По мнению эксперта, самой главной мерой по сокращению дефицита бензина в Казахстане является регулирование оптовых цен. Они, согласно данным топливной ассоциации, значительно повысились.
— На конец июля оптовая цена по дизтопливу на границе Казахстана с Россией была 125 тенге за литр, а по АИ-92 — 130 тенге. А у нас розница же регулируется, и на то, и на другое топливо 115 тенге. Понятно, что закупать за 130 тенге, чтобы продавать за 115, никто не будет. Я думаю, отсюда и возник этот дефицит бензина на АЗС Казахстана, — пояснил собеседник.
Спикер подчеркнул, что ему не понятен процесс образования цен на оптовый бензин. Он считает, надо держать оптовые цены под контролем, а самое главное — установить, как они образуются. Никто не знает, какую маржу получают оптовые поставщики, так как их никто не регулирует. Специалист также отметил, что надо решать проблему и с обеспечением казахстанских НПЗ сырой нефтью, то есть отказаться от «давальческой» схемы поставки сырой нефти на заводы. Завод должен получать деньги только за переработку нефти, чтобы владельцами нефтепродуктов являлись поставщики сырья.
В свою очередь, КМГО продолжает настаивать на искусственности ажиотажа. Об этом сообщается в пресс-релизе компании.
«Одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке РК может выступать сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке РК. Информация о грядущем повышении постоянно появляется в различных СМИ», — отметили в КМГО.
Текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах Алматы, Уральска, Костаная по состоянию на 15.08.2014г. составляют (по данным АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа»): в Алматы и Алматинской области — 20 050 тонн, ЗКО — 2 427 тонн, Костанайской области — 8 946 тонн.
Как сообщает КМГО, вышеуказанных запасов бензина марки АИ-92 достаточно для обеспечения потребностей данных регионов в течение 7-10 дней (данные были приведены в минувшую пятницу – ред.). Учитывая, что ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ РК составляет 5,5-5,8 тыс. тонн, оснований для возникновения тотального дефицита в РК нет, резюмируют в КМГО.
Лиза КИСЕЛЁВА