Кандидат экономических наук Наталья ЧЕРЧЕНКО оказалась изгоем у руководства всех уральских вузов. В столь неприятную ситуацию преподаватель с 25-летним стажем попала после того, как вскрыла целый ворох нарушений в учебной деятельности своего родного КазИИТУ, которые впоследствии подтвердила прокурорская проверка.
О том, почему она оказалась в опале и с каким трудом ей приходится бороться за свое честное имя, Наталья Черченко рассказала в эксклюзивном интервью нашей газете.
— Наталья Александровна, расскажите, с чего начались ваши проблемы?
— Перед тем, как рассказать свою историю, сразу хотела бы попросить прощения у своего отца, так как он не желал, чтобы я предавала свои проблемы широкой огласке. Однако молчать я уже не могу. Итак, осенью 2013 года я занимала должность декана экономического факультета КазИИТУ (ныне Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем – ред.). В те дни пришло сообщение, что из Министерства образования должна была приехать комиссия с проверкой. Целью проверки было соблюдение требований по объединению пяти частных вузов Уральска в единый – Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет (ЗКИГУ). Когда я начала готовить документы к проверке, то обнаружила множество нарушений: дефицит преподавателей с учеными степенями, махинации при приеме на некоторые специальности, мне даже не удалось найти печать единого вуза, ее просто не было. Однако руководство вуза, в том числе учредитель КазИИТУ Аксерик АЙТИМОВ, сказало мне: «Ничего страшного, ты пройдешь проверку успешно». Но я решила, что не буду потворствовать этим нарушениям и рисковать своей репутацией, и уволилась по собственному желанию.
— Тогда вы и решили написать в Министерство образования о том, что творится в уральских частных вузах.
— Совершенно верно. Я отправила в МОН РК обращение, где расписала все безобразия, происходящие в вузе: и как преподаватели продают дипломные и магистерские работы, и как на специальность «Дизайн» принимают сотни студентов, чтобы потом перевести их на другие специальности, и как идут приписки кандидатов и докторов наук, которые являются преподавателями иногородних и иностранных вузов, но числятся как собственные. Спустя некоторое время из министерства прибыла проверка, однако она ничего противозаконного не обнаружила. С той поры я стала настоящим изгоем. Теперь меня ни один вуз под разными предлогами не принимает на работу: то я якобы не сдала документы, то у них нет часов. При этом все вузы плачутся, что им нужны кандидаты наук. Но как только они слышат мою фамилию, так сразу выясняется, что им никто не нужен. В частности, я пыталась трудоустроиться и в ЗКГУ, и в ЗКАТУ, и в «Евразию». В ЗКАТУ мне сказали, что у них нет для меня часов, даже не стали записывать на прием к Бозымову (в то время — ректор ЗКАТУ – ред.), а ректор ЗКГУ Асхат ИМАНГАЛИЕВ и вовсе разговаривал со мной в уничижительном тоне, морально унижал. Хотя вначале он говорил, что им нужны кандидаты, я даже провела несколько занятий со студентами, а потом вдруг резко попала в опалу. Меня ни с того ни с сего обвинили в том, что я якобы брала деньги у какой-то студентки за помощь в учебе, поэтому Имангалиев сказал: «Нам такие преподаватели не нужны». Вообще есть такой слух, он неофициальный, но я ему верю, о том, что негласный указ не брать меня на работу исходит от Аксерика Айтимова, так как он имеет большой вес в сфере образования ЗКО. Не стоит забывать, что его родная сестра Бырганым Айтимова одно время занимала пост министра образования, видимо, поэтому и проверки в КазИИТУ всегда проходили как по маслу, хотя вышеуказанные нарушения существовали там не первый год. Почему у Айтимова такое отношение ко мне? Ведь в свое время, в конце 1990-х я была среди немногих, кто остался с ним и не ушел в институт «Евразия», я стояла у истоков создания КазИИТУ. В общем, в настоящее время я веду занятия в ЗКИГУ, на базе АТиСО, лишь здесь мне пошли навстречу, спасибо им за это, однако нагрузка, которую мне дали, слишком мала в рамках объединенного вуза и не соответствует степени кандидата наук.
