Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
4 C
Уральск
12.1 C
Аксай
Еще

    Как превратить идею в товар?

    На базе технопарка «Алгоритм» с 2013 года функционирует Региональный центр коммерциализации (РЦК). О его деятельности рассказывают сотрудники РЦК Павел Проскурин и Даурен Кушалиев.

    Павел Проскурин:

    «Факторы успеха»

    Весь инновационный процесс можно определить как процесс последовательного  превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских и опытных разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта — процесса  коммерциализации технологий. Все начинается тогда, когда уже есть завершенная технология, закончены научные исследования и существует четко определенный продукт или услуга со свойствами и преимуществами, которые будут востребованы на рынке. Коммерциализация является долгосрочным и комплексным процессом, в который вовлечено множество различных партнеров из бизнеса, научного и образовательного сообщества, центральных исполнительных органов и местных властей.

    Что необходимо для успешной коммерциализации технологий?

    Во-первых, спрос. Как известно, развитие технологий без учета рыночного спроса потребителей является совсем не эффективным, поэтому в странах с наиболее развитым технологическим уровнем основой политики в сфере коммерциализации технологий является стратегия, ориентированная, прежде всего, на потребность рынка и спрос. Как показывает мировой опыт, только 7-10% научных разработок НИИ и университетов доходит до рынка, а экономический успех приходит чаще всего именно оттуда. Многие научные разработки не находят своего применения в силу того, что в свое время не достаточно хорошо был проработан потребительский вопрос, не проведены маркетинговые исследования.

    Во-вторых, конкурентоспособность. Распространено мнение, что в условиях отечественной низкой платежеспособности целесообразнее финансировать разработку пусть не самого лучшего, но продаваемого на отечественном рынке продукта. Это не так. Выгоднее привезти уже имеющийся на мировом рынке продукт или технологию его производства, чем тратить средства на освоение выпуска пусть своего, но посредственного.

    В-третьих, команда. Ведь помимо интересной разработки, важна организация, то есть способность конкретных людей эту разработку реализовать. Ученый — не предприниматель и плохо ориентируется в процессе вовлечения научной разработки в продукт или новый товар. Да он и не обязан быть хорошими организатором и руководителем, причем в сфере, существенно отличающейся от научной. Поэтому, основной фигурой в процессе коммерциализации является не изобретатель, а предприниматель, вернее команда, управляющая процессом коммерциализации.

    В-четвертых, защита интеллектуальной собственности.  В этой связи самым главным являются гарантии прав авторов на вознаграждение. Ведь без их участия на всех стадиях создания нового продукта никакие успехи не достижимы. В начале процесса изобретения и инновации изобретателю нужно найти способы защиты создаваемой им интеллектуальной собственности. Многие изобретатели не могут осознать, как важно юридически защищать их работу, чтобы  применить патент или другое  право на интеллектуальную собственность в нужное время. Защита интеллектуальной собственности, а именно идей и изобретений, важна для их успешной коммерциализации. Однако также важно правильно определить нужный тип защиты, который будет лучше всего соответствовать целям коммерциализации.

    В-пятых, финансирование. Опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления первых доходов от его продажи на рынке обычно проходит 4-5 лет, в редких случаях — меньше. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии нужно около 1-2 млн долларов (не учитывая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Никто не дает таких денег сразу. Средства обычно поступают маленькими порциями за каждый отдельный шаг. На этом этапе, конечно же, не обойтись без финансовой поддержки инвесторов, бизнес-ангелов, заинтересованных предприятий, которые могут вложить финансовые средства, опять же с учетом вышеперечисленных факторов.

    Шестой фактор – это инфраструктура, элементами которой в Казахстане являются НИИ, вузы, институты развития оказывающие господдержку индустриально-инновационной деятельности, технопарки и региональные центры коммерциализации в том числе.

    Кроме всего перечисленного, в этом процессе самым важным моментом для инновационных компаний является выбор способа коммерциализации. Каждый инновационный продукт уникален и предназначен для решения определенной проблемы, поэтому разработчикам необходимо серьезно подходить к этому вопросу. Сегодня согласно международному опыту можно выделить три основных способа коммерциализации инноваций: самостоятельное использование (производство, выведение на рынок), переуступка части прав на инновацию (продажа лицензии, франчайзинг) и полная передача прав на инновацию (отчуждение, продажа прав). Каждый из способов предоставляет инновационным компаниям широкие возможности по реализации их разработок. Однако прежде чем выбрать, необходимо проанализировать каждый из них и остановиться на наиболее подходящем, поскольку у всех из них имеются свои достоинства и недостатки.

     

    Даурен Кушалиев:

    «От разработки до бизнеса»

    4212Необходимо отметить, что РЦК при технопарке «Алгоритм» призван помогать превращению разработки в бизнес, оказывать поддержку по продвижению и развитию системы коммерциализации технологий в нашем регионе.

    Основными задачами нашего центра являются организация взаимодействия субъектов научной и научно-технической деятельности, а также частного предпринимательства. Мы осуществляем поиск и даем оценку технологиям для коммерциализации в региональном масштабе. Кроме того, консультируем по вопросам защиты интеллектуальной собственности и предоставления грантов, оказываем содействие в организации и проведении обучающих семинаров, тренингов и различных курсов.

    За два года деятельности нашего центра накоплен определенный опыт по коммерциализации. Каковы его основные принципы? РЦК получает первую информацию о состоявшемся, по мнению автора, изобретении и первой задачей становится оценка его коммерческой привлекательности. То есть характеристики рынка, потребительских качеств, осуществимости идеи и стадии развития, требований к ресурсам и возможность защиты. Сотрудники Центра оценивают потенциальный рынок, осуществляют поиск аналогов, выслушивают мнения экспертов и выявляют потенциал патентования. Работа по анализу разработки идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. При этом выясняются его способности и заслуги в сфере коммерциализации технологий. Самой трудной, как показала практика, оказалась начальная фаза, включающая выделение коммерчески значимых результатов исследований, определения оптимальной формы их коммерциализации, а также организационное, правовое и информационное обеспечение.

    Кроме всего прочего, РЦК активно консультирует по вопросам предоставления инструментов господдержки в индустриально-инновационной деятельности и оказывает содействие в заполнении заявок на инновационные гранты. РЦК помогает определить направленность идеи, после чего определяет, по какому виду гранта можно подать заявку. После его выбора сотрудники центра помогают оформить заявку на соответствующий грант.

    Кстати, в текущем году более 60 инноваторов уже получили необходимые консультации. Причем, пять заявок оформляются на инновационные гранты.

    Напомню, что сейчас действуют девять видов инновационных грантов, предоставляемых АО «Национальное агентство по технологическому развитию». Это приобретение технологий, проведение промышленных исследований, повышение квалификации инженерно-технического персонала за рубежом, поддержка деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития, патентование в зарубежных странах, региональных патентных организациях, привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, консалтинговых, проектных и инжиниринговых организаций, а также внедрение управленческих и производственных технологий и коммерциализация технологий. Гранты предоставляются в рамках приоритетных направлений в соответствии с законодательством РК о господдержке индустриально-инновационной деятельности. Их предоставление осуществляется на безвозмездной основе путем возмещения затрат или софинансирования как действующим, так и начинающим предпринимателям, физическим и юридическим лицам, в зависимости от вида гранта.

    Заметим, что грант на коммерциализацию технологий состоит из двух этапов. Это обоснование концепции проекта для коммерческого использования технологии и создание промышленного прототипа и его коммерческой демонстрации. На первом этапе покрываются такие затраты, как доведение экспериментального опытного образца или первоначальной конструкции до работающей модели или макета, проведение опытных испытаний, обоснование технической осуществимости проекта, обоснование коммерческой привлекательности проекта и написание предварительного бизнес-плана, а также патентование. Срок предоставления гранта – шесть месяцев, сумма гранта до 5 млн тенге.

    На втором этапе покрываются затраты, связанные с написанием развернутого бизнес-плана, разработкой в реальных условиях промышленного прототипа готового к серийному производству. Сюда же входит и разработка дизайна, проведение сертификации качества и безопасности, подготовка проектно-конструкторской документации на производство предлагаемой продукции и другое. Срок предоставления гранта – 24 месяца, сумма гранта до 25 млн тенге.

    Не стоит забывать, что информационная поддержка ученых и изобретателей также осуществляется и через сайт технопарка: www.tpa.kz. Там создан специальный раздел РЦК, где размещена информация о мерах господдержки. В этом разделе не только публикуются новости о деятельности РЦК, но и размещаются объявления о предстоящих мероприятиях и конкурсах, проводимых технопарком и АО «НАТР».

    Мария ПЕТРОВСКАЯ


     
    Предыдущая статьяТретий выходной – лишний?
    Следующая статьяОткрытий дух, идей громада
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл