Руководство уральского аэропорта заявило о том, что снимает с себя ответственность за обеспечение регулярности и безопасности полетов. Такое скандальное решение администрация воздушной гавани приняла из-за запрета использования реагентов против обледенения взлетно-посадочной полосы (ВПП).
В Комитете гражданской авиации считают проблему надуманной и говорят, что для борьбы с гололедом у аэропорта есть все возможности.
Асфальт против цемента
В обращении на имя акима области Нурлана Ногаева и министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева генеральный директор ТОО «Международный аэропорт «Орал» Хайретдин РАСКАЛИЕВ сообщает о том, что АО «НИПИ «Казаэропроект», которое готовило проект реконструкции взлетно-посадочной полосы, запретило им использовать антигололедные реагенты для очистки ВПП от снега и льда.
— 24 ноября от АО «НИПИИ «Казаэропроект» было получено письмо, в котором данная проектная организация выдвинула требования о запрете обработки поверхности ВПП антигололедными реагентами, — говорится в обращении. — При соблюдении данного запрета под угрозой оказывается функционирование аэропорта в осенне-зимний период. Также в данной ситуации вызывает озабоченность позиция Комитета гражданской авиации, руководитель которого Б.К. Сейдахметов как бывший руководитель АО «НИПИИ «Казаэропроект», зная об имеющихся запретах на использование антигололедных реагентов на цементобетонных покрытиях, тем не менее пролоббировал решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы именно с применением цементобетонного покрытия. Таким образом, «Казаэропроект» и Комитет гражданской авиации сняли с себя ответственность за умышленные ошибки, допущенные при проектировании, а также за безответственно растраченные бюджетные средства».
В минувший четверг руководители аэропорта устроили пресс-конференцию, где более подробно рассказали о причинах своего обращения к министру Исекешеву и главе ЗКО Ногаеву.
По словам первого заместителя генерального директора ТОО «Международный аэропорт «Орал» Маргулана ШАКЕНОВА, еще весной текущего года акимат ЗКО и ТОО «Международный аэропорт «Орал» предупреждали о нецелесообразности цементо-бетонного покрытия и предлагали провести реконструкцию ВПП методом асфальтобетонного покрытия, которое устойчиво к использованию химических антиглоледных реагентов, а также требует гораздо меньших затрат при обслуживании и текущем ремонте.
— Тем не менее было принято решение проводить реконструкцию ВПП именно с укладкой цементобетона, — сообщил Маргулан Шакенов. – Однако о том, что в течение двух лет мы не можем использовать на новой полосе антигололедные реагенты, проектная организация нас предупредила только на днях, изначально почему-то этого сделано не было. Теперь мы не знаем, каким образом очищать взлетку от снега и льда, которые совсем скоро покроют полосу. С одной стороны, нам запрещено обрабатывать поверхность ВПП реагентами, с другой, запускать самолеты на полосу при гололеде опасно, поскольку воздушное судно может выкатиться за ее пределы, что грозит различными ЧП. Если Комитет гражданской авиации не примет мер, мы будем вынуждены приостановить работу аэропорта либо он будет работать с существенными сбоями. Такая ситуация продержится до тех пор, пока снег и лед с поверхности ВПП не исчезнет естественным путем, то есть путем выветривания или потепления.
«С учетом изложенного ТОО «Международный аэропорт «Орал» вынужден предупредить общественность о невозможности стабильной работы аэропорта г. Уральск в период осенне-зимней навигации, т.к. в случае выпадения осадков и образования льда на ВПП, антигололедные реагенты не могут быть использованы по указанным выше причинам, что неизбежно приведет к длительным задержкам и отменам выполнения рейсов в/из аэропорта г. Уральск. Также хотим заявить, что при возникновении описанных выше ситуаций ТОО «Международный аэропорт «Орал» не сможет нести ответственность за обеспечение регулярности и безопасности полетов в аэропорту г. Уральск», — констатируют в своем обращении на имя министра Исекешева руководители аэропорта.
Реагент реагенту рознь
Комитет гражданкой авиации министерства по инвестициям и развитию РК не стал дожидаться нагнетания ажиотажа вокруг громкого заявления администрации уральского аэропорта, выступив со своим видением ситуации.
— Касательно вопроса о том, что не разрешается определенными химикатами обрабатывать, эта информация есть, но есть химикаты на ацетатной основе. Они разрешены для бетонных полос. В этом плане проблем нет, есть определенные технологии, по которым обслуживаются полосы, в том числе и снегоочистительная техника, технология обработки полосы от гололеда. Реагент применяется в крайнем случае — при резком потеплении или резком похолодании, — отметил заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИР РК Серик МУХТЫБАЕВ. — Прежде чем укладывать полотно, было проведено технико-экономическое обоснование, проведена государственная экспертиза, которая дала заключение для такого покрытия. Оно дешевле, быстрее в укладке, полоса, соответственно, была уложена в короткие сроки. Кроме того, срок службы цементобетонного покрытия составляет 20-25 лет, в то время как асфальтобетон служит 7-8. При этом цементобетон в отличие от асфальтобетона более стабильно реагирует на высокие и низкие температуры. Что касается химических реагентов, в настоящий момент существуют их различные типы, которые могут быть использованы на цементобетонном покрытии, возраст которого составляет менее двух лет. В своем письме НИПИИ «Казаэропроект» информировал аэропорт Уральска о запрете применения конкретного типа реагента на основе карбомида. Но существует большое количество альтернативных современных антигололедных реагентов на ацетатной основе, которые безопасны для применения на свежем цементобетоне.
Также в КГА напомнили, что усиление ВПП Уральска цементобетонным покрытием обойдется в 7,9 миллиарда тенге, а асфальтобетонным обошлось бы в 8,2 миллиарда тенге.
Отреагировали на обращение и в АО НИПИИ «Казаэропроект».
— В рамках авторского надзора мы в качестве напоминания направили в адрес аэропорта выдержку из правил аэродромного обеспечения гражданской авиации. В них шла речь об ограничении в части использования антигололедных химических реагентов типа АНС для цементобетона возрастом до двух лет и на основе карбомида. Поэтому речь шла о конкретном типе реагентов, которым сегодня существует множество эффективных альтернатив, — отметил президент АО «НИПИИ «Казаэропроект» Асылхан ДОСПАНБЕТОВ. — При этом необходимо помнить, что основным методом борьбы с гололедом является использование комплекта аэродромной техники. Это входит в непосредственные обязанности аэропорта. Химические реагенты используются только в определенных случаях.
Справка «Н»:
Международный аэропорт «Орал» в среднем обслуживает от четырех до шести тысяч пассажиров в месяц.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО