Уже более полугода, как в РК начался процесс заключения договоров по предоставлению медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи с поликлиниками. Однако для многих казахстанцев эта процедура оказалась новостью наступившего года.
В частности, в поликлиниках города стали предлагать заключить договор где-то с конца 2015 года. Договор типовой и составлен на двух языках – государственном и русском, на восьми листах. В некоторых медучреждениях сделали мудро – разделили эти части, предоставляя договор пациенту на выбранном им языке.
В целом, ничего нового в этом договоре нет и, если вы прикреплены к поликлинике, то вам будут оказывать медицинскую помощь в рамках ГОМП независимо от наличия договора. Тем не менее, его все-таки стоит подписать, поскольку идет подготовка к переходу на страховую медицину с января 2017 года. Иными словами, у нас всего год в запасе, чтобы привести свои документы в порядок. Это не значит, что вы останетесь совсем без медицинской помощи, но к чему потом делать это в срочном порядке?
Хотя определенные новшества, конечно, есть. В договоре теперь четко прописаны не только права, но и обязанности пациента. К примеру, если вы не выполняете назначения врача, нарушаете режим лечения, то вас запросто могут выписать на работу. Так и написано: «в случае грубого нарушения пациентом предписаний, назначений и рекомендаций врача (несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, алкогольное, наркотическое, токсическое опьянение, скандальное и нетерпимое поведение с медицинскими работниками и соседями по палате и другое)».
Иными словами, выпил рюмочку на праздник, состояние ухудшилось – не жалуйся, а выходи на работу. Или не пей, пока не вылечился. Если назначили уколы, а вы не ходите в процедурный кабинет, потому что дома есть, кому сделать инъекцию, то лечащий врач может проверить, как вы выполняете назначения. Так и сказали: «Сосчитаем дырочки от уколов». В случае, когда вам назначили физиопроцедуры или массаж, а очередь на них в «родной» поликлинике дойдет месяца через два-три, то вы можете получить лечение и в другом месте, но будьте любезны предъявить справку оттуда, сколько и каких процедур вы получили.
Особенно стоит обратить внимание на пункты договора молодым мамам. В последние годы медики все чаще жалуются на мам, не выполняющих назначения врачей. То лекарства горькие, то не знает, как уговорить ребенка выпить «каку», то грозят за непослушание сделать укол, а потом злятся, что ребенок истерит при виде шприца и так далее. Бывали случаи, когда мамаши заявляли, что это обязанность врача давать лекарства их ребенку.
С другой стороны, если врач никак не может установить причину вашего недомогания или попросту не выполняет своих обязанностей, которые прописаны в договоре, то вы имеете право перейти к другому врачу или вовсе перезаключить договор с другим медучреждением. Это вы можете сделать и без заключения договора, конечно, но разница в том, что при наличии юридического документа спор может решаться в суде.
Правда, как это будет осуществляться на практике, пока никому неизвестно. К сожалению, «Н» так и не удалось получить комментарий в областном управлении здравоохранения по причине болезни пресс-секретаря и хронической занятости руководства госучреждения. Но эту тему мы не оставим и продолжим разговор с вашей помощью, дорогие читатели. Если у вас возникли вопросы – звоните в редакцию по номеру 50-77-36 или пишите на е-mail: gazeta-nadezhda@mail.ru.
НАДО ЗНАТЬ:
Что нужно для того, чтобы заключить договор с поликлиникой?
Принести копию удостоверения личности, прийти в поликлинику, к которой вы прикреплены, получить в регистратуре и заполнить два экземпляра договора. За несовершеннолетних пациентов договора заключают их законные представители – родители, опекуны. Для этого необходимо принести в поликлинику копию и оригинал свидетельства о рождении ребенка, копию своего удостоверения, а дальше процедура такая же, как и для взрослого.
Прежде, чем подписать договор, внимательно изучите все пункты. Помните, что вы имеете право внести в типовой договор изменения, согласовав это с юристом.
КСТАТИ:
Напомним, что с 2017 года работодатели будут вносить взносы за своих работников в Фонд обязательного медицинского страхования, процент ставки будет повышаться поэтапно: с 4% в 2017 году до 7% в 2024 году.
БЛИЦ-ОПРОС
Что нужно сделать, чтобы улучшить работу поликлиник?
Ляйля ЧУКЕЕВА, фармацевт аптеки «Айболит» №4:
– Когда ввели форму обслуживания населения «семейный врач», стало намного удобнее. Во всяком случае для моей семьи лучше, когда один участковый и к детям, и к взрослым ходит. Она всю семью знает и это хорошо. Договора со своей поликлиникой №5 мы уже заключили, но вот по поводу медстрахования особого оптимизма не испытываем. Ходишь или не ходишь к врачу – каждый месяц плати. Это неправильно. Все равно неясно на счет узких специалистов – будут их консультации входить в перечень гарантированной помощи или придется платить дополнительно?
– Я не знаю, чем помочь нашему здравоохранению, разве что спортом больше заниматься и стараться не болеть. Особо по врачам не хожу, но могу вот что предложить – детей и беременных женщин не надо в общую очередь посылать. Раньше дети у педиатров лечились, беременных терапевт отдельно принимал, что было гораздо удобнее. Да и для них лучше, а то сидят все подряд в очереди, какой-нибудь гриппозник кашляет, чихает, а беременной просто профосмотр пройти надо или ребенка показать врачу перед прививкой, а они могут вирус в очереди подхватить.
Гафура САЛКУЛОВА, пенсионерка:
– В нашей поликлинике №4, если и запишешься к врачу, то никогда по времени не попадешь. И еще очень слабая техническая база. Хоть и стоит у каждого врача на столе компьютер, но программа постоянно подвисает, потому что серверы не «тянут». Да и толковых IT-специалистов явно не хватает. Кроме того, врачам надо больше интересоваться своими больными. Сколько ни обращалась к медикам, ни разу врач сам не поинтересовался, есть ли у меня аллергия. Предупредишь, что вот на такой-то препарат уже была аллергическая реакция, информацию игнорируют.
Екатерина ГВОЗДЕВА, мастер-универсал парикмахерской «Ляззат»:
– В нашей поликлинике №5 в регистратуре все толково объясняют. Приходишь к участковому – от силы два-три человека в очереди. УЗИ можно пройти без проблем, консультацию узкого специалиста получить. Очень удобно, что у участкового врача по две медсестры. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить нашу медсестру Ольгу Николаевну за внимание к пациентам и терпение, она дает номер своего телефона и мы всегда с ней на связи. Слышала, что в других поликлиниках много проблем и очереди. Может, просто врачей и поликлиник не хватает?
Надежда КОНСТАНТИНОВА, продавец:
– В поликлинике №1 такой бардак творится. Записаться к врачу невозможно. Звонишь в среду, говорят – запись не раньше понедельника, в понедельник в восемь утра уже сообщают, что запись полная. Когда успели? И очереди бешенные. Если не хватает врачей. Для чего тогда всех подряд прикрепляли? А еще врачам надо больше внимания пациентам уделять, а не медпредставителям фармацевтических фирм. В конце концов, можно же организовать так, чтобы они заходили не во время приема? Туалеты неудобные, хотя здание, в отличие от поликлиники №3, типовое.
– Откровенно говоря, все эти нововведения и реформы в нашей системе здравоохранения больше похожи на попытку закамуфлировать истинное положение дел. Введение страховой медицины мы уже проходили в 90-е годы, это закончилось исчезновением главных «страховых» чиновников с огромными суммами народных денег. По большому счету, предлагаемая министерством система страховой медицины является калькой с западных систем. Но, как говорится, что русскому хорошо, то немцу – смерть. То есть, что хорошо работает в Америке, с нашим азиатским менталитетом может дать прямо противоположные результаты.
Мы уже сейчас столкнулись с тем, что врачей «бьют по рукам» так называемыми «протоколами ВОЗ», согласно которым они делают типовые назначения без учета индивидуальных особенностей пациента. Поменять препарат на более эффективный можно в том случае, если появились сильные побочные явления. В то же время, если назначения пациенту не приносят облегчения, врач-недоучка оказывается защищенным этими же «протоколами ВОЗ». Не зря опытные врачи с многолетним стажем последние реформы и рекомендации минздрава называют не иначе, как диверсией.
Новоиспеченным государственным деятелям не терпится показать себя, и они примитивно переносят на казахстанскую почву то, что увидели в Европе или Америке. Между тем, у нас не хватает не только зданий и медицинского оборудования, но даже банальных компьютеров. Обеспечение врачей ПК на рабочих местах составляет порядка 70%, не говоря уже о качественном программном обеспечении и защите конфиденциальных данных, что важно при переходе на электронные амбулаторные карты.
Да и страховые отчисления тоже больше похожи на еще один легальный способ отъема денег у населения. Например, если взять среднестатистическую зарплату 80 тысяч тенге, то отчисления на медстрахование, если верить министерским разъяснениям, составят примерно 1200-1300 тенге в месяц. Умножаем на 12 месяцев и на 8 миллионов официально трудоустроенного населения. Получаем не менее 120 миллиардов тенге в год. Цифра, разумеется, очень приблизительная, но впечатляет, не так ли? Полагаете, что теперь-то точно исчезнут очереди в поликлиниках и дефицит кадров, что на всех хватит лекарств и вообще население станет выздоравливать прямо на глазах? И где гарантия, что теперь, когда сырьевой комплекс, который и тянул-то всю нашу экономику, в агонизирующем состоянии, кто-то не разворует эти страховые средства?
Говорят, расходоваться они будут под бдительным контролем, в том числе общественности. Ну, если общественности, то тогда, конечно, можно быть спокойным. Постойте, а когда общественное мнение учитывалось? Напомните, пожалуйста.
Анна ПАНИЩЕВА