В Уральске массово нарушаются права граждан на получение жилья из государственного фонда. Об этом заявляют в областном филиале Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
Как отмечают в филиале правозащитной организации, к ним в текущем году стали поступать обращения от жителей города, которых исключили из очереди на получение квартиры из государственного жилищного фонда. При этом зачастую люди узнают о снятии с очереди случайно, никто их об этом заранее не предупреждает.
— В настоящее время акимат практикует исключение граждан из очереди по основаниям, установленным статьей 70 закона «О жилищных отношениях». В ней говорится: «Гражданин (вместе с супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми) вправе иметь в данном населенном пункте только одно жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, кроме случаев, когда каждый из супругов имел такое жилище до вступления а брак». Именно на основании этой статьи закона акимат производит снятие с очереди граждан, причем это происходит заочно, жилищная комиссия акимата никаких дополнительных обследований условий проживания очередников не проводит и никакого заключения по этому поводу гражданам не вручает. Люди даже не могут получить на руки постановление акимата и протокол жилищной комиссии о снятии их с очереди, — сообщил вчера на пресс-конференции директор филиала КМБПЧ и СЗ по ЗКО Павел КОЧЕТКОВ.
По словам правозащитника, городской акимат не учитывает срок постановки на учет в очередь на получение жилья, хотя этот фактор имеет большое значение.
— Дело в том, что сейчас с очереди снимают тех людей, кто встал на учет 20 с лишним лет назад, то есть еще до принятия ныне действующего закона «О жилищных отношениях» (принят 16.04.1997 года – ред.). Соответственно, нормы этого закона, в том числе и вышеуказанная 70-я статья, не могут к ним применяться, и данные очередники сохраняют право на получение жилья, — поясняет Павел Кочетков.
Другой проблемной нормой закона является статья 75, гласящая: «Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется в размере не менее 15 квадратных метров и не более 18 квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры или комнаты в общежитии». По словам правозащитника, данное требование закона также не соблюдается при исключении из очереди на получение жилья.
— Нормами статьи 73 закона «О жилищных отношениях» предусмотрен перечень оснований для снятия с учета из очереди на получения жилья из госфонда, он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому я считаю, что ссылка городского акимата на 70- статью неоправданна.
По данным филиала Бюро по правам человека, к ним в текущем году поступило 8 обращений по поводу исключения из очереди на жилье, и лишь в одном случае удалось добиться отмены этого решения и восстановления в очереди.
— Одна из жительниц города стояла в очереди на жилье 26 лет, и когда в этом году подошла ее очередь и ей уже должны были вручить ключи, она неожиданно узнала, что ее сняли с очереди, опять же ссылаясь на 70-ю статью, якобы у нее уже есть приватизированное жилище из госфонда. С нашей помощью ей удалось отстоять свое право на квартиру, правда, свою правоту она доказала только с третьей попытки, а именно в кассационной коллегии областного суда. Сейчас мы помогаем другим обратившимся через суд восстановить свое право на получение жилья, — добавил Павел Кочетков.
Также хотелось бы отметить, что в этом вопросе мы не можем добиться реакции прокуратуры. На наш запрос в надзорный орган пришел ответ, что оснований для мер прокурорского реагирования не имеется. Тем не менее я все-таки рассчитываю, что прокуратура обратит внимание на сложившуюся ситуацию и примет меры реагирования по фактам нарушения прав граждан, нуждающихся в жилье.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО