Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
2 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Пенсия в перспективе

    В пенсионной системе Казахстана грядут нововведения. Корреспондент «Н» изучил новую Концепцию по ее модернизации и выделил основные направления для тех, кто собирается уходить на заслуженный отдых в ближайшие 15 лет.

    Что было?

    Бурные обсуждения пенсионной системы велись еще тогда, когда прекрасной половине женского населения, несмотря на массовое несогласие, все-таки увеличились возраст выхода на пенсию – с 58 до 63 лет. Напомним, что изначально предлагалось начать его увеличение, начиная с 2014 года. Но после многократных дискуссий, которые всколыхнули всю республику, президент РК сделал заявление о доработке законопроекта и предложил начать поэтапное увеличение женского пенсионного возраста с 2018 года. «Работу по его отстаиванию в общественной дискуссии правительство и, в частности, министерство труда и социальной защиты населения провалили», — такую оценку дал тогда президент, поручив при этом разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года. «Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца», — сказал Нурсултан Назарбаев.

    После этого всем известный молодой министр труда и социальной защиты населения Серик Абденов, который ездил по городам и весям и разъяснял пенсионную реформу, и в результате чего даже подвергся конфузу, когда его обкидали яйцами на одной из пресс-конференций с народом, был разжалован в должности, распрощавшись с министерским креслом. В общем, за то, что реформу не удалось запустить гораздо раньше, отдуваться пришлось одному Абденову, которого еще и наградили прозвищем «Патамушто» за то, что, растерявшись, он не смог сразу ответить на вопрос, повторив это слово несколько раз.

    И что сделали?

    И вот с легкой президентской руки согласно уже принятому закону на пенсию в 63 года начнут выходить с 2027 года женщины, родившиеся в 1964 году. Процесс повышения пенсионного возраста для женщин будет проходить поэтапно, и начнется он с 1 января 2018 года, когда на пенсию будут выходить женщины, достигшие не 58, а 58,5 лет. С 1 января 2019 года — по достижении 59 лет, с 1 января 2020 года — 59,5 лет, с 1 января 2021 года — 60 лет, с 1 января 2022 года — 60,5 лет, с 1 января 2023 года — 61 года, с 1 января 2024 года — 61,5 года, с 1 января 2025 года — 62 лет, с 1 января 2026 года — 62,5 лет и, наконец, с 1 января 2027 года – уже 63 лет соответственно.

    Помимо всего этого, с 1 июля 2017 года пенсия будет назначаться в зависимости от стажа. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК сообщала вице-министр здравоохранения и социального развития РК Светлана Жакупова. По ее словам, Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года, утвержденная указом главы государства от 18 июня 2014 года, предусматривает несколько аспектов. Она рассчитана на долгосрочную перспективу. На первом этапе (2016 — 2020 годы) планируется заложить правовые основы и обеспечить реализацию первоочередных мер модернизации пенсионной системы. На втором этапе (2020 — 2030 годы) будут приняты меры по повышению эффективности модернизированной пенсионной системы и дальнейшему совершенствованию механизмов защиты прав вкладчиков и получателей пенсионных выплат. Данный этап будет характеризоваться введением обязательности заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС.

    Так что же будет?

    Отвечая на этот вопрос, сразу же отметим, что согласно новой Концепции базовую пенсию «привяжут» к стажу. То есть с 1 июля 2017 года произойдет изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. При стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет размер базовой пенсии составит 50% от величины прожиточного минимума, и будет увеличиваться за каждый полный год сверх 10 лет на 2% (от прожиточного минимума). Соответственно, если стаж будет равен 20 годам, то базовая выплата будет в пределах 70% от прожиточного минимума. Максимум — это один прожиточный минимум, если у пенсионеров будет стаж 35 лет и более.

    Напомним, что сейчас базовая пенсия назначается без учета трудового стажа и вне зависимости от имеющихся доходов и составляет 11 182 тенге (2015 год). Для тех, кто не имеет трудового стажа до 1 января 1998 года и не участвует в накопительной пенсионной системе, предоставляется государственное социальное пособие по возрасту, размер которого составляет 50% от величины прожиточного минимума.

