В этом номере «Н» рассказывает о традиционном делении казахского народа на три жуза: Старший, Средний и Младший. В этой статье: когда и зачем они образовались и почему продолжают сохраняться спустя больше половины тысячелетия?
О времени возникновения жузов, причинах их появления и внутренней структуре общего мнения у отечественных и зарубежных учёных до сих пор нет. Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление».
Ч. Валиханов считал, что когда в середине XV века Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали большие союзы в виде жузов. По мнению Н. А. Аристова, объединение в жузы произошло во время первых крупных джунгарских нашествий в 1710 году. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события, считая, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в три казахских жуза: Старший (Улы), Средний (Орта) и Младший (Киши).
У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза -Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и считаются потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами.
Вне жузовой классификации стоят казахские роды:
- Торе — прямые потомки Чингисхана по мужской линии.
- Кожа — потомки четырёх сподвижников пророка Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али, а также воинов и миссионеров арабов Центральной Азии.
- Толенгiт — ханская дружина, телохранители и придворная прислуга.
Торе и кожа считаются «ақ-сүйек» (белая кость), то есть аристократами.
Во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего бия и хана. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на общих сходах — курултаях.
По мнению казахстанского историка Радика Темиргалиева, жузы до сир пор притягивают к себе внимание еще и потому, что мало кто сомневается в том, что они и по сей день играют огромную роль в политической жизни страны. Названия Старший, Средний и Младший не говорят о старшинстве одного жуза над другим.
На самом деле нет никаких серьезных сведений, свидетельствующих об исключительной роли Старшего жуза в истории Казахского ханства, пишет Радик Темиргалиев. Даже, несмотря на широко распространенную казахскую пословицу, согласно которой предлагается отдать труд — Старшему жузу, власть – Среднему жузу, а войну – Младшему жузу. Племена юго-восточного Казахстана были теснее связаны со среднеазиатскими государствами, нежели с другими жузами. Не случайно батыр Богенбай в 1731 году в беседе с русским послом Тевкелевым отмечал, что Старший жуз находится «в дальнем расстоянии к бухарам и с Средней и Малой Ордой не съезжается и у них же хан особливый именем Чолбарс». В принципе, к сепаратизму были точно так же склонны и племена Младшего жуза, где пользовались популярностью идеи откочевки на Северный Кавказ для объединения с ногайцами. В то время как Средний жуз по ордынским представлениям являлся «Тахт Ели» (Престольным владением). И потому именно ханы Среднего жуза чаще являлись общеказахскими ханами.
По материалам сайтов: www.tarikh.kz, www.kazakh.ru, www.elim.kz
Санат Урналиев