Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-9 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Каменская средняя

    В повседневных делах и заботах как-то не замечается стремительный бег времени и лишь юбилеи заставляют на какой-то миг остановиться, задуматься и оглянуться назад… В этом году исполняется 50 лет с того дня, как для нас, выпускников Каменской средней школы Первомайского района Оренбургской области прозвучал последний школьный звонок. Почему мы заговорили о школе в соседней области, даже более – в соседнем государстве? Да потому что в основном ее выпускники связали свою судьбу с Приуральем.

    Сельские общеобразовательные школы всегда отличались и отличаются от городских, а уж школы 50-х годов — тем более. В посёлках в 50-е годы прошлого столетия  школы в основном были начальные. Вот и в нашем родном п. Каменное была 4-х летка, располагалась она в саманном здании, классное помещение было одно на все четыре класса. Учительница Раиса Ивановна тоже была одна и вела урок сразу для всех. А ещё на уроках не возбранялось присутствие и сестрёнок-братишек дошкольного возраста (родители на работе, оставить не с кем), лишь бы не шумели. Старшеклассники учились в районной 10-летке в с. Тёплое и жили в интернате, так как автобусного сообщения не было, да и самих автобусов тоже.

    Вскоре по решению партии и правительства тогдашний руководитель страны Н. С. Хрущёв объявил об освоении целинных и залежных земель и народу в нашем посёлке заметно прибавилось. Переселенцы приезжали в основном из Татарии и Мордовии и, как правило, многодетные, а потому возникла острая необходимость в новой школе.

    Из щитовых заготовок силами местных мужиков во внерабочее время, разумеется, без оплаты, и было построено двухэтажное здание, в котором разместились классные комнаты, кабинеты химии, физики, учительская, мастерские для трудового обучения и святая святых любой школы — Пионерская комната.

    В посёлке появилась сельская интеллигенция в лице учителей старших классов. Педагоги были и из Уральска, и из Оренбурга, и из Первомайска, а наш классный руководитель Семашкова Анна Фёдоровна — из переселенцев-целинников.

    И, конечно, главным событием был приезд в Каменное семейной пары педагогов — директора школы Чиндяева Николая Тимофеевича, он же учитель математики, физики и химии, и его жены Марии Ивановны, учителя русского языка и литературы. Было им чуть за тридцать. Он высокий, статный, в коричневом костюме с институтским значком на лацкане, она невысокая, красивая, голубоглазая, с мягкими, русыми вьющимися волосами, в строгом костюме и тоже со значком. Детей у них было двое – мальчик Вова и девочка Люда, оба дошкольного возраста.

    Чиндяевы жителям п. Каменного пришлись, как говорится, ко двору. Николай Тимофеевич покорял своей неуёмной энергией в организации учебного процесса, «выбиванием» в райОНО учебных и наглядных пособий, спортинвентаря, дров, угля, а ещё нужно огородить штакетником школьный двор от скота, посадить сад и поливать его как-то надо… И все эти заботы на плечах директора школы. Разумеется, педагогический коллектив был ему опорой и сельчане помогали, чем могли, а уж привлечь школьников к благоустройству школьного двора или заготовке дров на зиму для него было одно удовольствие.

    У Марии Ивановны в несколько иной сфере проявлялся талант по внеклассной работе со школьниками. Съездить школьникам из сельской глубинки в г. Куйбышев на экскурсию, это как сейчас побывать в Бразилии – и далеко, и экзотики через край! Представьте, что на тот момент, мы, семиклассники, впервые увидели чёрно-белый телевизор лишь во время этой поездки… Впечатлений хватило на год, а воспоминаний — на всю жизнь!

    А ещё Мария Ивановна организовала для нас встречу со своим младшим братом Николаем, который в марте 1965 года, работая лесничим в Пермском крае, первым нашёл приземлившихся во внештатном режиме (165км в сторону от плановой точки посадки по дикой тайге) космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова

    О каждом учителе даже по прошествии полувека у нас остались самые светлые воспоминания и каждый из них оставил хотя бы капельку тепла в наших детских сердцах. Кравец Александра Петровна вела историю и обществоведение, Семашкова А.Ф. была биологом, но со сложными задачами по математике, физике, химии мы шли за помощью к ней домой и безотказно её получали. Криницкая Татьяна Ивановна преподавала немецкий, Елена Петровна Бояркина учила нас рисованию и азам изобразительного искусства.

    Главный же результат работы педагогического коллектива в том, что в Первомайском райОНО поверили в возможности наших учителей и на базе неполной средней была открыта Каменская средняя школа с 10-классным обучением. Из 12-ти учеников нашего выпускного класса девять получили впоследствии высшее образование. Процент, достойный городских школ!

    Вспоминая своих одноклассников, я бы, пожалуй, особо выделил троих: Фролова Петра, потому что он лучше всех среди мальчишек учился, закончил ВУЗ, работал учителем, затем стал директором Первомайской СШ в райцентре. Бакаушину Надежду за то, что хоть и была круглой отличницей, но списывать на контрольных позволяла. Школу закончила с Золотой медалью, а в вузе получала Ленинскую стипендию в размере 100 рублей. Калашникову Надежду, она хоть и не дотянула чуть-чуть до медали, но была «…просто красавица!» и влюблены в неё были многие, а самые отчаянные даже писали записки со стихами. После вуза работала в Уральском облисполкоме.

    А как поживает Каменская школа сегодня? По имеющейся у меня информации школа неполная средняя, учеников в классах мало, к примеру, 1-го сентября прошлого года на торжественной линейке было 5 первоклашек. И всё же школу, и это не только моё мнение, закрывать нельзя, ведь в ней учатся маленькие граждане. Есть такое понятие — «Градообразующие предприятия», так и сельская школа является стержнем хрупкой системы сельской жизни. Сломай этот стержень, и потянутся трудоспособные сельчане вместе с детьми в другие места, а возможно и государства, и останутся на месте п. Каменного, образованного ещё в 1705 году, заросшие карагачом поместья. Но я верю, что здравый смысл и уважение к людям одержат верх над меркантильными расчётами и Каменской школе быть!

     Евгений Попов

     На фото слева-направо: в верхнем ряду — Руденко В., Фролов П., Калашникова Н., Давыдова Н., Кислицына А., Ерёмина Е.

    в среднем — Кравец А., Астафьев В., Кудряшова Н., Бакаушина Н., Руденко Л.
    в нижнем ряду — Евсеев Н., Ерёменко Н., Чиндяева М.И., Семашкова А.Ф., Криницкая Т.И., Бояркина Е.И., Попов Е.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл