Нет в нашей стране ни одной семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная. Я хочу рассказать об одной своей односельчанке, чья жизнь как капля воды отражает судьбу народа.
С Шурочкой мы учились в одной школе, в одном классе. На ее долю выпало много испытаний. Отца увез «черный воронок» еще до войны. Его расстреляли в саратовской тюрьме как «пособника врагов народа», а Шура получила тягостное клеймо дочери «врага народа» и ей единственной в классе отказали в приеме в пионеры. В те годы это было страшным наказанием. Сколько слез она пролила, знала лишь ее тощая подушка.
После четвертого класса надо было ходить в школу в другой поселок за полтора километра, одежды и обуви теплой не было, и всю зиму она сидела дома. С приходом весны график ее жизни менялся. Колхозная плантация была рядом с поселком, и Шура работала на ней, постепенно взваливая на свои хрупкие плечи непосильную ношу.
Победу ждали все, в том числе и она. И для нее это радость была на самом деле со слезами на глазах – ее отца уже не было в живых. Послевоенные годы тоже не были сладкими. В 1948 году правление колхоза посылает Шуру на курсы трактористов в Зеленовскую МТС. Была такая государственная организация по ремонту сельхозтехники и ее обслуживанию. Учили так: закрепляли ученицу за трактористом, а в те годы бригады трактористов процентов на 70 состояли из женщин, и обучение шло на практике. В холодных цехах местные «кулибины» разбирали сломанные трактора, колдовали над изношенными деталями, реставрировали, подваривали-протягивали, одним словом, давали технике вторую жизнь. А зимними вечерами в кабинете главного инженера группа изучала технику по плакатам. Так Шура встала в строй кормильцев страны, разрушенной после самой кровопролитной войны XX века.
Не было у Александры Григорьевны ни платьиц, ни туфелек, а были годы непосильного для юной девушки труда. Она вместе со своими подругами достойно несла трудовую вахту на изношенных, латанных-перелатанных тракторах марки СТЗ, прозванных в народе «колесник», вплоть до самой целинной эпопеи. Только с началом массового освоения целинных и залежных земель «девичьи батальоны» отправили в отставку. К тому времени она встретила своего суженного, которого ей придется рано схоронить. Видно, сказались перегрузки, ведь в уборку зерновых механизаторы пересаживались на комбайны и этот цикл сельхозработ не прерывался из года в год. Годы брали свое, дети выросли. Сын забрал ее в г. Уральск. Александра Григорьевна НОВИКОВА до сих пор влюблена в заливные луга родного поселка, в песню жаворонка, в молочный дух подойника, в запах сиреневых головок чеснока и зеленого укропа, сорванного со своей грядки. А про испытания, выпавшие на ее долю, говорит: «На все воля Божья».
П.Ф. Косицын, Зеленовский район