Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-8.6 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Я б в рабочие пошел, пусть меня научат

    По словам специалистов, в средних школах Казахстана давно назрела необходимость наладить грамотную профориентационную работу, чтобы к выпускному классу дети уже четко знали, кем они хотят стать. В настоящее же время эта работа ведется еще не на должном уровне и зачастую бессистемно, хотя в школах и уверяют, что активно трудятся над решением этого вопроса.Каким образом можно и нужно готовить старшеклассников к выбору будущей профессии и с какими проблемами сейчас сталкиваются школы при осуществлении профориентационной работы? На эти вопросы «Н» попросила ответить местных экспертов.

    Айгуль АБУЛКАИРОВА, начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей ЗКО:

    1607
    — Профориентация школьников – одна из самых актуальных тем в настоящее время, в том числе и потому, что в стране нет системы профориентационной работы, нет продуманной кадровой политики, основанной на школьной профориентации, нет методик и учебных пособий, преподавателей, определенной системы, правил организации этой работы. В итоге в Казахстане наблюдается перекос: 70% вакансий – это рабочие и технические специальности, а желающих на эти вакансии в разы меньше. Существует огромный дисбаланс между необходимыми стране кадрами и теми, кого в массовом порядке выпускают наши вузы. На промышленных предприятиях, как старых, так и новых, нехватка рабочих рук. Если говорить по нашему региону, то в ЗКО не хватает операторов ЧПУ, токарей, сварщиков, монтажников, строителей и, как это ни прискорбно говорить, врачей и учителей. Это особенно востребованные специальности.
    На сегодняшний день у нас нет психологов-профориентаторов, которые могли бы проводить психологическую диагностику, мы не можем проконсультировать грамотно наших детей и довести до них информацию. В наших вузах не готовят специалистов профориентационной деятельности, этим вынуждены заниматься заместители директоров школ по воспитательной работе. Сегодня мы видим, что школа, единолично решая задачу по профориентации молодежи, сталкивается с такими проблемами, как отсутствие сведений о востребованных специальностях на рынке труда, нехватка информации о современных профессиях, отсутствие специальной подготовки школьных психологов к проведению профориентационной работы.
    Вообще профориентацию следует вести еще с дошкольного возраста, а затем продолжать и усовершенствовать эту работу уже в школе исходя из возрастных особенностей детей. В итоге в старших классах ученики уже будут готовы осознанно выбирать свою будущую профессию. Свою роль в этой работе должны играть и родители, а на деле получается, что они прибегают к нам, когда их ребенок учится в 9-м классе, с вытаращенными глазами и вопросом: «Куда дальше пойти учиться моему ребенку?» Опять же родители советуют своим детям выбирать работу исходя из собственного опыта, воспитания, рода деятельности, друзья советуют другое, в итоге старшеклассник оказывается в некоем вакууме, ему очень сложно определиться.
    Нами, в свою очередь, с целью профориентационной работы проводятся экскурсии школьников на местные предприятия, к примеру, такие, как «КазАрмаПром», «Зенит», «УМЗ», «Стекло-Сервис», «Родник» и т.д. Правда, здесь иногда возникают проблемы: не все предприятия в силу специфики и безопасности своей деятельности соглашаются пускать на свою территорию детей, но мы пытаемся наладить эту работу, чтобы показать ребятам настоящий рабочий процесс на производстве.

    Светлана ТЕМИРГАЛИЕВА, руководитель отдела развития дошкольного и общего среднего образования управления образования ЗКО:

    1606
    — В школах области по субботам каждую вторую и четвертую неделю каждого месяца проводятся дни профориентации. Это утверждено приказом министра образования, который вступил в силу в марте текущего года. На сегодня в 30 школах действуют кабинеты профориентации, в них проводится разъяснительная работа с родителями, выпускниками, старшеклассниками. Здесь имеются путеводители по всем колледжам нашей области с информацией, какие специальности в них представлены и т.д. Стало традицией, что в школы приезжают представители вузов с профориентационной работой: ЗКГУ, ЗКАТУ, вузы Алматы, Астаны, Актобе, Саратова, Самары, Казани. Правда, иногда возникают проблемы в том плане, что каждый вуз приезжает в разное время, и приходится отвлекать старшеклассников от занятий.

    Марат ИРЖАНОВ, консультант Службы профориентационной работы Назарбаев Интеллектуальной школы:

    1604
    — Профориентационная работа у нас в НИШ ведется по 4-м направлениям: работа с учениками, работа с родителями, работа совместно с психологической службой и через дополнительное образование. К примеру, при работе с учениками используется такой метод, как индивидуальные беседы директора школы со старшеклассниками. Также у нас действует такая форма работы, как встречи с состоявшимися предпринимателями и другими успешными людьми, добившимися значительных результатов в своей деятельности. Что касается родителей, то мы практикуем такой метод профориентации, как посещение учениками предприятий, на котором работают их мамы или папы. Дети воочию видят, чем занимаются их родители, это также помогает им сделать выбор своей будущей профессии. Наконец, определить, к какому виду деятельности тяготеет тот или иной ученик, можно с помощью дополнительного образования. Так, в нашей школе функционируют несколько кружков по разным направлениям. И если, к примеру, учащемуся неинтересно изучать экспериментальную физику, то у него вполне может появиться интерес к занятиям по экологическим темам или освоению авиамоделирования.

    Светлана АУКАТОВА, заместитель директора СОШ №17 по учебно-воспитательной работе:

    1605
    — Мы на постоянной основе занимаемся профориентацией своих учеников. К примеру, наши психологи проводят анкетирование по выявлению склонностей учащихся к определенному роду деятельности, на основании результатов психологи проводят встречи с родителями, плановые родительские собрания. Кроме того, к нам часто приходят представители местных вузов с презентациями, мы, в свою очередь, организуем экскурсии по колледжам и предприятиям. Лично наши старшеклассники в этом году побывали на Уральском механическом заводе, где ребятам из 9-х классов показали цеха, станки, в общем, настоящий рабочий процесс. Нужно сказать, что глаза у детей горели, они задавали вопросы, интересовались теми или иными нюансами производства. Еще мы водили учеников на предприятие «Экспо», занимающееся изготовлением сувенирной продукции, изделий из дерева, ознакомили с технологией изготовления продукции. В дальнейшем также планируем посещать предприятия, в этом плане помощь Палаты предпринимателей в организации подобных экскурсий просто неоценима.
    Галым ЖАЙЫКОВ, независимый эксперт:

    Галым 3
    — В советское время профориентация была поставлена на системную основу, причем среди молодежи культивировалась значимость человека труда, рабочих специальностей. Те же строители, врачи и учителя считались почетными и престижными профессиями, а сейчас в моде юристы, экономисты и т.д. Кроме того, профтехлицеи, колледжи и вузы в настоящее время не планируют подготовку специалистов для нужд рынка труда.
    В свою очередь, студенты учебных заведений делают выбор своей будущей специальности по случайным факторам (возможность получения гранта, под влиянием близких людей, престижности профессии в зарплатном выражении, возможности получения любого диплома – для дальнейшего трудоустройства). О принципе востребованности профессии для удовлетворения нужд экономики региона вообще нет речи. Кстати, в государственной программе развития  образования Республики Казахстан до 2020 г. конкретно указано, что система профориентационной работы в образовании утрачена. В 1990-е годы не было возможности заниматься решением профориентационных проблем в экономическом, социальном, идеологическом плане. И это привело к тому, что личностная проблема выбора профессии стала приобретать не только социальный характер, а постепенно имеют тенденцию перерасти в национальную проблему.
    Здесь же следует отметить слабое внимание к школьной профориентационной работе различных социальных институтов (кадровых служб фирм и организаций, работников многих ВУЗов и колледжей, медицинских и правоохранительных учреждений и т.п.). Между тем именно системная работа, с вовлечением в нее всего общества (в лице разных социальных институтов) может вывести профориентацию на качественно новый уровень развития.

    Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
    фото Георгия СЕМЕНОВА


     
    Предыдущая статьяМебель за чужой счет
    Следующая статьяНакопил на пенсию? Спи спокойно!
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Уральске не будет церемонии зажжения ёлки

    В этом году в Уральске, как и в других...

    1900 км электрических сетей было отремонтировано в ЗКО в этом году

    Однако это позволило сократить количество изношенных линий лишь на...

    Рекомендуем

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    7,2 млрд тенге на три года просит ТОО «Зап-Каз РЭК» для уменьшения износа сетей в Уральске

    Такая цифра была озвучена руководством Городских электрических сетей на...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл