Похоже, что система профтехобразования зашла в какой-то тупик. Иначе как объяснить очередное ноу-хау о передаче колледжей в доверительное управление предприятиям, вокруг чего и разгораются справедливые споры в ЗКО.
Бери не хочу
Кстати, министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ как-то обмолвился, что Казахстан не может готовить полноценные кадры для отечественной промышленности.
— Сейчас в стране начинается вторая пятилетка индустриализации, поэтому подготовка кадров имеет большое значение. Мы должны подстроить систему профессионально-технического образования под рыночные отношения посредством передачи колледжей в доверительное управление компаниям и частным предприятиям. А чтобы эти компании вкладывали средства в подготовку кадров в этих колледжах, должны создать налоговое стимулирование. В развитых странах основное бремя лежит на частных компаниях. Государство не может потянуть все затраты на образование.
В общем, хочет бизнес или нет, его просто обяжут взвалить себе на плечи профтехобразование. В министерстве образования ссылаются на исторический опыт в странах со значительной долей промышленных предприятий, где бизнес «эволюционно» пришел к осознанию важности своевременной подготовки кадров для себя. При этом отмечается, что для всего этого требуется комплекс стимулов экономического характера.
Ясно, что далеко не все ясно
Перекладывание головной боли профтехобразования на плечи бизнесменов будет идти в рамках внедрения всем известной дуальной системы, когда обучать студентов предлагается, не отходя от станка. То есть это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит практически на рабочем месте в предприятии. Таким образом хотят решить как проблему низкого уровня знаний выпускников колледжей, так и невысокого процента трудоустройства молодежи.
В ряде сообщений МОН РК отмечается, что уже 11 казахстанских колледжей взяты под шефство бизнеса на основе четырехсторонних договоров. В дальнейшем колледжи, которые пройдут профилизацию, будут задействованы в данной реформе. Но данный процесс займет некоторое время. Ожидается, что на первоначальном этапе предприятия могут создавать свои обучающие центры на базе колледжей. При подобных учебных заведениях также планируется учреждение консультативных советов с участием работодателей.
То есть бизнесменам предлагают взять в свои руки всю систему среднего профессионального образования с последующим трудоустройством выпускников, вложением средств в модернизацию технической базы. Частное лицо возьмет ответственность за инфраструктуру, оснащение материально-технической базы и другие возможности, а государственно-частное партнерство со стороны государства — социальный заказ, который будет финансироваться за счет госбюджета.
А готов ли бизнес?
Сообщается, что в процессе внедрения дуальной системы обучения курс будут держать, строго ссылаясь на опыт Германии, которая считается родоначальником. Мол, немецкая система профобразования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Отмечается, что германское дуальное обучение введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Примерно половина молодых людей Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством профессий.
— Все это, конечно, безумно интересно и мы рады за то, как эта система прижилась в Германии, — отмечает один из бизнесменов, пожелавший остаться неизвестным. – Однако опыт Германии нам может оказаться не по силам. Посудите сами, как многопрофильный колледж будет передан в доверительное управление одному предприятию, пусть даже и очень крупному, ведь колледжи порой готовят кадры по различным специальностям, включая строителей, сварщиков, слесарей и прочих, а на предприятии, к примеру, будут востребованы только электрики? И это только одна сторона медали. Потом какие предприятия аграрно-промышленного комплекса смогут потянуть управление учебными заведениями? Ведь фермерские хозяйства обычно небольшие, где своих-то штатных работников не бывает, не говоря уже о трудоустройстве студентов. Да и не получится ли так, что сельская молодежь у нас потом останется не у дел после окончания школы, потому что не сможет получать образование в колледжах, куда их просто не захотят брать?
По мнению представителей бизнеса и руководителей колледжей, для привлечения молодежи в ряды технарей нужно вводить государственное обеспечение студентов колледжей рабочих специальностей.
— В колледжи в основном идут ребята из малообеспеченных семей, осознавая, что их там могут обуть, одеть и накормить, и это один из вариантов выживания, — отмечают работники колледжей. — Поэтому довольно остро стоит вопрос об обеспечении колледжей. Это раньше представителям рабочих профессий выдавали квартиры и общежития. Возьмет ли государство сейчас на себя проблему создания условий для людей рабочего класса?
— Доверительное управление под силу тем предприятиям, которые имеют стабильный объем работы, — считает директор ТОО «Отделстрой» Валентина МИХНО. – В условиях, когда сегодня предприятия имеют объект и, следовательно, работу, а завтра ее уже нет, так как не был выигран тендер, это будет сделать довольно сложно или практически невозможно. К примеру, мы работаем несколько десятков лет, участвуя в 10-15 тендерах, но и у нас бывают года, когда мы не выигрываем ни одного тендера. Нашему предприятию по несколько раз в год приходится доказывать свою состоятельность. Бывает, что фирмы-однодневки получают объект, а мы, оставаясь не у дел, отправляем своих рабочих в неоплачиваемые отпуска и помогаем им найти работу на других предприятиях, чтобы люди не остались без средств к существованию. Поэтому взять в таких условиях колледжи в доверительное управление — было бы с нашей стороны большой безответственностью.
Видение Нацпалаты
Нацпалату государство тоже наградило немалой долей ответственности за то, как будет проходить процесс передачи колледжей бизнесу. Судя по отчету заместителя директора Палаты предпринимателей ЗКО Айгуль АБУЛКАИРОВОЙ, работать в этом направлении им приходится интенсивно. Так, совместно с управлением образования ЗКО уже определены 14 колледжей (584 студента), 40 предприятий, участвующих в эксперименте по внедрению элементов дуального обучения. Заключены 44 трехсторонних договора, и всем колледжам присвоен статус «экспериментальных площадок».
— Мы проводим точечную работу с предприятиями, вошедшими в дуальную карту с целью анализа проблем внедрения дуального обучения, посетили 26 предприятий из 40, — отчитывается Айгуль Куспановна на заседании Регионального совета предпринимателей ПП ЗКО, где обсуждались механизмы передачи колледжей в доверительное управление крупным предприятиям.
— Безусловно, положительный опыт среди местных компаний уже имеется, — отмечает директор ПП ЗКО Кенес АБСАТИРОВ. – В качестве хорошего примера можно привести компанию «Конденсат», где был открыт Центр развития персонала по переподготовке и повышению квалификации. Все мы знаем, что это крупная компания, которая не боится брать на себя серьезные проекты. При этом конденсатовцы находят время и возможности для открытия обучающих центров, где будут выращивать кадры из потенциальных кандидатов на трудоустройство. Также открыт учебный Центр и при ИП «Евенеева», заключены соглашения о взаимном сотрудничестве по подготовке кадров с действующими учебными Центрами «Алим» и «Орал-Андас», подписан договор о шефстве между колледжем сервиса и новых технологий и ИП «Евенеева». Такой же договор сейчас на рассмотрении между ТОО СКФ «Отделстрой» и политехническим колледжем.
Однако, исходя из анализа ситуации по профтехобразованию в стране, который представила Нацпалата, проблем в этой сфере выше крыши. Эксперты отмечают, что в системе образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов, а вместе с ним произойдет и снижение численности молодежи в возрасте 17-25 лет (на 12-15% к 2016 году по сравнению с уровнем 2010-го). Это приведет и к сокращению предложений на рынке труда. Это означает, что назрела необходимость в формировании предложений высокопроизводительных рабочих мест, а также – радикального повышения подготовки кадров. Однако сегодня доля работодателей в подготовке кадров не превышает 1%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 30%.
— В большинстве отраслей не изучен заказ на сертификацию специалистов, которые фактически отсутствуют, а становление сертификации в отрасли подменяется пилотной системой, при этом оценка уровня профессиональной подготовленности фактически обслуживает не отрасли, а только сферу образования, — выступает Абулкаирова. – Значительная трата ресурсов не оправдывает себя, сертификаты не востребованы. Отсутствует единый орган, обеспечивающий методологическое сопровождение и координацию становления национальной системы квалификации. Значительные средства расходуются на разработку профессиональных стандартов без участия отраслевых ассоциаций. При этом ряд отраслевых ассоциаций, особенно региональных, по уровню финансовой обеспеченности и компетентности не готовы к участию в процессе национальной системы квалификации. Деятельность учебных центров по подготовке специалистов не лицензируется. Кроме того, отсутствуют единые правила, поэтому их создание приобретает преимущественно коммерческую направленность. Чтобы решить все эти проблемы, Нацпалата предлагает разработать единые правила создания и деятельности учебных центров, а потом аккредитовать их через региональные Палаты предпринимателей.
Как сообщила замдиректора ПП ЗКО, действующее законодательство предусматривает сложный механизм передачи государственных колледжей в доверительное управление. Колледжи в форме АО или ТОО передаются в доверительное управление на основе тендера компаниям.
— Мы считаем, что передача в доверительное управление возможна только для профильных организаций технического и профессионального обучения, — отмечает Айгуль Куспановна. — Но необходимо разработать рекомендации по пошаговому механизму передачи учебных заведений, подробно разъяснив все вопросы финансирования, возможные финансовые обременения и риски. А также внести в правительство предложение по налоговым преференциям, отнесению всех затрат на образование к вычетам доверительных управляющих и предприятий, участвующих в подготовке кадров.
Как замечает руководитель отдела профтехобразования и подготовки кадров обл УО Мирас САПАРГАЛИЕВ, вопрос передачи в доверительное управление колледжей предполагался с последующим выкупом. Но министерство образования не рассматривает версию приватизации, а предлагает доверительное управление или шефство.
— Мы свои критерии тоже будем направлять в минобразования, — говорит Сапаргалиев. – Во-первых, должно быть совпадение по профилю колледжей и тех компаний, куда они будут переданы. Во-вторых, большое значение имеет их территориальная приближенность, чтобы учащиеся могли проходить практику на этих предприятиях, которые бы заказывали кадры для своих нужд и выплачивали бы стипендии для учащихся. Потом в ЗКО нет сельскохозяйственной или строительной ассоциации работодателей. А их необходимо будет создавать, чтобы потом они могли управлять колледжами.
А как же дети?
Если следовать новой концепции профтехобразования, то работодатели должны стать главными действующими лицами в подготовке рабочих и специалистов, обеспечивать контроль не только за качеством их подготовки, но и совершенствовать содержание профессиональных программ в соответствии с требованиями современного производства. Работодателей призывают смело вкладывать свои средства в образование своего персонала, поскольку, опять же ссылаясь на мировой опыт, эти вложения являются самыми эффективными, так как они позволяют повысить конкурентоспособность компаний на мировом рынке в условиях нарастающей глобализации. Вот такие красивые слоганы применяются в качестве аргументов.
А еще министр образования и науки говорит, что, мол, таким образом наши дети будут учиться на рабочем месте:
— Прикрепить их к учителю-наставнику, и не надо ни завучей, ни проректоров по воспитательной работе. Каких мастеров готовили таким проверенным способом! Это поможет профтехобразованию и не станет фактором накопления некоторой напряженности в молодежной среде.
Однако директора колледжей пока в полной растерянности. Во всей этой ситуации их больше беспокоят судьбы детей, которые в большей части идут в колледжи не от хорошей жизни.
— Не секрет, что в колледжи идут те, кто потом не будет портить в школах итоги ЕНТ, — говорит директор колледжа сервиса и новых технологий Эльмира ДЖЕКСЕНОВА. — А это в основном 15-летние дети из малообеспеченных, неполных или проблемных семей. Колледжи, по сути, спасают их от уличных проблем. Три года они обучаются, а потом, конечно, не все идут работать по профессии. И предприятиям наверняка будет проблематично осилить управление каким-то учебным заведением, где обучают разным профессиям. Если только можно будет объединяться. Если же мы сократим прием таких детей, учитывая потребности предприятий, то куда потом мы будем девать их? Очень беспокоит, что такие парни и девушки могут в результате всего просто оказаться за бортом. Потом многие работодатели у нас хотят заполучить сразу опытные кадры, всему обученные. Но такого не бывает. К таким детям нужен подход, их нужно учить, а еще и воспитанием заниматься и помогать, а не сразу включать в черный список неучей и неудачников! Ведь они — еще совсем дети…
— Суровая правда жизни такова, что мы берем в колледжи то, что есть, — вторит директор Акжаикского аграрно-технического колледжа Бакытжан КУСПАЕВ. – Потом с нас еще и требуют высокий процент трудоустройства по профилю этих выпускников. Но мальчишки и девчонки идут на работу туда, куда их берут, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, и многие пристраиваются не по профессии. А это тоже проблема. Ведь предприятия будут брать только тех, кто востребован для них. А что же будет делать остальная молодежь, пополнять ряды правонарушителей?
«Колхоз и мамбетизм»
Именно так назвала депутат мажилиса парламента Дарига НАЗАРБАЕВА идею создания колледжей мирового уровня, строительство которых, как известно, было заморожено:
— Вообще само название «колледжи мирового уровня» мне очень напоминает один известный проект «Нью-Васюки» уважаемого Остапа Бендера. Вот это слово «мирового уровня» — это такой колхоз и мамбетизм, честное слово! Что такое «мировой уровень»? У нас что мирового уровня уже индустрия вовсю процветает? — заявила она на заседании комитета мажилиса.
Напомним, что причиной остановки строительства таких колледжей в Астане и Алматы, которое было рассчитано на 2016-2017 годы, стали общеэкономические проблемы и сокращение финансирования по стране. Все эти проблемы обрушились на нас в прошлом году. Именно тогда в минобразования подтвердили, что 11 колледжей были переданы в доверительное руководство крупным казахстанским компаниям, а решение это было принято после совещания с Национальной палатой предпринимателей и местными исполнительными органами.
Так что, пожалуй, лучше, чем Дарига Назарбаева в этой ситуации и не скажешь. Ведь чтобы копировать заграничные модели дуальной системы, которая, кстати, неплохо была апробирована в советское время, когда теория и практика действительно были неразделимы, так как повсеместно работали предприятия и заводы, которых сейчас и в помине нет, необходимо иметь развитую сеть самых различных устойчивых производств.
— Государство должно предусмотреть какие-то преференции для тех предприятий, которые будут готовить себе кадры, — отмечают предприниматели. — Иначе как они будут содержать этих студентов, обучать их и платить им стипендии? Необходим закон о дуальном образовании, которого еще нет. Есть только проект. Разве будет предприятие четыре года ждать специалиста, пока он будет обучаться, да еще и платить за него?
В заключение хотелось бы отметить, что сейчас, видимо, хотят перекроить старое выцветшее платье с заплатками на новый лад, а в закройщики берут бизнес, который еще до конца не понимает, что от него все время хотят. Не получилось бы так как с 12-летним образованием, которое на протяжении долгих лет вводили в виде экспериментальных площадок, а потом в одночасье отказались, сославшись на то, что нынешняя образовательная система пока к этому не готова. Так, может быть, с передачей колледжей тоже не стоит пришпоривать коней, разумно оценив современные реалии?
Подготовила Галина КАРЕНСКИХ
В ЗКО существует 38 колледжей, 22 из которых готовят специалистов рабочих специальностей.