В субботу свой 92-й день рождения отметит ветеран Великой Отечественной войны, первоцелинник, железнодорожник и футболист Борис Сергеевич ШОЛУБАЙ. За свою жизнь он повидал немало, став свидетелем и великого народного подъема и нечеловеческого оболванивания масс.
Родился Борис Сергеевич 13 февраля 1924 года в г. Немиров Винницкой области на Украине. К началу войны Борис успел окончить семилетку. Парней 1922-1925 годов рождения военкомат направил на Донбасс на замену ушедшим на фронт шахтерам, рабочим, колхозникам. Работали на уборочной под Луганском, затем – на строительстве оборонительных сооружений на Днепре между Запорожьем и Днепропетровском.
Первый раз мама его оплакала в 1941-м. В сентябре фашисты прорвали оборону и форсировали Днепр:
– По мосту шел нескончаемый поток: беженцы, перегоняемый колхозный скот, машины с ранеными, отступающие части Красной Армии, – вспоминает ветеран. – Начался артобстрел. Кругом паника. Нас было пятеро парней с одного двора и все разных национальностей. Еврей, поляк и я, русский, твердо решили – пробираться в войска, хохол и белорус – домой. Они остались в укрытии дожидаться темноты, а мы двинулись в сторону дороги. Под авианалет мы скатились в воронку переждать, пока этот кошмар закончится, а нашим семьям потом сказали, что мы погибли.
Отчаянной троице все-таки удалось добраться до райкома комсомола, их отправили в Астрахань, учиться на строителей-монтажников, потом – в Златоуст Челябинской области, на крупнейший металлургический комбинат им. Сталина, где работало 75 тысяч человек. А душа-то горит! И написали они письмо Сталину: мол, просим направить нас в военное училище, с завода не отпускают, хотим защищать Родину. Помогло. Бориса направили в Башкирию в военно-пехотное училище, а его земляков – в авиацию.
На передовую Шолубай попал в мае 1943 года после окончания училища. Сначала на 2-ой Украинский фронт, в легендарную 50-ую стрелковую дивизию 8-ой гвардейской армии под командованием генерала Чуйкова. Освобождая Запорожье, он получил свое первое ранение: «По ноге черкануло». Полтора месяца провел в полевом госпитале и только тогда смог сообщить родным, что жив. Потом его отправили в запасной стрелковый полк 239-й армии 4-го Украинского фронта, с которым прошел всю Западную Украину. Второе ранение он получил уже на территории Венгрии. Их часть заняла стратегическую высоту, Борис заменил убитого пулеметчика, и вскоре его самого накрыло из миномета. В сознание пришел только в госпитале, осколком разворотило все плечо, до сердца чуть-чуть не достало, потерял слух и речь. А домой опять ушла похоронка: «Погиб смертью храбрых…» Четыре месяца он провел в московском госпитале. Когда речь стала понемногу восстанавливаться, медсестра Любаша (на снимке) под его диктовку написала письмо маме.
Домой он вернулся старшим лейтенантом и инвалидом II группы в феврале 1945-го. Восстанавливал разрушенное хозяйство, затем восемь лет служил в частях МВД в Коми АССР, где активно играл в футбол, выступая в команде мастеров. В 1951-м женился, вернулся на Украину, работал физруком. А в 1955-м отправился на Целину.
– Встречали нас в Петропавловске торжественно, но пришлось сначала подучиться. В училище механизации сельского хозяйства ст. Киялы Смирновского района я получил профессию тракториста широкого профиля с квалификацией слесаря, – рассказывает он.
К тому времени у Бориса Сергеевича уже было двое сыновей, они часто болели из-за холодов. Семья Шолубай перебралась в Бурлинский район Уральской области, где в 1961-м у них родилась дочка. Помимо работы, он опять создал футбольную команду. В 1974-м устроился дежурным по станции Санкыбай, где отработал до самого выхода на пенсию по возрасту. Тридцать лет он прожил в Казахстане, ставшего ему второй родиной. Здесь выросли его дети, внуки, здесь прошли его лучшие годы жизни.
В 1984-м году Борис Сергеевич уехал с супругой на Украину. Поселились под Запорожьем в совхозе Чапаевский, получили домик. Первый раз старые раны напомнили в 1966-м, и нешуточно. Через 30 лет пришлось пожертвовать ступней. Вскоре он овдовел, но продолжал вести активный образ жизни, был доверенным лицом кандидата в президенты Украины Симоненко.
– Меня удивляет, как легко, оказывается, можно оболванить человека, – сокрушается Шолубай. – В 1984 году я был освободителем Украины, а 30 лет спустя какие-то бритые парубки меня, родившегося на Украине, старого фронтовика, называют оккупантом! Вот вам результат беспорядочного переписывания истории в угоду новым «хозяевам жизни». В селах народ все правильно понимает, выживает, как может, а вот по большим городам правит мракобесие и это страшно.
В 2014 году, после очередного лечения, дети убедили Бориса Сергеевича вернуться в Уральск. Он получил вид на жительство, как инвалиду по зрению ему дали специальный телефон и пенсию. Радуют правнуки – Дима стал лучшим вратарем Казахстана в возрастной категории 10-12 лет, а Анжела – пловчиха, имеет пять золотых медалей с республиканских и международных соревнований.
Все у него отлично, говорит ветеран, вот только пенсия минимальная. Хотя заработал он ее еще в советское время, отдав 30 лет трудовой биографии Казахстану. Продолжает следить за событиями в мире, пишет стихи, а на днях участвовал в открытии Дома Дружбы в числе представителей национально-культурных центров. Вот такие они, ветераны, рожденные в СССР.
Анна ПАНИЩЕВА, фото Георгия СЕМЕНОВА