    Во-вторых, с 2018 года введут новый условно-накопительный компонент за счет 5% взносов работодателя от доходов работников на условные пенсионные счета, открытые в ЕНПФ. Его участниками будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5% пенсионных взносов, начисляемых от размера дохода работника за счет средств работодателя. Все будет выглядеть следующим образом: работодатель из фонда оплаты труда за каждого своего работника будет перечислять 5% с 1 января 2018 года. Данные взносы будут аккумулироваться в ЕНПФ. Они не будут наследоваться, а будут перераспределяться между участниками пенсионной системы на выходящих пенсионеров. Через 5 лет после введения условно-накопительной системы выплаты начнутся с 1 января 2023 года. Это время дается на формирование активов на выплаты.

    В-третьих, будет сохранена выплата пенсии из действующей накопительной пенсионной системы, формируемой за счет 10% отчислений самих работников. При этом величина получаемых пенсионных выплат зависит от регулярности отчислений взносов граждан в систему, а также уровня доходности пенсионных накоплений.
    Отдельной графой в Концепции выделяется реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур. Предлагается с 2016 года осуществить перевод на полное государственное пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур, имеющих общий трудовой стаж 25 и более лет, из которых не менее 12,5 лет составляет непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах. Также будет предоставлено право на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет для рядового и младшего начальствующего состава правоохранительных органов. Кроме того, предлагается отменить норму об уплате за счет бюджетных средств обязательных пенсионных взносов в размере 20% от денежного содержания сотрудников силовых структур при условии их перевода на государственное пенсионное обеспечение. Для этого будут осуществлять одномоментный возврат в доход бюджета половины их пенсионных накоплений, перечисленных за счет бюджетных средств, с сохранением другой половины на индивидуальных пенсионных счетах сотрудников в ЕНПФ.

    Чем все закончится?

    Анализируя планируемые изменения, эксперты отмечают, что основную ставку правительство делает на разделение ответственности за пенсионное обеспечение между субъектами экономического цикла – работниками, работодателями и государством. Такое разделение, по их мнению, прослеживается в лучших мировых практиках. Диверсификация источников пенсионных выплат должна предоставить гражданам определенные гарантии при выходе на пенсию. Однако казахстанцам придется постепенно перестроиться и привыкнуть рассчитывать в первую очередь на себя, делая отчисления в пенсионные фонды на всем протяжении своего профессионального пути, нежели рассчитывать на полное обеспечение от государства. Хотя удивляться терпению наших граждан не приходится, ведь в свое время мы все-таки «проглотили пилюлю» повышения пенсионного возраста притом, что, к примеру, в соседней России и Белоруссии он не менялся с советских времен и по-прежнему составляет 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.

    Немаловажным фактором также станет способность бизнеса адаптироваться к новым изменениям. С учетом недавно введенных ОПВ и вводимого в скором будущем условно-накопительного компонента дополнительная нагрузка на работодателей в определенных случаях возрастет до 10%. По мнению экспертов, недавний опыт некоторых стран, к примеру, все той же России, показывает, что к повышению социальной нагрузки все-таки стоит подходить очень осторожно – бизнес может не справиться с непосильной ношей и предпочесть уйти в тень ради выживания, что будет идти в разрез с принципами Концепции.

    Для граждан, которые выйдут на пенсию в этом году, годовая сумма пенсионных выплат, которые можно получить из ЕНПФ, составляет 710 760 тенге.

    Напомним, что эта сумма пересматривается ежегодно.

    Подготовила Галина КАРЕНСКИХ

    Анекдот в тему:

    Пенсионные проблемы решить легко. Достаточно просто повысить пенсионный возраст до 100 лет и постоянно и щедро индексировать пенсии.


     
    Предыдущая статьяЛюбовь разбудит спящий ум
    Следующая статьяПрава на новый лад
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл