40-летний режиссер и актер Жигер Мурзалиев рассказал «Н» о своем опыте обучения режиссуре и попытке создать молодежный театр в госуниверситете.
Я простой парень из Уральска. Моя мать всю жизнь проработала на мясокомбинате рядовым рабочим.
Прежде чем ставить спектакли, начать писать сценарии, снимать авторское кино. Пришлось сменить множество профессий. Я работал по ночам дворником и вкалывал чернорабочим.
Высшее образование еще не говорит о том, что человек высоко образован. И наоборот, встречаются люди обычных профессий, которые интеллектуально развиты, душевно хорошо настроены к этому миру, понимающие, что такое добро и зло.
Лет пять я работал в казахском драматическом театре безвозмездно. Участвовал в подготовке постановок и играл как актер.
В 2010 меня направили в ЗКГУ им. Махамбета преподавать практические занятия по режиссуре. Бывшее руководство театра обещало, что по договоренности с акиматом в будущем откроется молодежный театр, где я буду руководителем.
Самое тревожное для меня было, когда я столкнулся со студентами, которых нужно было обучать не только приемам режиссуры или актерскому мастерству, но и элементарным этическим правилам поведения в обществе, которые должен знать каждый человек с детства.
Вы можете себе представить, что студенты, которые учатся на режиссера театра не знают, кто такой Шекспир, Робинзон Крузо или Айболит?
Девушка из пятого курса, без пяти минут выпускница, как-то подошла ко мне и спросила: «Жигер ага, помните, вы однажды рассказывали мне про пьесу одного автора, где двое молодых людей полюбили друг друга, а родственники с обеих сторон были против. Речь шла о Ромео и Джульете Шекспира. Самое страшное в том, что диплом-то она получила. И когда она пойдет устраиваться куда-то и покажет диплом, то ей поверят. А ваши дети будут у нее учиться.
Учитель с плохой квалификацией может принести больше вреда, чем шахид. Террорист может унести жизни несколько человек, а преподаватель будет калечить сознание детей из поколения в поколение.
Искусство не терпит отношения в духе «ну ладно».
Нам выделили зал в сегодняшнем головном офисе «Нур Отана». Я начал обучать молодежь тому, что умею. Мы создали экспериментальный театр «Старый суфлер». Выступали со спектаклями в детдомах и участвовали в фестивалях.
Когда ты начинаешь делать то, что нравится молодежи, а другие этого не могут, у тебя начинаются проблемы.
Некоторые коллеги начали распространять слухи, что я глава секты и рецидивист, зарезавший свою мать.
Когда вы видите лежащего в грязи бомжа, вы понимаете, что он пьяница, неудачник, виноват в своих ошибках сам и так далее. Но какой бы он ни был, он, прежде всего, человек и вы не имеете право просто пройти мимо. Я не призываю забрать его к себе домой или дать денег, но ты обязан поинтересоваться у человека все ли с ним в порядке. Может ему нужно было элементарно вызвать скорую. Это один из принципов, которому я учил студентов.
В любую минуту в главный корпус могли ворваться охранники с безумными от страха глазами и с криком разгоняя всех: «Жолдан былай тур! Жолдан былай тур!» (С дороги! С дороги!). Таким ажиотажем сопровождалось появление ректора университета.
Самый надежный помощник в моей жизни — это супруга Райса. Мы с ней познакомились, когда я снимал в Уральске свой самый первый фильм «Бумажный самолет». Критики могут сказать, что это не кино, а описание некой истории, которую сняли на камеру. Но это была честная попытка снять настоящее кино с минимальными ресурсами.
Я всегда пытаюсь донести до людей то, что у меня болит, то, что я люблю, и как бы я хотел, чтобы вокруг все было. Чаще всего в жизни мне встречались хорошие люди, которые всегда учили биться за правду.
У честного человека всегда будут проблемы. Сердце его изнашивается быстрее, чем у других.
Я часто вижу маленьких людей, которые дрожат, боясь потерять работу, что они не накопят на пенсию и умрут с голоду. Ради всего этого многие работают там, где им не хочется. Унижений и наглости в театре и вузе я пережил много. С моим характером и принципами я не смог оставаться в той среде, и я ушел из театра и вуза.
Сейчас я вместе со студентами работаю над фильмом «День, когда зло проиграло» о сотрудниках полиции. Вдохновил меня подвиг полицейского Газиза Байтасова, погибшего в 2011 году при задержании террориста в Таразе. Ему было посмертно присвоено звание «Халы? ?а?арманы» (Народный Герой).
Он ведь тоже мог лежать как остальные полицейские за машиной и постреливать в сторону террориста. Но он вышел и прикрыл подрывника своим телом. Так вот, у каждого из нас в этой жизни непременно будет такой ответственный момент, когда нужно будет решительно действовать.
От редакции:
С произведениями Жигера Мурзалиева можно познакомиться в интернете на его youtube-канале:
http://www.youtube.com/channel/UCK4zRIoe_DzBccRFzAfegRw
Записал Санат Урналиев