Ежегодно 11 апреля отмечается международный День освобождения узников фашистских концлагерей. Он учрежден по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнавшие о приближении Красной Армии. В начале 90-х в Казахстане начала действовать ассоциация бывших узников фашистских концлагерей. В 2000 году такое объединение организовали и в Уральске. С бывшими малолетними узниками, подшефными Группы компаний «Конденсат», мы встретились в Доме дружбы.
Напомним, что ГКК постоянно поздравляет их с праздниками, устраивает чаепития, посещает на дому, оказывает материальную помощь. В минувший понедельник бывшие узники Иван Дунько, Вера Ворфоломеева, Виолетта Бредихина и Александр Кутковский побывали в музее Группы компаний «Конденсат». Руководитель департамента по кадровым и юридическим вопросам АО «Конденсат» Ирина Лукина от имени руководства консорциума поздравила бывших узников со знаменательной датой, пожелала здоровья и благополучия. Им были вручены цветы, поздравительные открытки, календари и материальная помощь. Подшефные искренне поблагодарили конденсатовцев за внимание и поддержку.
О пережитом бывшими узниками в лагерях журналисты рассказывали подробно. На встрече в Доме дружбы речь зашла о нынешних бурных, кризисных временах, исторической памяти, войне и мире и, конечно, наших детях и внуках – разговор, как говорится, за жизнь. А почему бы и нет?! Ведь наши собеседники очень обеспокоены недавними событиями в мире. Например, участившимися маршами ветеранов СС и выступлениями неонацистов в Прибалтике и некоторых других регионах планеты.
Находятся люди, в том числе среди молодежи, кто их поддерживает и даже сочувствует, как будто речь идет о великих гуманистах и борцах за свободу. Может, действительно происходит подмена понятий и молодежь не знает, чем на самом деле занимались эти «гуманисты»? По мнению Веры Ворфоломеевой, надо больше и лучше рассказывать нашим гражданам, прежде всего школьникам и студентам, об ужасах фашизма.
— Мы, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, рано замолчали, — продолжает Ворфоломеева. – Что я имею в виду? Вот моя мама часто мне говорила: «Не вспоминай, не рассказывай ничего о лагерных ужасах!..» Да, такие воспоминания бередят душу, не дают уснуть. Но вот мне встречается мальчишка, который ничего не знает о фашистских застенках, не знает кто такой Карбышев, как он погиб. Надо превозмочь себя, больше рассказывать молодежи правду о концлагерях, открыть им глаза на все эти марши и акции неонацистов!
В связи с этим Иван Архипович Дунько, Александр Владимирович Кутковский и Виолетта Михайловна Бредихина напомнили о прошедших несколько лет назад встречах бывших узников с учащимися 24-й и некоторых других школ Уральска. Спрашиваю, как они реагировали на рассказы гостей о своем пребывании в концентрационных лагерях. Ответ моих собеседников был единодушен: с огромным интересом и вниманием! Дети были потрясены, что видят живых, а не «киношных», не «книжных» узников, активно задавали им вопросы. Общение получилось. Больше того, в одной школе ее учащиеся подготовили и исполнили целую композицию с использованием слайдов, музыкальных фрагментов и, конечно же, исторических документов – так подробно рассказали о концлагерях в годы Второй мировой войны, что, как заметила Вера Ворфоломеева, она была приятно удивлена такому ответственному и объективному освещению темы.
Бывшие узники стали вспоминать разные эпизоды из встреч со школьниками и вдруг обронили фразу: «Надо было бы и дальше так продолжать…» Почему «надо было бы»? Что, собственно, случилось? Оказывается, теперь школы очень редко приглашают бывших узников на встречи с учащимися. А зря. Ведь воспитательный эффект от таких мероприятий воистину бесценен.
Узнавая о зверствах оккупантов, как говорится, из первых рук, и в тоже время видя перед собой людей, переживших этот ужас во многом благодаря своей невероятной стойкости, cиле духа учащиеся учатся ценить жизнь, мир, свободу, любовь к ближнему и другие добродетели – вот что важно! Такой подход к воспитанию резко диссонирует с потоком жестокости и садизма, который льется на еще не окрепшие детские души с кино- и телеэкранов. В виртуальном мире компьютерных игр современный подросток может многократно и безнаказанно убивать, причем с особой жестокостью.
Противостоять такой бездуховности сегодня очень непросто: мало снимается содержательных, добрых детских фильмов, дети, молодежь практически не читают книг, зато Интернет и компьютерные игры доступны – пожалуйста, черпай оттуда всякую дрянь… А тут такая возможность: живые участники событий – бывшие узники — могут в прямом смысле слова лечить детские души. Но эта возможность используется все реже.
Мои собеседники отметили, что с огромным уважением относятся к участникам Великой Отечественной войны, которых школы охотно приглашали на встречи. Пусть и о бывших узниках не забывают: они тоже могут внести весомый вклад в воспитание достойных граждан своей страны.
В далекую весну 1945-го, когда узников концлагерей освобождали советские и американские войска, никому из прошедших лагеря смерти и в голову не могло прийти что может случиться Третья мировая война: ведь такую людскую мясорубку пережили, фашизм побежден – с какой стати должен повториться весь этот ужас?! Однако вопрос о Третьей мировой войне сегодня вовсе не праздный: участились локальные войны и конфликты, в том числе в некоторых бывших союзных республиках, усилилась опасность международного терроризма. Что ни день – появляются новые политические головоломки.
Как, например, относиться к заключенным тюрьмы на американской военной базе Гуантанамо? Барак Обама еще в 2009 году обещал их освободить, но и сегодня там содержаться сотни заключенных, многим из которых так и не предъявлено официальное обвинение…
— Любой концлагерь, тюрьма – это страшно, — говорит Виолетта Бредихина. – Знаю, что к узникам Гуантанамо применяются пытки. Однозначно, таким тюрьмам с ужасающими условиями не место на Земле.
Вера Ворфоломеева рассказала о том, как в 2013 году побывала у родственников на своей родине – в Харьковской области на Украине и стала свидетельницей очень показательных событий:
— Моей племяннице, заведующей местным домом культуры, однажды сказали: «Людмила Викторовна, завтра выходите за переезд, там будут стоять автобусы на Киев. Кто поедет на Майдан, получит по 200 гривен» (примерно 5000 тенге по тогдашнему курсу). И люди ехали, в основном безработные… Так начинался Майдан,- вспоминает Вера Петровна.
Болью в ее сердце отозвалось то, что происходит сегодня на Украине. Так же думает и Антон Михайлович Билоцкий, который в сегодняшней обстановке в этой когда-то богатой союзной республике не имеет возможности побывать в Житомирской области – своей Родине. А ведь бывшие узники отлично помнят труднейшие годы восстановления разрушенного войной хозяйства. Весомый вклад в это внесли женщины и подростки среди которых были и они, бывшие узники. И все это, выходит, зря?!
Но это, наверное, слишком уж категоричная оценка: зря ничего не делается. Бывают ошибки, даже движение назад, но надо учиться на трагических уроках истории, чтобы не повторять их впредь. Поэтому мои собеседники поддерживают усилия Казахстана, России, Белоруссии, всех здравомыслящих сил по подержанию мира на планете.
— Историки и сегодня спорят о том, сколько людей погибло в Освенциме: одни говорят, что один миллион, другие, что пять. Одно знаю: оттуда не вернулись более половины односельчан, — говорит Иван Дунько. – Надо доводить до молодежи правду о войне, больше издавать документальных исследований… О какой исторической памяти может идти речь, если молодежь будет воспитываться на чуждых ценностях и оборвется связь поколений?! Поверьте, это страшно…
Известный сатирик Михаил Задорнов относится к маршам бывших эсэсовцев иронично: мол, это выжившие из ума старики. Но можно ли иронично относиться к неонацизму? Как тут не вспомнить фразу одного известного киногероя из популярного телесериала «Семнадцать мгновений весны»: «Если когда-нибудь после войны кто-то воскликнет «Хайль!», так и знайте: там нас ждут, оттуда мы начнем свое великое возрождение!» Допустить этого никак нельзя, отметили бывшие узники. Поэтому как никогда актуален сегодня призыв чешского писателя-антифашиста, узника пражской тюрьмы, автора бессмертного «Репортажа с петлей на шее» Юлиуса Фучика: «Люди, берегите мир. Люди, будьте бдительны!»
Иван Дунько. Родился в 1935 г. в деревне Житковичи Пинской области в Белоруссии. Узник Освенцима и еще двух лагерей. Участник освоения целины в Бурлинском районе. Председатель областного объединения бывших узников фашистских концлагерей, член совета старейшин Ассамблеи народа Казахстана ЗКО.
Вера Ворфоломеева. Родилась в 1936 г. в Харьковской области Украинской ССР. Узница Майданнека, Освенцима, Бухенвальда. Участница освоения целины, работала на племзаводе «Анкатинский».
Антон Билоцкий. Родился в 1935 г. в селе Струцовка Житомирской области Украинской ССР. Узник концлагеря Оберхаузен. Работал в СМУ «Казсвязьстрой» и водителем в автоколонне 2555.
Виолетта Бредихина. Родилась в 1940 г. в Полоцке Витебской области Белорусской ССР. Узница лагеря смерти в Лотарингии. Ее разыскали через международный Красный Крест дедушка и бабушка, проживавшие в Уральске. Закончила естгеофак Уральского пединститута, 37 лет работала учителем в 10-й школе.
Александр Кутковский. Родился в 1935 г. в Новороссийске. Узник концлагеря около немецкого города Детмольда. Работал на руководящих должностях на предприятиях Уральска, в том числе заместителем директора треста «Уральскнефтегазгеология».
Александр СУЕТИН, фото Георгия СЕМЕНОВА