Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
7.1 C
Аксай
Еще

    Есть ли будущее у казахстанского судостроения?

    В последнее время в средствах массовой информации СНГ возросло количество аналитических материалов о транспортных коридорах и судостроении. Прежде о строительстве судов, морских и речных, информации почти не было и вдруг аналитики взялись за тему «нефтяного судостроения» и «нефтяного мореплавания». Именно им посвящены исследования экспертного бюро «EnergyFocus», опубликованные в газете «Central Asia Monitor» (№52,3013 г.). Но есть еще военное, речное судостроение… Какие тенденции и перспективы просматриваются здесь? Каково будущее завода «Зенит» и бывшего судоремонтно-судостроительного завода им. В. Чапаева, ныне ТОО «Судоремонтный завод»?

    Наступили на грабли

    Аналитики упомянутого бюро обращают внимание на следующее обстоятельство. В акватории казахстанского сектора Каспийского моря ходят порядка 340 гражданских и военных судов, средний возраст которых составляет около 30 лет. По данным министерства транспорта и коммуникаций, до 2020 года потребность в новых судах в стране составит примерно 240 судов. Потребность в судоремонте – около 200 cудов в год и 1500 до 2020 года.

    Между тем, на каспийском побережье Казахстана нет судоремонтно-судостроительных предприятий, способных возводить новые и ремонтировать действующие суда. Судостроительные предприятия – АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор», работающие в составе «НК «Казахстан инжиниринг», находятся в Уральске почти в полутысяче километров от Каспия. А теперь – внимание! – цитата:

    «Пропускная способность водных путей реки Урал (обмеление, короткий навигационный период) затрудняет развитие потенциала данных судостроительных предприятий, а именно производства и ремонта судов свыше 500 тонн. Учитывая все это, сейчас «Казахстан инжиниринг» работает над созданием в Мангистауской области нового судостроительного и судоремонтного завода, который, возможно, будет объединен с проектом строительства аналогичного предприятия в каспийском порту Курык, реализуемом итальтянской «Eni» и «КазМунайГазом».

    «Зенит» только и спасают военные заказы, и теперь они могут быть переданы будущему заводу на Каспии. Что касается Урала, то мы вновь наступаем на те же грабли: не только обмеление, но и отсутствие регулярных работ по поддержанию гарантированных судоходных глубин создает препятствия для проводки зенитовских судов до Каспия. Почти 40-дневная эпопея проводки корабля «Сардар» с помощью судов ТОО «Флот» по Уралу-батюшке достойна занесения в Книгу рекордов Гиннеса. Ох и намучились речники с очередным зенитовским изделием!.. Но в высоких кабинетах никак не могут договориться с российской стороной об увеличении водосброса из Ириклинского водохранилища – по обмелевшему Уралу трудно двигаться теплоходам с осадкой 0,6-1,2 м, не говоря уже о более значительных плавсредствах.

    Упомянутые компании уже подписали соглашение о строительстве завода в Мангистауской области еще в ноябре 2009 года, а летом 2012 года «КазМунайГаз» получил положительное заключение госэкспертизы по технико-экономическому обоснованию данного проекта. Общая его стоимость оценивается в 42,633 млрд тенге. Так что процесс уже пошел.

    Судоремонтно-судостроительный завод будет осуществлять все виды ремонта судов различных типов и назначений, их техническое обслуживание в количестве до 70-ти единиц в год, а также производство судов водоизмещением до 15 000 тонн (танкеры, сухогрузы, баржи, вспомогательные суда).

     

     Друзья и конкуренты не спят

    Прикаспийские страны усиливают активность на судостроительном рынке. Россия является крупнейшим государством, сформировавшим собственные судостроительные мощности в регионе Каспийского моря.

    Это прежде всего Группа компаний «Морские и нефтяные проекты», выделенная из Объединенных машиностроительных заводов и осуществляющая проекты в области судостроения и инжиниринга морских буровых платформ. В Группу входят ведущие российские судоверфи: «Красное Сормово» (Нижний Новгород),  «Нижегородский теплоход», Волгоградский судостроительный (в 2013 году он был объявлен банкротом), Астраханский судостроительно-судоремонтный им. 3-го Интернационала, «Лотос» (Астрахань), ЦКБ «Коралл» (Украина) и  «Friend&Coldman» (США).

    Предприятия Астраханского комплекса способны строить и ремонтировать суда любого класса и назначения, а также плавучие и стационарные морские разведочные и эксплуатационные платформы и другие технические средства для освоения нефтегазовых месторождений на морском шельфе.

    После создания Объединенной судостроительной корпорации Россия планирует обновить отрасль, там началось массовое строительство танкеров типа «река-море». Скоро на рынок поступит рекордное количество таких судов. В целом судостроительных мощностей в России не хватает, поэтому танкеры будут строиться и за рубежом.

    Не дремлет и Азербайджан. В марте 2010 года рядом с Бакинским заводом глубоководных оснований имени Гейдара Алиева началось возведение новой верфи. Стоимость первого этапа верфи ООО «Каспийский судостроительный завод» определена в размере 405 млн долларов, второго этапа – 60 млн долларов. Бакинский завод рассчитывает получить заказы на строительство танкеров и вспомогательных судов для других прикаспийских стран.

    Даже Туркменистан, в котором собственное морское судостроение практически отсутствовало, берется за дело по-серьезному: в 2017 году в Туркменбаши (бывший Красноводск) откроется новый судостроительный завод. 600 рабочих будут выпускать танкеры, сухогрузы, буксиры, газовые и нефтяные платформы и ремонтировать в год 20-30 судов.

    У России, Азербайджана и Туркменистана судостроительные предприятия будут действовать либо на морском побережье, либо в непосредственной близости от него. Астрахань находится гораздо ближе к морю, чем Уральск, к тому же Волга, в отличие от Урала, доступна для проводки глубокосидящих судов. Понятно поэтому, что Казахстану строить заводы на самом Каспии нужно.

    С другой стороны, завод «Зенит» не должен оставаться без судостроительных или каких-то других заказов. Но тогда необходимо лучше следить за Уралом его судоходной обстановкой.

    Еще одна проблема – отсутствие в Казахстане учебных заведений по подготовке дипломированных морских специалистов в соответствии с требованиями Международной конвенции «Правила дипломирования моряков и несения вахты 78/95». Выход из такой ситуации наметился: в 2013 году начала действовать первая Казахстанская морская академия. Здесь готовят специалистов командного состава палубной команды и машинного отделения, которые будут признаны на международном уровне.

    Где флот для Урала? 

    Но нельзя забывать и о речном судостроении. Начавший работу в 1928 году Уральский судоремонтно-судостроительный завод им. В. Чапаева строил газоходы, речные нефтеналивные и сухогрузные баржи грузоподъемностью 600 и 1000 тонн, морские баржи проекта 1736 грузоподъемностью 500 тонн для перевозки ракушеблоков на Каспийском море, брандвахты, карчекраны, пассажирские теплоходы типа «ПС» и «Речной»…

    Преодолев кризис, предприятие возрождается: строит пассажирские суда, паромы, земснаряды, насосные станции. Но есть ряд объективных факторов (в том числе дороговизна материалов), не позволяющих возобновить строительство барж для ТОО «Флот». А ведь они, в основном, выработали свой ресурс.

    Официальными лицами озвучивались планы речных перевозок цемента и других грузов для предприятий, занятых на освоении углеводородных богатств Северного Каспия. Вынашивались также планы строительства современного грузового причала около ТЭЦ. Если судоходство на Урале сохранится и будет развиваться, то это, конечно, станет хорошим стимулом для строительства речного флота. Но тогда ТОО «Судоремонтный завод» необходимо помочь инвестициями, возможна также кооперация с российскими судостроительными предприятиями.

    Необходимо также отремонтировать находящийся  на территории завода слип – уникальное сооружения для подъема и спуска судов. Кроме Уральска, такие объекты в Казахстане есть только на Иртыше и на реке Или. Словом, надо работать – тогда придет и результат!

    Александр СУЕТИН


     
    Предыдущая статьяТвои люди, ГКК!
    Следующая статьяИдеи — ваши, поддержка — наша
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Больше миллиона тенге за отопление обязали вернуть монополиста уральцам

    АО «Жайыктеплоэнерго» не дотопили на общую сумму в 1,1...

    В пригородах Уральска развиваются индустриальные зоны

    На территории площадью 281 га возле Международного аэропорта им....

    Рекомендуем

    Как и где в новом году уральцы будут платить за свет?

    В июле этого года были внесены изменения в законодательные...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл