Акимат Березовского сельского округа Бурлинского района, где в конце ноября прошлого года произошло массовое отравление детей неизвестным газом, проводит опрос жителей села на предмет возможного переселения. Об этом «Н» сообщили жители села.
Куда хотите переехать?
По словам березовцев уже несколько дней как по домам сельчан ходят местные школьные учителя и от имени сельского акимата просят заполнить опросник.
«В связи с модернизацией газонагнетательных мощностей Установки комплексной подготовки газа-2 (УКГП-2) в краткосрочной и среднесрочной перспективе и возможного расширения санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в южной части месторождения Карачаганак, рассматривается вопрос о возможном переселении населения из населенных пунктов потенциально попадающих в пределы новых границ СЗЗ», — указываются причины опроса в анкете.
Далее в опросном листе жителям предлагаются три населенных пункта с указанием дат возможного переселения. Первый вариант — в квартиру многоэтажного дома в городе Аксай (3-4 квартал 2015 года), второй вариант — в частный дом с земельным участком села Аралтал в пригороде Аксая и третий — поселок Бурлин (конец 2016 — начало 2017 годов).
Жители Березовки к данному опросу относятся неоднозначно.
По словам жительницы села Алии Мурзабековой, при личной встрече с акимом Березовки тот сообщил ей, что вопрос переселения еще не решен и опрос — мера предварительная.
— Аким сказал, что население опрашивают предварительно на случай расширения месторождения. Но мы все равно обрадовались. Значит есть положительные сдвиги в нашем вопросе, — говорит Алия Мурзабекова.
Однако Тлек Темиргалиев оптимизм односельчанки не разделяет. Он отец отравившегося 28 ноября 2014 года 11-летнего Темирлана. По его словам, сын до сих пор не оправился от того массового отравления, по-прежнему время от времени теряет сознание. От помощи врачей легче подростку не становится.
— Не верится, что они нас переселят. Перед выборами, наверное, это делают. Сами посудите, опросный лист — это просто бумага, которая не внушает доверия, ни бланков, ни печатей. Вот, что меня смутило, но я все равно указал Аксай, — рассказывает Тлек Темиргалиев.
Невозможное возможно
Аким Березовского сельского округа Жубаныш Хайруллин подтвердил, что анкетирование — инициатива властей, но переселение — вопрос еще нерешенный.
— Там четко и ясно написано, что переселение возможно, если будет расширение санитарно-защитной зоны месторождения в сторону Березовки. Только тогда, подчеркиваю, возможно переселение, — сообщил по телефону Жубаныш Хайруллин.
По словам акима, с помощью опроса власти предварительно определяют куда, какое количество сельчан хочет переехать. Анкетирование завершено, данные пока обрабатываются.
Сергей Соляник, консультант экологической организации «Crude Accountability», говорит, что это анкетирование порождает вокруг ситуации с переселением села множество дополнительных вопросов. В частности, эколог считает, что при переселении жителей власти по закону обязаны не только предоставить людям жилье, но и компенсировать моральный и физический ущерб, нанесенный березовцам в результате массового отравления.
— Расширение СЗЗ — это вынужденное переселение. То есть людям, кроме квартиры или дома с земельным участком должны выплатить денежные компенсации за принудительный переезд с родных мест и физический вред, особенно детям, — отметил Сергей Соляник.
Массовое отравление больше сотни жителей села Березовка Бурлинского района Западно-Казахстанской области произошло 28 ноября 2014 года. Около 25 детей одновременно потеряли сознание во время школьных занятий. Власти до сих пор расследуют инцидент по уголовной статье «Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшее причинение вреда здоровью двух и более лиц». Сами жители Березовки уверены, что отравление произошло в результате выбросов с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, границы которого проходят по окраине села. Руководство месторождения в лице консорциума «Karachaganak Petroleum Operating B.V.» утверждает, что все отжиги и выбросы газа происходят в соответствии с экологическими нормами.
Санат Урналиев