Семеро уральских перевозчиков через суд требуют от городских властей повысить цены на проезд в общественном транспорте до 85 тенге. Главный аргумент истцов — девальвация, а также повышение цен на ГСМ и запчасти. Судебный процесс длится почти два месяца и пока неясно, чем закончится. Городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, к которому и предъявили претензии перевозчики, никак не комментирует ситуацию.
«Дайте нам заработать!»
В списке тех, кто подал в суд на горотдел ЖКХ за бездействие, все семеро перевозчиков Уральска: ТОО «УралТехСервис», ТОО «ПАП №1», ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк», ТОО «Акжол-Авто», ТОО «Оралавтотранс», ТОО «БатысДилижанс» и ТОО «Пассажир-Авто». В исковом заявлении перевозчики мотивируют свои требования тем, что «в феврале 2014 года в результате девальвации национальной валюты увеличилась стоимость запчастей и расходных материалов для автотранспорта на 25-30%. Стоимость дизельного топлива с 01.05.14 г. повысилась на 12% с 102 до 115 тенге. В связи с этим перевозчики несут убытки». В исковых требованиях перевозчики просят суд обязать отдел ЖКХ установить тариф за проезд в размере 85 тенге.
Вот, что рассказал «Н» один из истцов, директор ТОО «УралТехСервис» Александр Баклан:
— Это сумма сложилась из наших расчетов. Мы имеем договорные отношения с ЖКХ и перед участием в тендере взяли бешеные кредиты. Наше предприятие, к примеру, взяло почти один миллиард тенге, заложило все имущество, в том числе собственное, чтобы наши горожане комфортно ездили. Мы ничего лишнего не требуем, мы такие же предприниматели. Мы ведь и хотим увеличить свои доходы за счет этого. Никто бесплатный хлеб не раздает, услуги не оказывает за просто так.
Одной из причин подорожания автозапчастей Баклан указывает, что почти все они завозятся из России.
По словам перевозчика, местные власти по закону должны установить тариф до уровня себестоимости перевозок, если тариф местным исполнительным органом ограничивается, разница между расчетным и действующим тарифом должна возмещаться с бюджета.
— Нам постоянно говорят, что в бюджете нехватка денег. Мы все прекрасно понимаем, нам не нужны эти деньги, дайте нам самим заработать. Для этого создайте нам условия.
От властей бизнесмен просит, чтобы чиновники начали постепенно подготавливать население к повышению стоимости проезда.
— Людей нужно подготавливать, разъяснять населению. Почему, например, в Алматы, Астане, Оскемене, можно установить тариф в 80-90 тенге? Там что, другие автобусы, другие люди или запчасти по-другому стоят? Но там власти как-то лояльно относятся, идут на диалог с перевозчиками. А у нас нет ни субсидирования, ни справедливого тарифа. Так еще и в местных СМИ нас поносят. С февраля месяца мы с этим бьемся. Но результата пока нет. Они даже официальный отказ не дают, если мы ошиблись в чем-то. Просто тишина какая-то.
В качестве примера «нормальных отношений власти с перевозчиками» Александр Баклан приводит соседние Актобе и Атырау:
— В некоторых СМИ сравнили нас с Актобе. Мол, у них 55, а у нас хотят 120. Так в Актобе уже лет десять с бюджета деньги закладывают. Только на этот год два миллиарда на возмещение затрат перевозчику заложили. Естественно, они там тариф держат, полгорода льготно возят. В каждом регионе этот вопрос по-своему решается. В Атырау, например, 50 новых автобусов город купил и отдал их таким же предпринимателям. Вот мол, ребята, работайте, как получится, так отдадите. Естественно, у них тариф ниже.
Касательно грубых водителей Александр Баклан заявил:
— В СМИ часто жалуются на грубость водителей маршрутных автобусов или кондукторов. С другой стороны, средняя зарплата водителей — 40 тысяч тенге. А где их нормальных взять на такую зарплату? У нас большая проблема с текучестью кадров. Потому что нормальных людей с такой зарплатой удержать мы не в состоянии. А тут еще озвучивают, что на первое июля средняя зарплата в ЗКО 103 тысячи тенге. Было бы неплохо. Ежедневный план, естественно, будет увеличиваться.
Подытоживая, Баклан подчеркнул, что социальные слои населения, которые ездят в общественном транспорте бесплатно или со скидкой, будут ездить на тех же условиях.
А в ответ тишина
В отделе ЖКХ упорно хранят молчание по поводу иска в частности и ситуации с повышением тарифа — в целом. Так, специалист юридического отдела Альфия Жанабаева, которая представляет в суде ответчиков, отказалась комментировать процесс:
— Пока суд идет, ничего сказать не могу.
Зато на анонимных условиях удалось поговорить с одним из кондукторов самого ходового уральского маршрута — №5. 23-летний Аслан (фамилию просил не называть) несколько лет работает на «пятерке» и считает, что перевозчики и без повышения тарифа имеют неплохую выручку. Парень понимает, что и план, который нужно каждый день сдавать хозяевам автопарка, с повышением стоимости проезда тоже вырастет:
— Слышал, что во всех городах проезд дорожает. Ладно, 80 тенге, но 85 зачем делать. За восьмичасовой рабочий день я ежедневно встречаю по 5-6 человек, у которых этих самых пяти тенге не хватает на проезд. У нас частный автобус. Наш суточный план — 30 тысяч тенге. Солярку сами заливаем. В среднем 130 литров в день уходит. Наш маршрут от микрорайона Жулдыз до Медколледжа. В день делаем шесть кругов, промежуток между автобусами пять минут, — рассказал Аслан.
Единственная сторона в этом конфликте, которая естественно и однозначно будет против повышения стоимости проезда — это простой народ. И его мнение чиновники и перевозчики по закону обязаны принять во внимание, по меньшей мере, на общественных слушаниях.
Санат УРНАЛИЕВ
Справка «Н»
Бесплатно в общественном транспорте могут ездить: участники ВОВ, дети до 7 лет, инвалиды I группы по зрению, дети-инвалиды детства до 16-ти лет. Сопровождающим инвалидов по зрению и детям с 7-ми до 15-ти лет скидка 50%.