13 марта в областном русском драматическом театре им. А.Н. Островского состоится премьера бульварного романа в стихах «Дурочка» по мотивам одноименной комедии испанского драматурга Лопе де Вега, чье творчество относится к «золотому веку» испанской литературы.
Заметим, что несмотря на чрезвычайную плодовитость драматурга – около 2000 произведений, из которых более 400 дошли до наших дней, Феликс ЛОПЕ де ВЕГА известен большинству наших театралов своей знаменитой комедией «Собака на сене». Между тем, «Дурочка» не только с успехом идет на театральных подмостках во всем мире, в том числе в московском Государственном театре киноактера, но был весьма удачно экранизирован в 2006 году Мануэлем ИБОРРОЙ.
Лопе де Вега в своих искрометных комедиях, насыщенных яркой, подчас плакатной веселостью, проявляет исключительный талант комического писателя. В его пьесах особая роль отводится слугам, история которых образует параллельную интригу. Именно эти персонажи – остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, – являются средоточием комической стихии произведения. Эти комедии построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до апогея, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали.
Напомним читателям фабулу пьесы. «Дурочка» – это история о двух красавицах-сестрах, совершенно противоположных по внешности и интеллекту. Ниса – начитана, преклоняется перед Гелиодором, Вергилием, зачитывается древнегреческой поэзией и даже сильна в стихосложении, но бедна. Зато для Финеи даже выучить алфавит – непосильная задача, на весь Мадрид она известна своей глупостью и слывет дурочкой. Чтобы хоть как-то выдать ее замуж, за ней дают богатое приданное – родной дядюшка постарался, любивший именно эту племянницу. Отец обеих девиц на выданье, почтенный Октавьо ждет в гости знатного дворянина, красавчика Лисео, который по приезду в дом будущей невесты, поражен скудоумием той, что ему прочат в жены, но влюбляется в просвещенную Нису. Ниса же влюблена в бедного поэта Лауренсио, который ей вроде бы платит взаимностью, но из желания устроится в жизни поприличней, начинает ухаживать за Финеей.
Однако любовь творит чудеса и дурочка Финея, влюбившись в поэта, постепенно проникается чувством прекрасного, становится любознательной и начинает действовать вполне мудро, что становится заметно и уже весь Мадрид удивлен новой Финее. А умница Ниса, мучимая ревностью, совершает одну ошибку за другой, чем навлекает гнев отца и на себя, и на сестру, и на обоих ухажеров. Слуги тоже не теряют времени даром – Педро, слуга Лауренсио решил приударить за Кларой – служанкой Финеи, а Слуга Лисео Турин влюбляется в Селью, служанку Нисы.
Лисео и Лауренсио почти доходят до дуэли, но выяснив, что их цели – разные, они договориваются о дальнейших действиях. Лисео пытается сосватать Нису, но ее рука уже обещана Дуардо, сыну Мисено — друга Октавьо. Разгневанный отец дает Лисео срок до следующего дня, чтобы решить: женится он на Финее или навсегда покинет их дом. Тут же находится новый претендент на руку Финеи и той приходится снова прикинуться дурочкой. Разумеется, завершается комедия, как и положено – все любящие сердца соединяются, доволен и отец, удачно выдавший обеих дочек замуж.
Почему главный режиссер театра Оксана МАЛУША рискнула взяться за этот драматургический материал, и что из этого вышло, мы узнаем только после премьеры. А пока известно только одно – ставку она сделала на молодых актеров театра.
Анна ПАНИЩЕВА