Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
4 C
Уральск
2.1 C
Аксай
Еще

    Цинандали. Дневник памяти

    Удивительно, сколько историй может таиться за фасадом одного-единственного дома! О том, как несколько подписей изменили судьбу страны. О том, как домашний спектакль превратился в классику русской литературы. О том, как простая беседа положила начало легендарной истории любви. Специальный корреспондент «Н» Данара КУРМАНОВА посетила один из самых известных особняков мира – усадьбу Цинандали.

    365

    Несмотря на раннее утро, в саду усадьбы шумно и многолюдно по кипарисовой аллее идет толпа и беспрестанно щелкает фотоаппаратами. Для Цинандали такая картина привычна. Здесь не переводятся посетители – туристов со всего мира к усадьбе подвозят целыми автобусами, и их интерес легко понять. Во-первых, имение находится в одном из самых живописных мест страны – родине грузинского вина Кахетии. Во-вторых, сюда не трудно добраться – усадьба расположилась всего в восьми километрах от главного города Кахетинского региона Телави. В-третьих, цена за экскурсию по усадьбе приемлема – от 2 до 20 лари, или от 170 до 1700 тенге, в зависимости от того, чего хочет турист – просто прогуляться вокруг имения или еще зайти внутрь, добраться до погреба и попробовать знаменитого кахетинского вина. Сегодня Цинандали — это целый комплекс, состоящий из музея, парков, энотеки, дегустационного зала и магазинов. Но главное, что привлекает туристов – это история имения, ее можно разделить на десятки историй поменьше – и тогда перед вами до мельчайших подробностей предстанет XIX век и его герои.

    369

    История мира

    Говорят, старинные дома – как дневники, навсегда сохраняют в себе ключевые моменты из жизни своих обитателей. С усадьбой Цинандали это правило сработало – каждая деталь здесь расскажет нечто важное о жителях особняка, а все они были людьми влиятельными и известными. Портреты на стенах поясняют, откуда берет свое начало династия, владевшая домом – патриарх семейства Гарсеван ЧАВЧАВАДЗЕ вошел в историю как один из организаторов присоединения Грузии к России. Он подписал знаменитый Георгиевский трактат.

    Царская власть к семье Чавчавадзе относилась тепло – когда у Гарсевана родился сын Александр, крестить его приехала лично императрица Екатерина Вторая. По иронии судьбы именно Александр Чавчавадзе, став юношей, вступил в антироссийское движение, и этого монархи ему простить не смогли – молодого князя отправили в Тамбов в ссылку. Но, видимо, со временем взгляды Чавчавадзе-младшего изменились: Александр служил в составе русской армии, в 1812-1814 гг. участвовал в походах в Европу, брал Париж и в итоге стал генерал-лейтенантом. После войны Чавчавадзе потянуло на родину – вместе с женой, княжной Саломеей ОРБЕЛИАНИ он вернулся в Кахетию, район Цинандали.

    Пройдя немало битв и разрушений, князь с годами стал мечтать создать что-то полезное и важное. Первым делом он построил особняк для семьи. Конечно, никто не мог предвидеть, что усадьба станет таким знаковым местом для мировой истории, но то, что Цинандали обретет известность локального масштаба, было ясно с самого начала. Дом привлекал внимание общественности хотя бы стилем – европейские черты перекликались с типично грузинскими традициями, например, резным балконом. Такого в Грузии еще не видели. Поэтому об усадьбе Чавчавадзе говорят: с нее началась европеизация страны.

    кресла тет-а-тет

    3610

    368

    364

    363

    362

    361

    36

    Князь Чавчавадзе действительно привез из Европы много прогрессивных вещей типа музыкальных шкафов или рояля, так что обстановка дома получилась утонченная. До сих пор сохранились круглый обеденный стол, накрытый французской скатертью, английский сервиз, колокольчик, звоном которого домашних оповещали об обедах и ужинах, часы, необычные, соединенные общей спинкой кресла из алого бархата – парижский тренд того времени, кресло «тет-а-тет». На стенах висели многочисленные картины. Они стали основой для дополнительной экскурсии внутри музейного комплекса – сегодня в галерее «Цинандали» проходят выставки лучших художников планеты. Не так давно сюда привозили даже полотна Сальвадора ДАЛИ.

    Но помимо внутренней обстановки, князь придавал большое значение экстерьеру. Александр Чавчавадзе разбил в Цинандали сад из граната, лимона и айвы, высадил бамбуковую рощу… Все это он видел в Англии и, чтобы создать настоящий английский сад, пригласил к себе садовников-британцев.

    К сожалению, вся эта роскошь однажды была разрушена – сын Александра Давид пошел по стопам своего отца и стал военным, в 1854 году на перешедшую ему усадьбу напал дагестанский правитель Шамиль и взял в заложники жену и сестер Давида. Чтобы достать денег для выкупа родных, Давид отказался от разрушенного дома. Им завладела царская семья, она же его и перестроила. К сегодняшнему дню усадьба пережила не одну реставрацию и выглядит так, как построил ее Александр Чавчавадзе.

    История виноделия

    Завершив строительство дома, князь Александр сразу взялся за новый проект – открытие винного завода. Будучи поклонником европейской культуры, Чавчавадзе мечтал о заводе, где изготавливали бы совершенно новые для Грузии вина – вина по европейской технологии. Тогда многие осуждали князя, но время показало: зря, прогресс традициям не мешает. Теперь вина, разработанные князем Александром Чавчавадзе, стали классикой грузинского виноделия, одно из самых популярных среди них – это белое «Цинандали», названное в честь местности, где его произвели.

