решили узнать, проводили ли они проверки на предмет соблюдения на объектах массового скопления людей требований антитеррористической защищенности. Как сообщалось ранее, с 1 января 2016 года полицейские должны были приступить к таким проверкам, чтобы обеспечить защиту от возможных актов терроризма на уязвимых в этом отношении объектах.
«Какие нарушения и на каких конкретно объектах были выявлены в ходе проверок за первый квартал 2016 года? В чем они заключаются и по чьей вине были допущены?» — поинтересовалась «Н» у полицейских.
В ответе за подписью заместителя начальника ДВД ЗКО Б. Рахметова, который, кстати, редакция получила спустя чуть ли не три недели после регистрации запроса, наши вопросы о проверках были полностью проигнорированы. Сотрудники ДВД довольствовались перечислением объектов, которые должны иметь антитеррористическую защиту, и суммой штрафов за невыполнение этого требования. Эти вопросы мы, конечно, тоже задавали, но главной целью было узнать, проверяет ли полиция защищенность торговых центров и прочих мест массового скопления людей. Вопрос, согласитесь, не праздный и касается практически каждого жителя региона. Однако ответа мы не дождались. То ли местная полиция таких проверок еще не проводила, то ли не захотела делиться их результатами, то ли просто «проморгала» наш вопрос – в общем, почему запрашиваемые нами сведения оказались недоступными, в ДВД не удосужились объяснить.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО
Цитата в тему:
— Мы говорим, что стремимся к 30 развитым государствам мира. У этих стран есть еще один, самый главный стандарт – ежедневная открытость правительства и всех его членов для общества. Там министры всегда оперативно комментируют все вопросы, которые возникают. А у нас что? Информационная работа состоит не только в том, чтобы выйти к журналистам на брифинг и прочитать по бумажке. Наши министры даже на брифингах бегают от журналистов, не отвечают на элементарные вопросы. Политик должен говорить с людьми, разъяснять свою позицию, завоевывать доверие общества. Нужно встречаться с народом, прежде всего, с теми, кому предстоит пользоваться новыми законами.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