— Вы говорите, что проверка из министерства не обнаружила никаких нарушений, однако спустя год все то, о чем вы писали, подтвердили в прокуратуре ЗКО.
— В том-то и дело, что осеню 2014 года в ЗКИГУ состоялась прокурорская проверка. Вот тогда и вскрылись все те факты, которые «не увидели» проверяющие МОН РК. В своем памятном выступлении в январе текущего года прокурор области Серик Караманов чуть ли слово в слово повторил мое обращение в министерство. Было сказано о том, что в вузе под видом своих ученых работают кандидаты и доктора наук из других стран, что специальность «Дизайн» служит перевалочной базой для студентов, не набравших порогового балла на ЕНТ, что объединение пяти вузов в один произошло формально, а на деде каждый вуз сохранил свою юридическую самостоятельность и так далее. Вот тогда и выяснилось, что все то, о чем я сигнализировала руководству министерства – чистая правда. Но эта правда мне в итоге вышла боком. Какие только унижения и сплетни я не слышала за эти два года, я уже устала биться с этой бюрократической машиной. Я готова назвать поименно тех, кто берет взятки, кто продает дипломные и магистерские работы, кто как защищался, как получали дипломы сотрудники наших акиматов, правоохранительных органов, однако, по всей видимости, эта информация мало кого интересует.
— Куда вы обращались по поводу своих проблем с трудоустройством?
— Непосредственно в министерство образования. Однако там сослались на то, что мною якобы не были должным образом поданы документы в отдел кадров данных вузов, хотя я обращалась туда и устно, и письменно. Просто меня не хотят брать из-за моей принципиальности. Что касается нарушений в ЗКИГУ, то я дополнительно о них написала в Генеральную прокуратуру и в администрацию Нурсултана Назарбаева. Местная прокуратура со мной на контакт не идет, меня никак не могут записать на прием к прокурору ЗКО Караманову, то переносят встречу, то вообще отказывают в приеме, а на днях сам Караманов ответил мне, что не имеет право лоббировать мои интересы по приему на работу. При чем здесь мои интересы, вопрос трудоустройства – лишь часть моего обращения, я же говорю о системных нарушениях в нашем вузе, из-за которых и произошел конфликт. В департаменте по делам госслужбы и противодействию коррупции мне ответили, что уголовное дело по фактам нарушений в ЗКИГУ расследует ДВД ЗКО. Туда же и было отправлено мое заявление о привлечении сотрудников КазИИТУ к уголовной ответственности за получение взяток от студентов. В общем, на местном уровне никакой справедливости я найти не могу. Хотя и надежды на вышестоящие органы тоже мало. К примеру, я звонила в Агентство по противодействию коррупции, рассказывала о фактах взяточничества в вузе, но оттуда мое обращение просто переправили подчиненным в ЗКО, и в итоге все опять затихло.
— Чего вы хотите добиться?
— Я хочу восстановить свое честное имя и вернуться к преподавательской деятельности. У меня 25-летний преподавательский стаж, кандидатская степень, а трудоустроиться я никуда не могу. При этом все знают, насколько сейчас местные вузы нуждаются в кандидатах и докторах наук. К тому же за все время работы ни один студент не пожаловался на меня. Я уже устала бороться, никто со мной даже разговаривать не хочет. Получается, если берешь взятки и закрываешь глаза на нарушения – ты хороший, а как проявил принципиальность и нетерпимость к коррупции – так сразу стал плохим? Все, что хочу – чтобы меня признали как профессионального преподавателя с ученой степенью и прекратили игнорировать за ту правду, которая была мною вскрыта.
Беседовал Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО
От редакции:
«Н» попыталась связаться с учредителем КазИИТУ Аксериком Айтимовым, чтобы услышать его точку зрения. Однако застать его на месте оказалось весьма проблематичным. В приемной Айтимова либо ссылались на то, что он проводит совещание, либо на его отсутствие. В итоге узнать, что глава КазИИТУ думает по поводу обвинений от своей бывшей сотрудницы, так и не удалось. Тем не менее мы готовы предоставить г-ну Айтимову газетную площадь для его комментария.