Давайте на миг представим, что в строительстве отменили СНиПы. Что начнется? Хаос. При создании садово-огородных массивов о нормативных документах, регламентирующих планировку участков и находящихся на них домиков, никто не думал. А напрасно. В этом убедил рейд, проведенный по обществу «Пшеничка», что на Второй дачной, областным департаментом ЧС.
Две ГАЗели с журналистами едва двигались за пожарным КамАЗом по узкой улочке. Наконец, мы добрались до Урала, где участников рейда встретил председатель товарищества «Пшеничка» Николай Крышталюк.
-Ежегодно количество участков у нас сокращается: Урал рвет берега, которые не укрепляются, 17 дач ушли под воду,- посетовал Крышталюк. А тут и пожары донимают садоводов…
Пожарная безопасность и была в центре внимания участников рейда. Журналистам наглядно показали, как тяжело двигаться спецтехнике по дачным массивам: мало того, что дороги узкие, так владельцы участков увеличивают их площадь с помощью заборов, за которыми выращивают различные культуры.
— Узкие проезды, отсутствие разворотных площадок серьезно затрудняют тушение пожаров,- говорит заместитель начальника службы пожаротушения Асхат Сармулдин.- Председатели обществ должны учитывать возможность свободного проезда пожарной техники.
Наши машины смогли развернуться только на узкой площадке на берегу, но следующей весной Урал наверняка его подмоет и она исчезнет. А ведь при прибытии на место тушения пожара необходимо учесть множество нюансов, в том числе скорость и направление ветра. Если пожарный расчет на узкой дороге попадет еще и в дымовую завесу, он потеряет драгоценное время и не успеет к месту пожара. Придется двигаться пешком и нести противопожарное оборудование на себе.
В советское время были разработаны специальные нормы, определяющие ширину улиц при строительстве зданий конкретной этажности. Даже при их полном разрушении в результате войны или стихийного бедствия такая ширина обеспечивала беспрепятственный проезд автотехники.
На дачных массивах телегу поставили впереди лошади: бестолково всего понастроили, беспорядочно проложили дороги и только потом стали задумываться о предварительном планировании таких работ. Вообще узкие дороги – это наследие советского времени, когда далеко не каждый садовод имел машину.
Надо честно признать: никто из председателей товариществ не будет добровольно обеспечивать необходимую ширину улицы. Всегда найдется какой-нибудь дядя Петя, который оттяпает от дороги часть ее территории, а то и вовсе перегородит проезд. А тракторист Петруша из известной песни давно бы застрял на своем «железном коне» на таких «улицах».
Определять их ширину, размещение разворотных площадок необходимо на стадии планировании построек в садоводческих обществах под контролем ЧС и проектных организаций. После необходимых согласований председателю общества должен выдаваться завизированный план. При его наличии будет с кого спросить за нарушения и оперативно их устранять.
Сегодня для обеспечения приемлемой ширины проезда нужно проводит целую «военную операцию». Да и кто добровольно откажется вернуть под дорогу территорию, на которой отлично растет тыква?!
Садоводам общества «Пшеничка» были розданы памятки по противопожарной безопасности, они были проинструктированы по соблюдению противопожарных правил. Делать это нужно, но все-таки от рейда журналисты были вправе ожидать большего. Прежде всего, более предметного и жесткого разговора с председателями и членами товариществ.
Логика должна быть простой: если не действует пряник, используется кнут. Ведь речь идет о безопасности людей, их жизнях.
Редакция обратилась к членам некоторых обществ с вопросом: «Какую проблему садоводства и огородничества вы считаете главной и как ее можно решить?» Примечательно, что никто из респондентов даже не упомянул о противопожарной безопасности: мол, других проблем хватает…
Раиса КОРЗУН («Природа-Швейник»):
— Главный вопрос – транспортный. 15 апреля начинаются перевозки дачников на автобусах, надо и по Уралу это делать не позже. Но уже которую весну начало пассажирской навигации задерживается. Давно пора отделу ЖКХ и перевозчикам решать все организационные вопросы заранее.
Гульжан САЛАХИТДИНОВА («Агротенхснаб»):
— Безобразно организовано электроснабжение ряда участков. В нашем и соседних обществах уже месяц электричество подается только утром и вечером, и то нерегулярно. Говорят, что где-то все это время ремонтируются линии электропередач. Все ответственные лица тебя «футболят» и добиться конкретной информации очень трудно. Но с какой стати от всей этой неразберихи должны страдать пенсионеры и дети? Будьте, уважаемые ответработники, внимательнее к вопросам и запросам граждан.
Виталий НЕВКИН («Труд»):
— Мы, садоводы Учужного затона, попадаем на свои участки только 1 мая. Вопрос речных перевозок самый больной, потому, что он не решается во многом из-за позднего выделения дотации перевозчику. Жесткий контроль со стороны властей и самих садоводов может изменить ситуацию к лучшему.
Любовь УДАЛОВА («Тополек»):
— В свое время мы взяли участки на дачах ТЭЦ во многом потому, что до них очень легко, быстро и комфортно добираться на теплоходе по Уралу. Теперь ездим, точнее — мучаемся в переполненных автобусах маршрута 23А, который обслуживает еще несколько товариществ. На дорогу уходит вдвое больше времени. А что будет, когда садоводы начнут перевозить урожай?! Считаю необходимым возродить теплоходное движение на дачи ТЭЦ.
Александр СУЕТИН, фото Георгия СЕМЕНОВА