    Вообще, князь был большим ценителем вина. Поэтому в своей усадьбе он собирал не только вина собственного производства, но и редкие бутылки. Во время ремонта в особняке нашли коллекцию в 15 тысяч экземпляров. Их имитация, запыленные темные бутылки украшают прохладный каменный погреб, где все желающие могут попробовать шесть местных вин. Специально для этого рядом с погребом действуют кафе и бар, персонал которого научит вас правильно пить вино и разбираться в тонкостях грузинских благородных напитков.

    История любви

    Как все аристократы, князь Чавчавадзе был человеком разносторонне талантливым. Проявив себя, как воин и винодел, он добился успеха и в литературе. Стихи, написанные Александром Чавчавадзе, существуют в Грузии до сих пор в виде народных песен. А еще князь перевел на грузинский множество шедевров мировой литературы – способный к языкам, он свободно владел аж шестью языками.

    Конечно, друзья Чавчавадзе были людьми такими же возвышенными и творческими. Как настоящий грузин, князь славился гостеприимством, да он и мог себе это позволить – усадьба Цинандали была просто предназначена для приемов. Идеально выстриженные сады соседствовали с виноградниками, журчали фонтаны, позади виднелась кайма ярко-голубых гор, почти сливающихся с небом. А сам особняк с тонким бирюзовым балконом и арочными окнами прятался в тени раскидистых деревьев. Одно из них называли Древом Желания – считалось, если повязать на его ветви ленту и загадать желание, оно непременно сбудется. К слову, дерево так и стоит, испещренное яркими отрезами атласа – сегодня под его ветвями мечтают туристы.

    367

    При жизни Александра Чавчавадзе же в Цинандали гостили Пушкин, Лермонтов, Одоевский, Александр Дюма. Но лучшим другом для Чавчавадзе стал писатель Александр Грибоедов – с 1822 года он приступил к службе в Тифлисе и часто приезжал навестить князя. Именно в Цинандали Грибоедов поставил первую, любительскую постановку своей пьесы «Горе от ума». А еще здесь писатель встретил свою вторую половину – Грибоедов влюбился в дочь князя, Нину Чавчавадзе.

    Описывая взаимоотношения Грибоедова и Нины, публицисты часто делают акцент на их разницу в возрасте – Нине было всего 16, а ему 33. Но конкретно в их случае цифры не имели никакого значения – в XIX веке подобные браки никого не шокировали, к тому же, несмотря на юный возраст, Нину Чавчавадзе нельзя было назвать маленькой наивной девочкой. Сформировавшись в столь высокой среде, Нина мыслила зрело, намного старше своих лет. В истории Грибоедова-Чавчавадзе поражает другое. То, что эти люди, видясь каждый день, рисковали при этом друг друга не заметить – Грибоедов учил Нину играть на фортепиано и долго видел в ней лишь дочку своего приятеля, а потом с беспокойством писал друзьям, что разговорившись с Ниной за очередным обедом, вдруг заметил, как прекрасна эта девушка. То, как они совпали – Грибоедов и Чавчавадзе поженились очень быстро, их венчали в часовне прямо во дворе имения, а перед свадьбой влюбленные постоянно беседовали в гостиной – им было интересно друг с другом, вечера они проводили, сидя на тех самых, привезенных отцом из Парижа креслах «тет-а-тет». И наконец, то, какой трагичной оказалась их семейная жизнь – после свадьбы Грибоедова назначили послом Персии, и он уехал в Тегеран, где в 1829 году его убили фанатики. Растерзанное тело писателя даже не смогли сразу опознать. Узнав о смерти мужа, Нина родила раньше срока. Ребенок прожил всего час.

    Судя по портретам Нины, висящим в холле и галерее усадьбы, Чавчавадзе недаром считалась главной красавицей Грузии: пышные блестящие волосы, матовая кожа, большие выразительные глаза в опушке длинных ресниц, тоненькая, хрупкая фигура, облаченная в черный креп. Когда Нина стала вдовой, ей даже еще не исполнилось 17-ти. Потом к ней не раз сватались грузинские и русские аристократы, но она до самого конца носила траур по мужу, за что Чавчавадзе прозвали Черной Розой Тифлиса. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» – эту надпись она велела высечь на его надгробии. В 1850-х, когда в Тифлисе свирепствовал тиф, Нина словно специально уехала ухаживать за больными, хотя знала, что не отличается крепким здоровьем. И правда, очень скоро Чавчавадзе заболела сама и скончалась. Все, о чем она просила перед смертью – похоронить ее рядом с мужем в Тбилиси. Поместье же в Цинандали для нее навсегда осталось местом, где она была счастлива. И помня об этом, архитекторы, реставрируя усадьбу, воссоздали в ее стенах жизнь именно тех лет. Хозяев имения уже давно нет на свете, но самые светлые и красивые воспоминания о них остались в Цинандали навечно.

    Редакция благодарит за организацию поездки Тамази ПЕТРИАШВИЛИ


     
    Предыдущая статьяКрасочных дел мастера
    Следующая статьяА крайние – садоводы
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Шесть медалей Кубка Восточной Европы – у казахстанцев

    21 ноября в Щучинске состоялся первый этап соревнований по...

    На Новый год казахстанцы будут отдыхать четыре дня подряд

    День отдыха перенесен с воскресенья, 5 января, на пятницу,...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл