Вскоре после обретения Казахстаном независимости во всех его областях были созданы госинспекции по охране историко-культурного наследия. Действовали они достаточно эффективно, пока в 1999 году их не лишили контрольно-надзорных функций. С чем это было связано? Будут ли такие функции восстановлены? Как работается в таких условиях госинспекции по охране историко-культурного наследия ЗКО?
Вопросов накопилось предостаточно, хотелось получить на них обстоятельные ответы. Договариваюсь о встрече с новым руководителем инспекции Талгатом Жусупкалиевым. Однако вместо вертевшихся на языке вопросов пришлось задать совсем другой: насчет помещения, которое занимала столь солидная госструктура. Как и в прошлом году, автор этих строк попал в небольшую полутемную комнату, освещенную тусклой лампочкой. При моем появлении включили еще одну, но от этого уютнее не стало.
Оказалось, что такое же состояние, близкое к шоковому, испытывают и другие посетители: неужели власти не могут найти Талгату Талаповичу и его коллегам более достойное помещение?! Это вовсе не мелочь, ведь у людей и отношение к инспекции складывается соответствующее…
Сегодня в ней работают 7 человек: руководитель, главный бухгалтер, четыре инспектора и водитель. Они-то и должны обеспечивать сохранность историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области. В нашем регионе, кстати, насчитывается 2153 памятника истории и культуры, в том числе 1996 археологических, 200 – архитектурных и монументального искусства.
Обращает на себя внимание одно важное обстоятельство: год лишения госинспекции контрольно-надзорных функций совпадает с началом масштабной кампании по поддержке бизнеса, включая введение моратория на проверки. Похоже, процесс охраны историко-культурного наследия стал помехой бизнесу. Во всяком случае, наших предпринимателей раздражали проверки и оперативная реакция на выявленные нарушения, о чем доводилось писать в конце 90-х годов, когда инспекцией руководил Бейбут Раимкулов.
По словам Талгата Жусупкалиева, эти функции инспекциям уже не вернут. Но это, конечно, не повод заниматься с предприятиями, организациями, фирмами и частными лицами только разъяснительно-консультативной работой. Уже который год Жусупкалиев и его коллеги добиваются выделения из республиканского бюджета средств в сумме 30 млн тенге на разработку историко-градостроительного опорного плана. Именно на его основе и определяется охранная зона около каждого памятника. Она должна быть закреплена постановлением акима области – тогда госинспекция сможет предъявить претензии к нарушителям.
Кроме того, историко-градостроительный опорный план должен быть скоординирован с генпланом города, что значительно облегчит работу архитекторов.
Беда в том, что деньги до сих пор не выделены. Согласно постановлению Правительства об охранных зонах, они включают в себя три фрагмента: собственно охранную зону памятника, зону регулируемой застройки и зону охраняемого природного ландшафта. Однако такая градация относится в основном к археологическим памятникам. Почему? Да потому что в Уральске невозможно установить 20-метровые охранные зоны, так как часто памятники расположены очень плотно, отчего их охранные зоны будут нарушать одна другую.
Инспекция продолжает проводить паспортизацию историко-культурных памятников. В Уральске она завершена, настала очередь районов.
На всех памятниках устанавливаются охранные знаки, на которые в текущем году выделены бюджетные средства. Изготавливают знаки местные фирмы, производящие металлоконструкции: на арматуру «сажается» гранитная плита с датировкой, названием памятника и вся конструкция закрепляется.
В 2014-2015 годах госинспекция провела конкурс на лучший эскиз проектов памятников. Такие эскизы используются в работе: по ним уже изготовлен памятник Кадыру Мырзагали, на 70% выполнен монумент героиням Хиуаз Доспановой, Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой. Работы ведет в Астане скульптор Нурлан Долбай – автор памятников С. Датову и Абаю в Уральске. Не исключено, что эта его скульптура будет установлена в нашем городе в конце текущего года. В 2016 году в сквере около ТД «Атриум» запланировано установить памятник Курмангазы и Д. Нурпеисовой.
Если предприниматели в основном хорошо содержат исторические здания, где находятся офисы их фирм, то о жильцах (а это, как правило, квартиросъемщики), этого не скажешь.
— Охрана памятников, находящихся в жилом фонде, — наша головная боль, — признается Талгат Жусупкалиев.
Часто у работников инспекции возникает желание наказать, как в прежние времена, нарушителей по горячим следам, но нельзя: контрольно-надзорных функций никто не возвращал… Приходится довольствоваться тем, что инструментом воздействия на них являются органы прокуратуры, но оперативность, а значит и эффективность наказания при этом снижаются.
Приходится госинспекции выполнять и роль «скорой помощи», например, находить инвестора для спасения приходящего в упадок охраняемого государством здания по улице Чапаева, 18, где снимался исторический фильм. Здание будет отреставрировано.
По мнению Жусупкалиева, надо активнее использовать опыт России по передаче памятников истории и культуры в шефство организациям, тем более, что наш Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» разрешает это делать. В Москве, Санкт-Петербурге, некоторых других российских городах шефство над памятниками берут крупные компании. Отремонтировав памятник, они не только вносят реальный вклад в охрану историко-культурного наследия, но и делают себе отличную рекламу. В Казахстане и Приуралье таких примеров очень мало. Во многом благодаря усилиям предпринимателя Ришата Хайруллина была отреставрирована Красная мечеть, но ведь ждут помощи и другие памятники!
Вместе с моим собеседником подходим к карте исторической застройки Уральска. Теперь карта включает новые территории и ограничена рекой Урал, улицами Чагано-Набережной, Евразии и Переволочной рощей.
— По объему и ценности архитектурного наследия Уральск не имеет аналогов в Казахстане. В этом плане с ним сопоставимы лишь российские города, например, Оренбург,- считает Талгат Жусупкалиев. – Наши дома, которым 150-200 лет, вообще уникальные – стоят без фундамента. Надо только следить за их состоянием, не перестраивать ничего без надобности и простоят такие здания еще долго!
Тем более необходимо как можно скорее разработать и принять историко-градостроительный опорный план. Права госинспекции и без того ограничены, так еще и плана нет. В такой «мутной воде» очень удобно действовать по принципу «что хочу, то и ворочу». Какая же это охрана историко-культурного наследия?!
Александр СУЕТИН, фото автора